Сценарист.РУ
Вернуться   Клуб сценаристов > Творческий раздел > Обмен опытом

 
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 22.02.2013, 16:59   #11
Сашко
местный злыдень
 
Аватар для Сашко
 
Регистрация: 22.04.2007
Сообщений: 6,926
По умолчанию Re: Маленькие секреты большой профессии. Часть 2

22 шага к написанию сценария Джона Труби

Если Вам, как автору сюжета, невыносима сама мысль о том, что историю можно измерять линейкой, расставляя ключевые точки, то парадигма Джона Труби просто создана для Вас. Труби предлагает последовательно пройти 22 шага, контролируя свою историю при помощи вопросов. Текст, лежащий ниже, состоит из:

описания базовых элементов истории, именуемых «шагами» (их 22)
описания возможных ошибок в этих базовых элементах
контрольных вопросов для выявления и исправления этих ошибок.

После 22-го, заключительного шага, идёт разбор ошибок для других аспектов истории. Термины выделены болдом. Если написано противник, то это ТОТ САМЫЙ противник, а не просто какое-то чмо на пути героя. Ладно, ближе к делу:

Шаг 1: Саморазоблачение, Недостаток, Желание

Саморазоблачение, недостаток и желание представляют полный диапазон изменения вашего героя в истории. На них основано «путешествие», которое совершает ваш герой. Поэтому важно определить эти элементы с самого начала, чтобы герой пришёл именно туда, куда нужно.

Возможные ошибки:

Вы пишете историю, не отталкиваясь от конечной точки. Идёте не от конца к началу. Это — самая дорогостоящая ошибка, которую вы только можете сделать. Не зная конечной точки пути вы не сможете сделать ни первый, ни какой-либо последующий шаг. Потому что нет уверенности, что именно этот путь приведёт к финалу. Так получаются истории без середины, без изменения характера и без глубины.

У вашего героя нет никакого психологического недостатка. Нет слабостей, которые бы делали его менее положительным.

Шаг 2: «Призрак» и контекст

«Призрак» – событие из прошлого, которое все еще часто посещает героя. Это – открытая рана, которая обычно является источником психологических и моральных недостатков героя. «Призрак» также может рассматриваться как внутренний противник героя; страх, который удерживает героя от совершения поступка. Контекст – мир, в котором живёт ваш герой. Контекст включает в себя место действия, природную среду, погоду, социальные институты, интерьеры, экстерьеры и так далее. Контекст выполняет двойную функцию: он не только взаимодействует с героем, но и показывает, кем является герой.

Возможные ошибки

Нет никакого «призрака», никакого случая из прошлого, преследующего главного героя. Результат: история, которая не имеет фундамента, основы, «внутренностей».
«Призрак» не болезненный для героя. Случай должен быть причиной нынешних проблем!
«Призрак» не связан с недостатком героя.
Герой преодолевает «призрака» очень легко. А «призрак» не должен исчезнуть в начале истории.
Мир вашей истории мелок. Он не включает большие силы, которые бы влияли на героя.

Контрольные вопросы:

Глубоко ли травмировал героя случай в прошлом?
Требует ли история, чтобы герой противостоял множеству противоборствующих сил, влияющих на него?

Шаг 3: Проблема и недостаток

В начале истории герой появляется со своей проблемой. Он осознает, что проблема есть, но не знает, как её решить. Герою необходимо что-то сделать, чтобы его жизнь стала лучше. Как правило, герой должен преодолеть свои слабости, чтобы исправить свой недостаток.

Разница между психологическим и моральным недостатком:

Психологический недостаток является сугубо личным. Слабости или пороки героя не имеют прямого негативного воздействия на кого-либо, кроме него самого.
Персонаж с моральным недостатком всегда непосредственно и негативно влияет на кого-то.
Разные возможные сочетания у героя «призрака», контекста, проблемы и недостатка обуславливают три возможных завязки истории:

«Гармоничный старт»: Персонаж живёт в «раю», где земля, люди и техника находятся в полной гармонии. В результате, герой счастлив — его проблемы незначительны, если вообще имеются. Однако, это также означает, что он не готов к ударам судьбы. Это потрясение устоев произойдёт в ближайшее время — извне или изнутри.
«Быстрый старт»: Эта классическая завязка предназначена для того, чтобы увлечь зрителя как можно быстрее. Сильный духом герой, живущий в мире рабства, сталкивается с одной или несколькими проблемами, имея как психологические, так и моральные недостатки. Большинство хороших историй завязываются именно так.
«Медленный старт»: Медленное начало означает, что герой, не имеющий цели бредёт в неизвестном направлении.

Возможные ошибки:

Ваш герой не имеет моральных недостатков. Его недостаток является сугубо психологическим и не задевает кого-либо ещё. Он действует морально с самого начала, так что никакой моральный рост невозможен.

Вопросы:

Есть ли у героя явная слабость, которая является источником его психологических и моральных недостатков?
Наносил ли герой какой-либо моральный ущерб кому-либо в начале истории?
Как неправильно (недостойно) он поступал в начале истории?

Шаг 4: Побуждающее происшествие

Это событие извне, которое побуждает героя начать движение к цели. Основное правило: идеальное побуждающее происшествие соответствует поговорке «Из огня, да в полымя».

Возможные ошибки:

Побуждающее происшествие (провоцирующее событие) не вынуждает вашего героя в конце истории противостоять его недостаткам. (Чтобы победить, герой должен перешагнуть через свои слабости)
Побуждающее происшествие не вынуждает вашего героя немедленно придумывать линию желания.

