Вот прочел рецензию на последний фильм Муратовой:
"Два в одном", получивший в этом году "Нику" и названный лучшим фильмом стран СНГ и Балтии, полон классическими муратовскими темами и персонажами. Он отталкивающе театрален, весь этот выморочный цирк. "Два в одном" - это две новеллы в одном фильме: первая, по сценарию Евгения Голубенко, - о повесившемся перед спектаклем актере, на смерть которого почти не обращают внимания мелкие бесы - работники сцены. Вторая, написанная Ренатой Литвиновой, - о пожилом сатире, Идеальном Мужчине, который жаждет секса в новогоднюю ночь. Вторая новелла - спектакль, подготовка к которому вяло идет в первой части, но спектакль, вдруг вырывающийся за пределы сцены. Муратова как она есть.
В фильме нет ничего от реальной жизни, но и ничего от абсурда: это пограничное состояние между сценой и зрительным залом, между старым и новым годом, гипсом, трупом, между желанием и его исполнением.
Между "быть" и "не быть". Начальный башировский монолог, шутовской гипертрофированный Гамлет становится не предвосхищением смерти артиста Борисова, повесившегося на сцене меж искусственных деревьев, а метаописанием всего фильма. Закулисная толчея - вся эта заикающаяся пластинка пустых разговоров, красивейший парад уродов - менее реальна, чем то, что происходит "на сцене". "Быть" - это когда Богдан Ступка объясняет Ренате Литвиновой, что ее ноги теперь всегда будут лежать у него на плечах. "Не быть" - это когда тот же Ступка жалобно костерит работников сцены за то, что они кресло не туда поставили, он-де колено себе разбил. Вся первая часть - бесконечные мелочные диалоги Гамлетов, прочитанные с преувеличенной театральностью. Вся вторая - история про жалкого Ступку, его любящую дочь Машу (Наталья Бузько) и водителя трамвая Ренату Литвинову, пожирающую икру с черным хлебом, - это выход из настоящей реальности в еще более настоящую реальность. Между первой и второй перерывчик небольшой; в этом перерывчике и спрятана жизнь.
Разбору муратовских намеков, мифотем и перекличек можно посвятить многочисленные статьи, жонглируя словами "гниение", "модернизм", "китч", "отстраненность". Хорошо бы при этом не забывать, что где-то на сцене продолжает лежать труп актера Борисова, потому что спектакль-то не отменить уже, все билеты проданы.
27.04.2007 16:47 | Газета.ru
__________________
Сегодняшняя неудача - необходимое условие завтрашней победы!
|