|
12.09.2007, 17:05
|
#1
|
Читатель
Регистрация: 11.04.2007
Сообщений: 55
|
В современной литературе по сценарному мастерству говорится о том, что в сценарии обязательно должны быть две поворотные точки. Не совсем понимаю, что это такое. В каждом ли фильме (жанре) нужны поворотные точки? Почему именно две, а не три…, пять? Только не отправляйте меня читать Червинского, Митту и т.п. Уже читал.
Перефразирую известную фразу. Теория-тьма, практика-свет. Поэтому и хотелось, в виде небольшой практики, разобрать вместе с вами по полочкам хоть один известный кинофильм. Возьмем, например, «Брильянтовую руку». (Завязка, развитие, кульминация, развязка). И самое главное, где в этом фильме енти самые пресловутые поворотные точки. А может быть, их вообще нет?
У меня складывается такое ощущение, что советские кинематографисты никогда и не слышали об этих самых точках. При этом снимали замечательные фильмы. А вы как считаете?
Присоединяйтесь господа сценаристы, начинающие и маститые.
|
|
|
12.09.2007, 17:18
|
#2
|
Супер-модератор
Регистрация: 29.05.2006
Сообщений: 5,497
|
Цитата:
Только не отправляйте меня читать Червинского, Митту и т.п. Уже читал.
|
Ну, тогда Вам уже ничто не поможет
__________________
Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
Ф. Ларошфуко
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
А. Хичкок
|
|
|
12.09.2007, 17:27
|
#3
|
Позитивная
Регистрация: 11.06.2006
Сообщений: 4,997
|
Бакенбардыч , чтобы поддержать у зрителей интерес к фильму и придуманы эти точки. Были проведены исследования - на каких минутах у зрителя притупляется внимание. Для этого сюжет на этих точках надо повернуть на 180 градусов так, чтобы снова заинтересовать зрителя.
Это кратко.
|
|
|
12.09.2007, 17:28
|
#4
|
Литератор
Регистрация: 30.05.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 982
|
Если совсем коротко, то в поворотных точках у зрителя возникает эмоция "УПС!". Не "упс" типа торта в физиономию, а уход привычной земли из-под ног. Так понятно?
Или так: есть течения действия "степь, да степь кругом, путь далек лежит"  , а есть "эй, ямщик, поворачивай, к черту!" :scary:
|
|
|
12.09.2007, 17:31
|
#5
|
Читатель
Регистрация: 11.04.2007
Сообщений: 55
|
А взять, например, «С легким паром». С первой поворотной точкой всё понятно (Мягков попадает в Питер). А где вторая…, пятая?
|
|
|
12.09.2007, 17:54
|
#6
|
Заблокирован
Регистрация: 30.04.2007
Сообщений: 1,216
|
Цитата:
в сценарии обязательно должны быть две поворотные точки.
|
Минимум две.
Цитата:
Почему именно две, а не три…, пять?
|
Можно и пять, если хватит фантазии и ремесла.
Цитата:
В каждом ли фильме (жанре) нужны поворотные точки?
|
Возможно, те, кто любит так называемое авторское кино со мной не согласятся, но я считаю, что - в каждом не скучном фильме.
Цитата:
Не совсем понимаю, что это такое.
|
Не помню, как сформулировано это у Митты с Червинским, но я понимаю так: сюжетный поворот - это точка, в которой меняется мотивировка главного героя. Например, спасая друга от злодеев, главный герой везёт его к себе на дачу в багажнике своей машины, но (первая поворотная точка) сам оказывается у злодеев в плену. Теперь мотивировка героя уже не спасти друга (тот, допустим, уже мёртв), а сбежать из плена. Главный герой действует, совершает побег (это даётся ему большой ценой), но тут выясняется, что , друг главного героя жив, здоров и не друг ему вовсе, он специально заманил главного героя на дачу, чтобы тот попал к злодеям в плен. Эта новость снова заставляет главного героя сменить мотивировку (вторая поворотная точка). Теперь главный герой хочет отомстить бывшему другу...
Цитата:
Возьмем, например, «Брильянтовую руку». (Завязка, развитие, кульминация, развязка). И самое главное, где в этом фильме енти самые пресловутые поворотные точки. А может быть, их вообще нет?
|
Сюжет "Брильянтовой руки" помню лишь приблизительно (это не самый мой любимый фильм), поэтому ничего не могу сказать по поводу данной картины, но полагаю, что там всё на месте.
