ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДРУЗЬЯ?
"Король говорит"
Майкл Хейг
Истории строятся на основании из конфликта и желания. Чтобы создать эмоционально увлекающий и имеющий коммерческий успех сценарий, вам необходимо наделить своего героя каким-нибудь убедительным желанием, которое он или она отчаянно пытается реализовать. Затем следует сделать так, чтобы эта цель казалась недостижимой. И если вы хотите выстроить арку характера героя – показать некое преображение протагониста – он должен преодолеть какой-нибудь глубокий, вызывающий сильные эмоции страх. И это тоже должно казаться невозможным.
Поэтому, чтобы придать достоверность тому, что герой может достигнуть как желаемого, так и необходимого, вы можете оказать ему помощь в лице героя-отражения (reflection character). Это мой термин для обозначения героя, который наиболее близок к протагонисту – лучший друг, партнер, наставник или супруг, чья основная функция – помочь протагонисту реализовать внешнюю мотивацию и подталкивать его к преображению.
Замечательной иллюстрацией создания характера такого рода является удостоенный многих наград сценарий Дэвида Сайдлера для фильма "Король говорит". Логопед Лайонел Лог воплощает в себе все характеристики эффективного отражения героя фильма Берти (впоследствии короля Георга VI).
Типичная роль, которою играет герой-отражение – это наставник протагониста: учитель, инструктор, тренер, или врач, чья задача заключается в том, чтобы передать герою навыки, необходимые для достижения его цели. Как Морфеус в "Матрице", Мистер Хан в фильме "Каратэ-пацан" или Шон в картине "Умница Уилл Хантинг", Лайонел должен инструктировать героя и подталкивать его к тому, чтобы встретиться лицом к лицу со своим страхами и тем самым достичь реализации внешней мотивации в сценарии: произнести речь без запинки.
Наставник - не единственная роль, которую может играть герой-отражение. Часто это просто герой, который физически помогает протагонисту в достижении цели, как например Джордж в фильме "Свадьба моего лучшего друга", Рассел в "Вверх", Рустер Когберн в картине "Настоящее мужество". В любом случае, главная задача героя-отражения – помочь протагонисту реализовать внешнюю мотивацию.
Отражения, выступающие в роли учителей, обычно вводятся после начала истории, часто ближе к первому ключевому поворотному моменту - лучший вариант. Это позволяет читателю и зрителям знакомиться с отражением по мере того, как с ним знакомится герой, а не восполнять пробелы в понимании уже существующих взаимоотношений, как в случае, когда в качестве отражения выступает лучший друг героя, который довольно давно общается с ним.
Впервые мы видим Лайонела, когда его встречает жена Берти Елизавета. Его функция в истории становится очевидна при первом же появлении на экране:
ЕЛИЗАВЕТА
Мой муж был у разных специалистов.
Безрезультатно. Он потерял
всякую надежду.
ЛАЙОНЕЛ
Он не был у меня.
Когда Елизавета сообщает Лайонелу, что он должен приходить к ним, чтобы лечить ее мужа, тот отказывается. Он заявляет: "Моя игра, мое поле, мои правила". Ту же картину мы видим, когда герцог приходит на первый сеанс лечения. Лайонел настаивает на том, чтобы называть его Берти, а не "Ваше Королевское Высочество", он не разрешает Берти курить, постоянно вторгается в прошлое Берти и его личную жизнь, пока, наконец, Берти не покидает его, заявив: "Это не для меня".
Этот первый обмен репликами иллюстрирует важный элемент в создании эффективного героя-отражения: между героем и его отражением должно возникать большое количество конфликтов. И хотя отражение выступает как союзник героя, его учитель и друг, задача отражения заключается именно в том, чтобы подтолкнуть героя превзойти собственные возможности, бросать вызов его слабостям, постоянно критиковать и уговаривать его совершить необходимое для достижения цели. Как Шрек и Осел, Уилл Хантинг и Шон или Мэтти Росс и Рустер Когберн, Берти и Лайонел конфликтуют и спорят гораздо чаще, чем ладят друг с другом.
Это вскрывает два еще два принципа создания удачного отражения: в какой-то момент истории протагонист ДОЛЖЕН полностью отречься от героя-отражения, и, обязательно, герой-отражение должен остаться преданным протагонисту, несмотря на обиду, до тех пор, пока протагонист не вернется и не объединит усилия с героем-отражением.