Контрольный вопрос:

Какой случай является толчком к началу истории, ведущей к самой трудной борьбе в жизни героя?

Шаг 5: Желание

Желание — то, чего герой хочет добиться в истории, его особая цель. Желание героя интригует аудиторию: зрители ждут, когда и как желаемое будет достигнуто.

Мотив: Вы не только должны дать понять зрителям, чего герой хочет добиться, вы также должны объяснить, почему. Мотив — является оправданием героя к действию.

Ставки: желание также определяет ставки в истории. Если цель является действительно ценной, и если герой прилагает все силы для достижения этой цели, то зритель будет переживать любой успех и любую неудачу героя на его пути.

Возможные ошибки:

У героя нет сквозной линии желания. Это приводит к эпизодическому повествованию.
У героя мимолётное, реактивное желание
Желание героя настолько мелкое, что это не захватывает аудиторию
Желание героя столь огромно, что никогда не может быть осуществлено кроме как с натяжкой.

Контрольные вопросы:

Будет ли в истории момент, когда аудитория будет знать точно: достиг ли герой цели?
Линия желания не отклоняется от курса и не видоизменяется по ходу, оставаясь по существу той же самой?

Шаг 6: Союзники

Те, кто помогают герою одолеть врага. Союзники также помогают раскрыть характер героя.

Возможные ошибки:

Союзники интереснее, чем главный герой.
У союзников нет собственной линии желания.

Контрольный вопрос:

Как различие между союзником и героем позволяет объёмнее определить героя?

Шаг 7: Противник и тайна

Противник – персонаж, который более всех хочет, чтобы герой не получил желаемое. Но противник не должен просто блокировать героя. Он должен хотеть то же самое, что и герой. Таким образом, герой и противник должен вступают в прямой конфликт на протяжении всей истории. Противник использует слабости и пороки героя. Герой либо преодолеет свои слабости и недостатки, либо погибнет.

Тайна необходима противнику по следующим причине: таинственного соперника гораздо труднее победить.

Уровни конфликта

В хорошей истории конфликт развивается на нескольких уровнях. Не только по линии герой-противник. Каждый уровень представлен соперничеством между разными людьми, территориями, идеями, направлениями деятельности или образа жизни.
Определить уровни противостояния очень важно, поскольку они позволяют разрабатывать конфликт в полном объёме и понять, о чём на самом деле история. Вы должны добраться до самого глубокого уровня конфликта.

Возможные ошибки:

У вас нет главного противника. Это вторая причина эпизодичности действия.
На роль главного противника выбран не тот персонаж
Ваш главный противник не истинный противник. Он не хочет ту же самую вещь, что и герой.
Главный противник не имеет убеждений, которые входят в конфликт с убеждениями героя.
Главный противник является АБСОЛЮТНЫМ злом. Он неисправимо зол и неспособен к моральным действиям.

Контрольные вопросы:

Кто хочет остановить героя и почему?
Что хочет получить противник?
Ваш противник конкурирует с героем за ТУ ЖЕ САМУЮ вещь?

Шаг 8: Скрытый враг

Враг, который прикидывается союзником героя. Может быть как основным противником, может быть подручным противника или быть сам по себе. Имеется не в каждой истории, но наличие желательно. Скрытый враг увеличивает силы противника и придаёт истории новое измерение.

Возможные ошибки:

В истории нет скрытого врага. Противостояние недостаточно накалено, если нет персонажа, работающего против героя под прикрытием.

Контрольные вопросы:

Чем скрытый враг по существу отличается от противника?
… от героя?

Шаг 9: Первое открытие

Момент в истории, когда герой получает важную информацию, которая вынуждает его принять решение и двигаться в новом направлении. Эта информация также заставляет героя корректировать линию желания и мотивацию.

Конструктивно состоит из:

Открытие
Решение
Изменение желания
Изменение мотивировки
Возможные ошибки:

Открытие не заставляет героя изменить первоначальную цель.
Изменения цели слишком кардинальны. Вы дали герою АБСОЛЮТНО новую линию желания
Первое открытие слишком мощно. Вы не можете превзойти этот пик в дальнейшем.

Контрольные вопросы:

Действительно ли это открытие так важно для героя?
Выстроено ли оно логически?

Шаг 10: План героя

План – набор директив, которые должен выполнить герой, чтобы одолеть врага и достичь цели. Это кажется простым, пока противник не заставляет героя корректировать план.

Возможные ошибки:

У героя нет плана действий
План недостаточно определённый
Первоначальный план сразу приводит к успеху

Контрольные вопросы:

Как противник опрокинет этот план?
Какой новый план придумает герой, чтобы обойти противника?
План героя содержит безнравственные действия, чтобы победить? Должен содержать, чтобы союзник критиковал героя.

Шаг 11: План противника

У противника тоже есть план. Противник приходит в историю, уже имея план. Собственно, выполнение противником своего плана и даёт толчок к началу истории.

Возможные ошибки:

У противника нет плана
Противник неактивно атакует героя
Противник недостаточно прессует героя, чтобы тот отказался от своего первоначального плана и изобрёл новый
Противник не побеждает в середине истории

Контрольные вопросы:

Какие шаги предпринимает противник, чтобы достигнуть цели?
Какие скрытые уловки он использует, чтобы нанести ущерб герою?


Источник
__________________
НИИ Мозги
Сашко вне форума  
Благодарность от:
Граф Д (22.02.2013)
 


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Рейтинг@Mail.ru