http://valery-kichin.livejournal.com/56380.html
Во многом с этой рецензией согласен.
Присутствует в фильме какая-то эмоциональная невовлеченность режиссера в материал. Некая назидательная иллюстративность. Когда все приемы выразительности идут из головы, а не из сердца.
И очень все прямолинейно и предсказуемо. Не подобрал капитан катера девушку из воды, которая плавала, цепляясь за мину, на этой же мине после и подорвался.
Не впустили жители деревни Надю в дом, когда ее преследовал фриц, потом их всех немцы и сожгли.
Но с точки зрения сценариста, меня удивляет это упорное стремление продюсеров в третий раз наступить на одни и те же грабли.
"Параграф 78", "Обитаемый остров"...
Казалось бы, теперь дураку понятно, что разбивать один фильм на две части - проигрышная стратегия. Бондарчук даже пытался не тупо резать посередине, а завершить в первой части какие-то линии сюжета. Но все равно провал.
Видимо, Михалков на чужих ошибках учиться считает ниже своего достоинства.
Хотя, мог бы, например, на жене поэкспериментировать. Предварительные ласки сегодня, а секс – на следующей неделе. Думаю, она бы ему доходчиво объяснила, что к чему.
В результате практически полное отсутствие драматургии в фильме.
Главная коллизия обозначена лишь формально.
Сбежавший из лагеря Котов попадает каким-то образом рядовым в штрафбат. (Какие штрафбаты в 1941? Они только год спустя были учреждены.). Сталин поручает Мите бывшего комдива найти. Вот вся интрига. Но и о ней режиссер вспоминает лишь изредка.
Перед глазами зрителя идет чреда новелл, иногда слабо связанных друг с другом.
В них Михалков рисует картины войны, представляющие собой дикую смесь махровых штампов с фантазиями режиссера, возбужденными, как мне показалось, последним творением Квентина Тарантино.
Немецкие танки под парусами, летающая жопа, зимний стриптиз на передовой. Все это уже много раз описано.
Да, еще я заметил, что некоторые сцены в фильм явно попали по ошибке. Михалков снимал параллельно еще и 15 серийный сериал. Видимо, монтажер что-то перепутал.
Иначе как объяснить «мексиканское» кипение страстей на ровном месте во многих эпизодах. По схеме: «Ты меня не любишь! Нет, я тебя люблю! Врешь! Честное слово не вру! Я тебе не верю! Не сойти мне с этого места… И так далее»
Встречались даже детские ошибки сценариста в виде пересказа зрительного ряда.
В общем, сценарная проработка первой части удручает.
Из находок, пожалуй, только тикающие часы на руках убитых солдат. Остальные образы затасканы.
Присутствовала в фильме еще какая-то пронзительно фальшивая нотка. И я долго не мог понять, в чем дело.
Но потом сообразил. Искусственный снег. Такой же, как в «Старых песнях о главном». Он заметал поля боя, придавая сценам баталий театральность и лубочность.
Все-таки нужно такие вещи снимать на натуре.