Цитата:
У меня складывается такое ощущение, что советские кинематографисты никогда и не слышали об этих самых точках. При этом снимали замечательные фильмы.
|
Ваше ощущение не имеет ничего общего с реальным положением дел. Предмет "теория кинодраматургии" изучается в нашей стране с незапамятных времён. И о сюжетных поворотах, поверьте, советские кинематографисты знали задолго до выхода в свет замечательных книжек Червинского и Митты.
|
|
|
12.09.2007, 18:13
|
#7
|
Супер-модератор
Регистрация: 29.05.2006
Сообщений: 5,497
|
Цитата:
Сюжет "Брильянтовой руки" помню лишь приблизительно (это не самый мой любимый фильм), поэтому ничего не могу сказать по поводу данной картины, но полагаю, что там всё на месте.
|
Сюжет меняет направление, когда Семен Семеныч возвращается домой с бриллиантовой рукой.
А вообще, у Митты на эту тему очень много ярких примеров и из фильмов и из жизни.
__________________
Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
Ф. Ларошфуко
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
А. Хичкок
|
|
|
12.09.2007, 18:23
|
#8
|
Сценарист
Регистрация: 06.08.2007
Сообщений: 1,833
|
Суть двух основных поворотных точек - это, прежде всего, трехактная композиция, ради которой они и нужны. Две точки обозначают переход от вступления к основной части и от основной части к заключению - соответственно. Это их главная функция. "Разворачивать" же сюжет можно сколько угодное количество раз.
|
|
|
12.09.2007, 18:24
|
#9
|
Заблокирован
Регистрация: 30.04.2007
Сообщений: 1,216
|
Авраам, трёхактная композиция - это не цель, а средство, с помощью которого драматург удерживает внимание зрителя.
|
|
|
12.09.2007, 18:27
|
#10
|
Читатель
Регистрация: 11.04.2007
Сообщений: 55
|
Спасибо всем за комментарии.
А как обстоит дело с телевизионными сериалами? В каждой серии нужно лепить поворотные точки, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении, или все-таки распределить их более плавно (во 2-ой, 6-ой, 15-ой и т.д.)?
|
|
|
12.09.2007, 18:29
|
#11
|
Заблокирован
Регистрация: 30.04.2007
Сообщений: 1,216
|
Цитата:
В каждой серии нужно лепить поворотные точки, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении
|
|
|
|
12.09.2007, 18:39
|
#12
|
Заблокирован
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Москва
Сообщений: 2,430
|
Те самые пресловутые точки, как и "американский" формат придумали ушлые и практичные янки. И не обоснований и в целом, не зря.
Наши советские режиссёры творили без точек, и у некоторых хорошо получалось.
И так, немного от темы и в тему. Я не совсем понимаю, почему Иронию судьбы превозносят до сих пор. В этом плане мне больше ближе (намного ближе) Налево от лифта с Ришаром, где действо тоже происходит в одном практически помещении. Но смотрится интереснее (намного интереснее). Лично моё видение.
|
|
|
12.09.2007, 18:45
|
#13
|
Заблокирован
Регистрация: 30.04.2007
Сообщений: 1,216
|
Цитата:
Наши советские режиссёры творили без точек,
|
Да они и сейчас творят, что хотят. Вот сценаристы - другое дело. Повторюсь, профессиональные сценаристы изучали предмет "теория кинодраматургии".
Цитата:
пресловутые точки, как и "американский" формат придумали ушлые и практичные янки.
|
Ага, Черчилль в восемнадцатом году...
|
|
|
12.09.2007, 18:45
|
#14
|
Сценарист
Регистрация: 06.08.2007
Сообщений: 1,833
|
Цитата:
Сообщение от Зелиг@12.09.2007 - 17:24
Авраам, трёхактная композиция - это не цель, а средство, с помощью которого драматург удерживает внимание зрителя.
|
с технической т.з. - цель, с художественной - средство.
|
|
|
12.09.2007, 18:48
|
#15
|
Читатель
Регистрация: 11.04.2007
Сообщений: 55
|
И все-таки. Поворотная точка - это резкое изменение сюжета, или резкое изменение мотивации героя? Ведь зачастую сюжет может меняться в независимости от мотивации героя и наоборот.
|
|
|
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
|
|
Опции темы |
Поиск в этой теме |
|
|
Опции просмотра |
Линейный вид
|
|
|
|