Тренинг-семинар кинорежиссера Александра Митты 1 уровня
Регистрация на сайте
www.mitta.ru
с 18 сентября 2010 года.
«История и рассказ в кино»
Этот подробный курс помогает развитию вашего замысла от сценария до фильма.Кажется, что это такая идеология: «делай так - и все получится».
Конечно, нет. Сценарии и фильмы делают по-разному. Мы разбираем систему ориентиров – как сделать много маленьких шагов к далекой цели,
чтобы не сбиться и донести идею с максимальным развитием драматического конфликта.
Посмотрим на технологию истории и рассказа – базовых основ каждого фильма.Что делают по отдельности и вместе сценарист и режиссер в фильме? Один сочиняет историю, другой ее рассказывает. В титрах они, как правило, обозначены раздельно. Каждый отвечает за свою территорию. На самом деле фильм – общее дело. Сценарист придумывает историю, но «видит» он, как правило, свой фильм. И записывает его словами. И сердце этого фильма – история. Режиссер сочиняет свой фильм в постановочном проекте, выборе актеров, на съемках и в монтаже. Но в центре его фильма всегда живет сердце фильма – история. Она не может жить без крови режиссера. Как история сценария становится его личной историей?
Общая проблема – развить историю в фильм с единым кровотоками и единым сердцем. Это красивые слова. Что такое скелет, что такое мышцы? На самом деле у истории и фильма должна быть единая структура. Она и есть – «скелет».
Фильму нужна единая структура эмоционального развития замысла - и сценариста и режиссера. На самом деле их замыслы могут отличаться, но структура должна быть общей. «Скелет» фильма должен быть единым.
Я называю «скелетом» структуру эмоционального развития вашего замысла - от нуля до катарсиса. У нее есть три аспекта:
1. Ваш авторский замысел. Это то, как в фильме развивается ваша сверхценная идея фильма - тема.
2. Как фильм будут смотреть зрители. Как вы разогреете их эмоции от нуля в начале до максимума в кульминации. Причем в нужном вам направлении развитии темы фильма.
3. Фильм – это самостоятельно живущая энергетическая машина. Она перерабатывает в эмоции все ваши идеи, идеи автора сценария, оператора, артистов, композитора – всех творцов, создающих фильм по вашему замыслу.
Умение управлять зрительским вниманием и волнением – это не цепь интуитивных догадок, а рассчитанный по минутам путь к кульминации и финалу. Что заставляет зрителей, сидящих в темном зале, волноваться, переживать, улыбаться и смахивать слезы, а потом помнить эти волнения долгие годы?
Фильм, помимо всего, – это машина, вырабатывающая эмоции. Чем дальше от старта, тем сложнее возбуждать эмоции зрителей. Но энергии надо все больше. Как ее добиться? Универсальных правил нет. А принципы и подходы есть. Их полезно знать.
Вопросы, которые мы разбираем во время обучения, важны как основные, постоянно возникающие в работе. Они выглядят примерно так:
1.Что самое важное в любой истории?
2.Что делать с интеллектом в фильме?
3.Что такое питч? Как определить, хорош ли питч вашего сценария?
4.Как усилить драматическую ситуацию через мотив, намерение, действие?
5.Как растет альтернативный фактор?
6.Как не дать зрителю скучать в середине фильма? Борьба с вечной проблемой «провисания середины».
7.Как избавиться от плоского героя? Парадоксы и несовместимости в характере.
8.Как не потерять напряжение в кульминации и поддерживать его до финала?
9.Как сделать внятными отдельные истории при нескольких параллельных сюжетах и подсюжетах? Структуры боковых сюжетов.
10.Что такое «история, рассказанная до конца»?
11.Как сделать врагов героя более активными?
12.Хороший сценарий – это «война» каждого против всех. Как этого добиться?
13.Как вовлечь зрителей в конфликт главного героя?
14.Когда и как лучше всего встряхнуть зрителей, чтобы они активно включились в историю? Цепь драматических перипетий.
15.Как сделать историю непредсказуемой? Три качества поворотного пункта: изумление, полный дисбаланс сил героя, новое направление истории.
16.Что сделать, чтобы история не топталась на месте? Борьба с ротацией.
17.Как строить действие от события к событию?
18.Бреши и барьеры. Что это такое? Как они растут?
19.В чем особая важность третьего акта, почему с ним всегда проблемы? Когда его надо придумать?
20.Как развить активность общества в борьбе с героем?
Занятия будут длиться 6 дней (по выходным и понедельникам) по 6 часов в день. Каждое занятие состоит из 5-6 элементов (так знания лучше отпечатаются в сознании):1. Короткое изложение темы.2. Обсуждение с импровизациями слушателей и примерами.3. Иллюстрации из фильмов (как это выглядит у мастеров).4. Креативная работа (сочинить истории, это групповая работа по 3-4 человека).5. Обсуждение придуманных историй.6. Развитие историй в дискуссиях.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Режиссер Александр Митта – народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Гамбургского университета – имел успех во всех категориях фильмов:
•Майнстрим – «Экипаж» и «Граница. Таежный роман»
•Арт-майнстрим – «Сказка странствий» и «Как царь Петр Арапа женил»
•Арт-хаус – «Звонят, откройте дверь» («Золотой Лев» в Венеции) и «Гори, гори, моя звезда»
Он снимает фильмы и учит профессионалов кинематографа, режиссеров и сценаристов в нашей стране и за рубежом (Германия, Мексика, Чехия, Литва и др.). Также он читает основы киноискусства в американских рекламных компаниях в Москве – ВВDO, McCann Erickson, Lowe Adventa, Proximiti и других, а также в Музее Кино и Государственном центре современного искусства.
Тренинг-семинар кинорежиссера Александра Митты 1 уровня
www.mitta.ru