В фильме "Король говорит" Берти уходит от Лайонела во второй раз, когда Лайонел слишком жестко настаивает на том, что Берти должен принять своё предназначение быть королем:
ЛАЙОНЕЛ
Я делаю все, чтобы вы поняли,
что нельзя жить во власти своего
страха.
БЕРТИ
С меня довольно!
ЛАЙОНЕЛ
Чего вы боитесь?
Этот диалог открывает самую важную причину для создания яркого героя-отражения – построение арки характера героя. В процессе внутреннего развития протагониста – его перехода от существования в страхе к насыщенной, полной радости жизни – герой-отражение будет постоянно подталкивать его к поиску себя и свой истинной сущности.
Именно поэтому Лайонел постоянно вторгается в прошлое Берти: чтобы заставить его снова столкнуться с обидами, нанесенными ему в детстве, и помочь найти смелость двигаться дальше.
БЕРТИ
Мне сообщили, что последние
слова моего отца были: "У Берти
больше мужества, чем у всех его
братьев вместе взятых".
Он не мог сказать мне это в лицо.
Берти описывает детство, наполненное болью и унижениями: насмешки над его заиканием; страдающий от эпилепсии брат – скрываемый ото всех позор; жестокая няня; болезненные металлические шины для исправления деформированных суставов и, в довершение ко всему, нелюбящий отец, требующий, чтобы Берти оправдал возлагаемые на него ожидания. Мы понимаем, что за страх вызывает его заикание и что мешает ему исполнить свой долг и принять своё предназначение стать королем.
Лайонел говорит Берти: "Вам не нужно носить с собой его [своего отца] в кармане. И своего брата. Не нужно бояться того, чего вы боялись, когда вам было пять лет".
Задача вашего героя-отражения заключается в том, чтобы подстегивать протагониста, оставаясь при этом преданным и готовым всегда прийти на помощь, по мере того как он или она заставляют героя менять привычное спокойное существование на жизнь, наполненную яркими событиями. Отражение – это герой, который ставит планку для протагониста, он словно говорит: "Нравится тебе это или нет, я сделаю всё, чтобы помочь тебе получить то, что ты хочешь, то, что тебе нужно. Не просто добиться той видимой цели, к которой ты так отчаянно стремишься, но осознать твоё истинное предназначение".
В фильме "Король говорит" Берти сообщает Лайонелу о том, что Лайонел первый "обычный" человек, с которым он когда-либо разговаривал. Это обнажает одиночество и изоляцию, с которыми ему приходится мириться как представителю королевской семьи.
БЕРТИ
Знаете, когда я проезжаю по
улицам и вижу, как простой человек
смотрит на меня, меня поражает,
насколько мало я знаю о его жизни
и как мало он знает о моей.
ЛАЙОНЕЛ
Для чего нужны друзья?
БЕРТИ
Понятия не имею.
Во время репетиции церемонии коронации Лайонел выводит Берти из себя тем, что садится в кресло Эдуарда-Исповедника.
БЕРТИ
Ты должен меня слушать…
Я твой король!!!
ЛАЙОНЕЛ
Нееееет. Вы мне сами об этом
сказали. Сказали, что не хотите
им быть. Зачем мне тратить время
на то, чтобы Вас слушать?
БЕРТИ
Потому что у меня есть голос!
ЛАЙОНЕЛ
Да, есть. Вы обладаете таким
упорством, Берти, вы самый
смелый человек из всех кого
я знаю. И вы станете чертовски
хорошим королем.
В этот момент построение арки характера героя завершается. С помощью Лайонела он победил свои страхи, обрел смелость и нашел себя, теперь он сможет достигнуть своей цели – произнести замечательную речь и принять свое предназначение стать королем.
В кульминации фильма, когда Берти, волнуясь, готовится к решающей речи всей своей жизни, он, наконец, выражает признательность своему наставнику:
БЕРТИ
Как бы все не обернулось,
я не знаю, как благодарить
вас, за то, что вы сделали.
А в ответ Лайонел дает ему один последний совет:
ЛАЙОНЕЛ
Забудьте обо всем и просто
говорите, обращаясь ко мне.
Говорите, словно с другом.
Как и в реальной жизни, самый лучший герой-отражение – это тот, кто как бы ни было трудно или больно, предлагает поддержку, преданность, честность и настоящую дружбу. Одним из многих чудесных свойств фильма "Король говорит" является то, что в нем показана простая история двух очень разных людей, которые, выполняя тяжёлую работу и проявляя большое мужество, становятся друзьями.
Оригинал можно прочитать здесь:
http://www.storymastery.com/articles...e-kings-speech