Комментарий к материалу Дмитрия Костянчука, "Дорога в Голливуд"
На одной из страниц сайта
www.screenwriter.ru (
http://www.screenwriter.ru/info/hollywood/) опубликован материал Дмитрия Костянчука, "Дорога в Голливуд" о том, как он продвигал свой сценарий в Америке. Материал интересный, точный. Все так, за исключением некоторых штрихов. К сожалению, Дмитрий не написал, сумел он все-таки найти агента или нет. Думаю, читателям будет любопытно сообщение российского сценариста, который попал в первую двадцатку одного из престижных сценарных конкурсов Голливуда (около 3 тыс. участников) и в качестве приза получил агента, который начинает рассылку его сценария студиям.
Ваш покорный слуга прошел через все, о чем пишет Дмитрий Костянчук, но, кажется, продвинулся чуть дальше. Когда возникла идея, я перерыл Интернет, выписал сценарные учебники через Amazon.com (лучший - The Screenwriter's Bible by David Trottier), купил сценарную программу Final Draft 7 (сейчас выходит обновленная 8-ая версия), ну, и засел за дело. Написал фэнтэзи в правильном Голливудском техническо-творческом формате (что посильно, если имеешь сценарную программу и голливудские учебники) и отослал на несколько голливудских конкурсов.
Замечу кстати, что искать агента самому, да еще если не живешь в LA, - дело самое пустое. С улицы никого не берут. Никто, повторяю, НИКТО, не будет читать ни письмо (query letter), ни logline (две-три фразы, передающие идею), ни синопсис (не более 1 стр.), ни treatment (пересказ содержания на 3-4 стр.), без которых нельзя ступить и шагу. Однако многие сценарии продаются в виде этих полупродуктов. Часто для продажи достаточно хорошо оттарабанить свою идею на pitching’ге – пятиминутной встрече с продюсером. Для этого устраиваются специальные сценарные фестивали, и у кабинетов продюсеров выстраиваются очереди. Есть еще знакомые массажисты и парикмахерши звезд. Один парень подкараулил звезду у лифта гостиницы в майке, на которой был ее портрет со словами I love you, my superstar! – и через нее попал в голливудские выси. Но согласитесь, тут нужно быть не cтолько сценаристом, сколько клоуном, да еще постоянно живущим в LA.
Есть, конечно, так называемые Indies (Independent producers), не входящие в Producers Guild of America, с которыми работают агенты-шакалы, подбирающие всякую заваль. Но это все для бюджетиков в пару-тройку миллионов долларов (смешных по голливудским стандартам).
Для всех остальных единственный вариант – это сценарный конкурс, и тут я возвращаюсь к своему сценарию. На одном из конкурсов на него обратили внимание, продвинув в полуфинал. В призеры я не попал, но мне предложили сделать сценарный анализ и редакторскую правку. Анализ был великолепный, правка – абсолютно корректная, убравшая многие глупости. Все это обошлось в смешные 300 долл. Зачем так выкладываются прагматичные американцы? Тут штука в том, что устроители этого конкурса являются сценарными брокерами и, дорабатывая сценарий с автором, берут дополнительные 4-5 % в случае продажи. Если ты довел сценарий с их помощью до кондиции, они находят агента, а уж агент за свои 10 % предлагает сценарий студиям. К сожалению, я при доработке сценария попал в вилку личных отношений двух руководителей брокерской фирмы и остался на бобах.
Переделанный сценарий снова хотелось показать специалисту – все-таки английский не родной мой язык, хоть и владею им профессионально. Сценарных аналитиков в Голливуде – пруд пруди, но как найти своего (жанр, качество, деньги, время)? Один из американских сценаристов, с которым у меня завязались приятельские отношения, дал рекомендацию. Я ей воспользовался. Мой сценарий снова причесали и дали новые советы, не со всеми из которых я был готов согласиться (моя рецензентша оказалась упертой феминисткой и настоятельно советовала усилить роль женщины в моем фантазийном мире). Поскольку она не была брокером и не была заинтересована в продвижении моего сценария, эта работа стоила уже около 700 долл., причем она была выполнена, хоть и вполне профессионально, но менее талантливо, чем в первый раз.
Теперь уже дважды переписанный сценарий я отослал на новый конкурс – и о чудо! – попал в верхнюю премиальную двадцатку. Не думайте, что в конкурсах принимают участие только зеленые юнцы. Я почитал анкеты победителей нескольких конкурсов – в этих состязаниях не брезгуют участвовать и убеленные сединами профессионалы. Я – тоже отнюдь не юноша.
По Дмитрию получается, что ВСЕ сценарные конкурсы – это туфта и потеря денег. Отнюдь нет. Конечно, большинство – дрянь. Многие даже и честные конкурсы сильно заспециализированы. Например, только для авторов из Техаса, или берут сценарии, акцентирующие позитивную роль афро-американцев в современном мире, или только horror или обязательно с протестантской нотой. Выбрать нелегко, но в Интернете можно найти сайт, который дает ОЧЕНЬ дельные рейтинги голливудских сценарных конкурсов по пятибалльной системе. Там же отзывы участников. Там же условия и координаты конкурсов. Там же график проведения. Среди сотни с лишним сценарных ярмарок тщеславия стоящих наберется не более дюжины. Число участвующих в самых престижных колеблется в пределах 2-4 тысяч. На этих лучших конкурсах читаются ВСЕ сценарии от корки до корки (имел возможность в этом убедиться сам). Обычно бывает три тура: четвертьфинал, полуфинал и финал. Прошедшие в следующий тур сценарии читают новые рецензенты. Баллы по турам суммируются. Конкурсы НЕ зарабатывают на взносах участников. Деньги устроителям приносит продвижение работ победителей.
Все довольно просто, но Голливуд, знаю теперь это личному опыту, - это дорога в земной рай по краю пропасти. Шаг в сторону – и поминай как звали! Есть, конечно, гении и везунчики, а остальным нужно запастись денежками, упорством и временем. Даже если у вас есть блестящая идея. Голливудом правят не идеи, а слепое следование стандартам. В сценарном деле тоже все предельно стандартизировано, и эти стандарты нужно знать на зубок. На выходе, естественно, имеем сотни гладеньких, технически совершенных, но не трогающих душу картин. Голливуд, господа, живет по черномырдинской прибаутке: хотели как лучше, а вышло… ну вы знаете, как вышло-то.
Однако, однако: Nobody knows anything in Hollywood, - сказал Sam Goldwyn, один из создателей MGM, и голливудский конвейер время от времени выдает шедевры несмотря ни на что. Чудеса случаются и на фабрике пластилиновых грез.
Всем удачи!
Лев Лобов
P.S. Дополнительная информация на
http://www.peredelkino-land.ru/movie-5.shtml.