Сценарист.РУ
Вернуться   Клуб сценаристов > Творческий раздел > Обмен опытом

 
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 13.04.2009, 19:03   #14
Веселый Разгильдяй
читатель
 
Аватар для Веселый Разгильдяй
 
Регистрация: 16.04.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 3,998
По умолчанию

Валерия
да не за что. :friends:
Цитата:
А глядя в камеру, он говорит в нее вслух или про себя?
вы задали в общем то очень важный вопрос по ДРАМАТУРГИИ, по большому счету не имеющий отношения к оформлению сценария.
постараюсь объяснить как могу - уж не обессудьте

прием этот - апарт - очень сложный, тонкий, неоднозначный и трудный в исполнении как на уровне сценария, так и на уровне режиссуры/работы с артистом.

дело в том что в сценарии вы всегда (обычно) соблюдаете незыблемое правило четвертой стены:
зрителя не втягивают в общение.
на экране между собой общаются/взаимодействуют герои. зритель же - только свидетель. он не вступает в диалог с героями.

а применяя апарт вы резко меняете правила игры. вы рушите эту условную 4вертую стенку. очень грубо говоря от системы станиславского/чехова вы мгновенно переходите к системе брехта.

у зрителя - шок!

и теперь зритель у вас становится СОУЧАСТНИКОМ событий - пусть мысленно и ненадолго. герой обращается к ВАМ ЛИЧНО (и к миллионам других зрителей).
он резко интенсивно заставляет вас ввязаться в драку.
а потом так же резко вернуться в положение беспристрастного наблюдателя.

апарт - очень сильнодействующее средство. на грани яда.
это - фигура высочайшего сценарного/режиссерского пилотажа.
новичкам не рекомендуется - легко можно воткнуться в землю.

и еще.
апарт в принципе можно применять в любом жанре. но наиболее выигрышные для него (как показывает классика театра и кино) являются комедия, водевиль и фарс. обращаясь к зрителю герой может предложить им (например) похихикать за спиной у главного злодея. или фигаро расскажет, как он сейчас будет выпутываться из трудной ситуации.

почитайте классические пьесы великих мастеров - и вы сами поймете многое про великий и ужасный апарт.
УУУУУ!

удачи.
CU

да, забыл добавить.
апарт может быть как с прямым текстом героя, глядящего и говорящего в камеру (обращающегося к зрителю), так и с закадровым текстом героя, молча глядящего в камеру а З.К. звучит его голос.
второе - еще сложнее и тоньше.
это - прием, требующий, как правило, повторения (рефрена или рондо) - чтобы зритель не подумал про элементарный режиссерский брак.

и есть еще апарт, когда герой ВООБЩЕ ничего не говорит в камеру.
это чисто режиссерский прием, когда автор намеренно (на мгновение, на очень недолгое время) разрушает ту самую стену.
посмотрите внимательно германа - конечно старшего - и вы кое-где увидите этот филигранный прием.
уффффф....вроде все!
__________________
Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели (Ф.М. Достоевский).
Вообще, это трагедия - стремиться к Достоевскому, а получается Зощенко (Марокко).
Веселый Разгильдяй вне форума   Ответить с цитированием
 


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Рейтинг@Mail.ru