Сообщение от сэр Сергей
Крысюк Андрей,
Ну, если верить Гумилеву, то революции и гражданские войны случаются, как раз, когда наступает пассионарный перегрев - пассионариев становится много, а девать их некуда.
В прежние времена можно было стравливать пар и отправлять их куда-нибудь. Как, например, испанцы - в Новый Свет или в Нидерланды.
Интересная гипотеза, однако. Нет, действительно, интересная. Согласно Гумилеву, количество пассионарных личностей непостоянно. Пассионарии, больше других категорий, погибают. Зачастую, не могут передать свой генетический код, не только из-за гибели, например, дама не желает выходить за лейтенанта, которому завтра ехать в далекую колонию, предпочитая ему тихого клерка. Пассионарии не всегда женятся на себе подобных. В результате их генофонд размывается.
Снова любимый пример Гумилева - нашествие вандалов. Вандалов было всего 40.000 и стариков, и женщин, и детей, и здоровых мужиков.
Воинов вандалы могли выставить максимум - 10 - 15 тысяч - вся взрослая мужская часть племени, включая юношей.
В Риме проживало около 2 миллионов человек. Если бы население Рима хотело бы сражаться, то, даже армия, большую часть которой составляли бы плохо обученные опоченцы, просто раздавила бы вандалов числом.
Однако, римляне ничего не сделали для обюороны своего города и вандалы превратили Рим в руины.
Гумилев делает вывод - Пассионарность римлян, к тому моменту, истощилась полностью. Уже никто не хотел быть Муцием Сцеволой и братьев Горациев не сыскалось.
|