| 
				  
 
			
			Нашёл примерную программу учебной дисциплины "ОСНОВЫ ТЕОРИИ  ДРАМЫ" для специальности 0518«Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (Специализация «Театральное творчество»). Уровень - среднее профессиональное образование.
 
 В частности в этой программе есть две такие темы:
 
 Тема 3.1. Тема драматического произведения
 Тема  как основная проблема и основной круг жизненных событий, изображённых автором. Важность определения темы драматического произведения, прежде всего, с точки зрения постановки проблемы.
 
 Тема 3.2.  Идейное содержание (авторская концепция) драматического произведения
 Идея  как основная мысль произведения, выраженная посредством всей его образной системы. Сложность в подходе к формулировке содержания произведения, связанная с отсутствием в нём прямых авторских высказываний и спецификой выражения этого содержания. Возможность различного восприятия драматического произведения в разные исторические периоды и многообразия подхода к определению его идейного содержания. Основной конфликт и его разрешение как воплощение идейного содержания драмы.
 
 ---------------------------------
 Или вот, например, читаем классиков. Лайош Эгри "Искусство драматургии".
 
 В главе "Посылка" автор приводит несколько примеров посылок к шекспировским произведениям
 
 Например, ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ДАЖЕ СМЕРТИ - "Ромео и Джульетта"
 СЛЕПОЕ ДОВЕРИЕ ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ - "Король Лир"
 БЕЗУДЕРЖНОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ - "Макбет"
 и т.д.
 
 Далее автор приводит несколько других посылок:
 Ожесточенность ведет к фальшивому веселью.
 Глупая щедрость ведет к бедности.
 Честность побеждает двуличие.
 Невнимательность губит дружбу.
 Дурной характер ведет к одиночеству.
 Материализм побеждает мистицизм.
 Жеманство ведет к несчастью.
 Хвастовство ведет к унижению.
 Растерянность ведет к несчастью.
 Хитрость роет себе яму.
 Нечестность ведет к разоблачению.
 Распутство ведет к саморазрушению.
 Эгоизм ведет к потере друзей.
 Расточительство ведет к нищете.
 Непостоянство ведет к потере самоуважения.
 
 В самом начале главы "Посылка" Эгри даёт небольшое объяснение:
 
 "Словарь Вебстера говорит: "Посылка – утверждение, предварительно выдвинутое или доказанное, основание доказательства. Утверждаемое или принятое положение, ведущее к выводу".
 Другие, особенно театральные деятели, по-разному называют то же самое: тема, тезис, ключевая идея, центральная идея, цель, ведущая сила, сюжет, фабула, основное переживание.
 Мы выбрали слово "посылка", потому что оно содержит все те понятия, которые выражены в других терминах. И при этом меньше, чем они подвержено неправильным толкованиям."
 
 От себя замечу. То что Эгри называет "посылкой" - это "тема". А "идея" - это решение этой темы.
 Например, ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ДАЖЕ СМЕРТИ - тема.
 На основе этой темы можно предложить несколько идей.
 Например, идея "Ромео и Джульетты" - дети двух враждующих семейств полюбили друг друга.
 |