Итак, давайте попробуем разобраться в тонкостях заявки сериала, которую продюсеры хотя бы попробуют прочитать.
Сначала предыстория (и немного математики):
Вот что мы делаем, когда хотим предложить киностудии полный метр или телемуви? Мы пишем синопсис (разные вариации на тему исключений из правил я опускаю). Мы уже знаем, что для 90 минутного фильма синопсис будет занимать от странички до трёх. Это тот объём, который, даёт достаточное представление о сюжете и основных коллизиях, и при этом не требует много времени для прочтения.
Теперь представим, что мы пишем синопсис для 4-8 серийного телефильма. Сколько страниц это будет? В принципе, уложиться в 6-7 страниц можно.
А если это сюжет для 20-40 серий? Получается порядка 30 страниц и более. Кроме того, есть ещё немаловажный момент: синопсис - это выжимка, краткое изложение истории. Иными словами, если сюжет действительно насыщенный, а не тупо растянутый путём подливания "воды", то, помимо всего, трудновато будет уследить за всеми перипетиями и персонажами, как в синопсисе на пару страниц.
Ведь когда мы привыкаем к персонажам, вникаем в то, что они делают на протяжении нескольких дней – это одно. А когда перед нами проносятся все интриги и сюжетные повороты за десяток минут – тут уж "берегись бедная головушка".
Вот и столкнулся я с такой проблемой: как написать коротко огромную историю с множеством сюжетных ходов и перипетий? И очень долго не мог найти ответа.
Самые "умные" пытались меня убедить, что любую историю можно изложить в один абзац. И такую уверенность, к сожалению, разделяют многие, считающие себя профессионалами, или хотя бы хорошо разбирающимися в драматургии людьми.
Однако очевидно, что это заблуждение, поскольку правдиво лишь к упомянутым выше случаям: п/м, телемуви, небольшие многосерийные фильмы.
Отсюда и печальный вывод: очевидно основой для многих многосерийных сериалов действительно служит получасовой сюжет. Но для достижения 20-40 серий туда банально подливают "воду", размазывают этот "кусочек маслица" на сорок бутербродов. В итоге мы любуемся то регулярным пением под гитару песенок типа собственного сочинения главного героя, то неимоверно длиннющими перебивками, служащими исключительно для того, чтобы потянуть время, то поражающими своей бессмысленностью и чуждостью для заявленного сюжета и конкретной сцены монологами или диалогами ни о чём.
Вот и получается, что фильмов, которые хочется смотреть, продолжения сюжета которых зритель ждёт с нетерпением – почти не найти.
С одной стороны – сюжет укладывающийся в полстраницы нельзя растянуть на десятки серий, при этом сохранив накал сюжета. С другой – ёмкий, насыщенный интересными событиями и ходами сюжет невозможно написать так, чтобы он уместился на несколько страниц и при этом суть и прелесть будущего фильма была более-менее внятна и понятна.
Вот и придумали умные люди такую вещь, как сценарную заявку, которая наиболее актуальна именно дл таких проектов – сериалов свыше 12-20 серий. Под понимание "Заявки" я имею в виду даже не один документ, а комплект документов о которых предлагаю и поговорить.
__________________
Величайшие истины — самые простые. Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
(Л.Толстой)
Если очень нужно что-то сказать хорошее о просмотренном фильме, но сказать нечего, не отчаивайся, говори: "Смотрел на одном дыхании. Этот фильм заставляет задуматься!" ;)
|