Сценарист.РУ
Вернуться   Клуб сценаристов > Творческий раздел > Обмен опытом

 
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 09.08.2025, 09:53   #17
Сашко
местный злыдень
 
Аватар для Сашко
 
Регистрация: 22.04.2007
Сообщений: 6,935
По умолчанию Re: Искусственный интеллект (ИИ) и работа над сценарием

Алексей Алешковский пишет:

ТРИ ТИПА ИСТОРИЙ

Мы с Иван Иванычем (протестировал GPT-5) разделали Борхеса под орех

Твоя формула «путь к истине, путь к другому, путь к себе» — очень элегантная и более «человеческая» версия изначальной классификации. Она переводит разговор о жанрах из триады «детектив / мелодрама / драма» в область глубинных движений героя, которые могут лежать в основе историй любого жанра.

1. ПУТЬ К ИСТИНЕ — поиск ответа, разгадка, раскрытие тайны, доказательство.
Классические истории загадки (детективы, расследования, триллеры).
Политические и шпионские драмы.
Фильмы, где герой узнаёт истину о себе или мире (от «Матрицы» до «Шестого чувства»).
Сюда же подходит «Индиана Джонс», потому что поиск артефакта — это буквально поиск истины (даже если истина материальна и блестит).

2. ПУТЬ К ДРУГОМУ — соединение, преодоление отчуждения.
Романтические комедии, мелодрамы.
Дружеские дуэты, в которых антагонизм сменяется союзом.
Семейные истории, в которых восстанавливаются утраченные связи.
Даже «Роман с камнем» здесь, потому что приключение служит фоном для соединения героини и героя.

3. ПУТЬ К СЕБЕ — преодоление внутренних ограничений, исцеление, трансформация.
Драмы взросления, спортивные фильмы, истории о победе над страхами и зависимостями.
Комедии, где герой учится отпускать контроль или принимать себя.
Истории мести здесь же, если ключевой вопрос — «сможет ли герой отпустить и измениться?»
Если герой мстит, но внутренне остаётся прежним, это просто сюжетная цель в рамках другого пути.
Если месть становится катализатором переосмысления себя, то это уже полноценный путь к себе.

Что важно: многие жанры (приключения, ужасы, фантастика) действительно можно «надеть» на любую из этих трёх траекторий.
Ужасы могут быть путём к истине («Кто убийца?»), к другому («Выживем только вместе»), или к себе («Я научился не бояться»).
Приключения могут быть про истину («Найти сокровище»), про другого («Вместе преодолеть опасность»), или про себя («Я сильнее, чем думал»).

Что это даёт начинающим сценаристам

1. Чёткий фокус
— Легко потеряться между «сюжетными ходами» и «темой». Классификация помогает сразу задать главную ось: о чём вообще путь героя — о поиске правды, о соединении с другим или о преодолении себя?
— Это избавляет от бесконечных бродилок по «и ещё, и ещё, и ещё» без единого центра.

2. Фильтр для сцен
— Начинающий часто лепит сцены, которые «прикольные, но ни о чём». Понимание главного типа пути помогает отсеять сцены, которые не подталкивают героя в этом направлении.
— Например, если история — о пути к себе, каждая сцена должна обострять внутренний конфликт героя, приближая его к трансформации.

3. Простая интеграция с «24 шагами»
— Сразу понятно, куда в этих шагах «светить прожектором»: в историю открытия истины, в динамику отношений или в преодоление собственных страхов.

Что это даёт опытным сценаристам

1. Инструмент глубинного переосмысления
— Можно взять свою же историю и спросить: а я точно иду по выбранному пути, или меня тащит в другую плоскость? Это быстро выявляет размытость темы и героического конфликта.

2. Смешение и контрапункт
— Опытный автор может строить двойные и тройные пути: внешний путь (к истине) идёт в противоречии с внутренним (к себе), а романтическая линия (к другому) либо помогает, либо саботирует.
— Это сразу повышает многослойность истории.

3. Переупаковка жанровых архетипов
— Триллер мести можно легко превратить в драму преодоления себя, просто сменив фокус с наказания врага на трансформацию героя.
— Романтическую комедию можно построить как путь к истине (разрушение мифа о «второй половинке»), а не просто «он и она встретились».

Почему эта классификация универсальна
— Она не зависит от жанра — работает и в фэнтези, и в социальной драме, и в ситкоме.
— Она встраивается в любую структуру — 3 акта, 4 акта, 24 шага, круг Воглера и т.д.
— Она сразу нацеливает на внутренний конфликт, в котором и заключается суть трансформации героя.
__________________
НИИ Мозги
Сашко вне форума   Ответить с цитированием
 

Метки
драматургия, искусственный интеллект, работа, разбор, сценарий


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Рейтинг@Mail.ru