Нашёл примерную программу учебной дисциплины "ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРАМЫ" для специальности 0518
«Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (Специализация «Театральное творчество»). Уровень - среднее профессиональное образование.
В частности в этой программе есть две такие темы:
Тема 3.1. Тема драматического произведения
Тема как основная проблема и основной круг жизненных событий, изображённых автором. Важность определения темы драматического произведения, прежде всего, с точки зрения постановки проблемы.
Тема 3.2. Идейное содержание (авторская концепция) драматического произведения
Идея как основная мысль произведения, выраженная посредством всей его образной системы. Сложность в подходе к формулировке содержания произведения, связанная с отсутствием в нём прямых авторских высказываний и спецификой выражения этого содержания. Возможность различного восприятия драматического произведения в разные исторические периоды и многообразия подхода к определению его идейного содержания. Основной конфликт и его разрешение как воплощение идейного содержания драмы.
---------------------------------
Или вот, например, читаем классиков. Лайош Эгри "Искусство драматургии".
В главе "Посылка" автор приводит несколько примеров посылок к шекспировским произведениям
Например, ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ДАЖЕ СМЕРТИ - "Ромео и Джульетта"
СЛЕПОЕ ДОВЕРИЕ ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ - "Король Лир"
БЕЗУДЕРЖНОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ - "Макбет"
и т.д.
Далее автор приводит несколько других посылок:
Ожесточенность ведет к фальшивому веселью.
Глупая щедрость ведет к бедности.
Честность побеждает двуличие.
Невнимательность губит дружбу.
Дурной характер ведет к одиночеству.
Материализм побеждает мистицизм.
Жеманство ведет к несчастью.
Хвастовство ведет к унижению.
Растерянность ведет к несчастью.
Хитрость роет себе яму.
Нечестность ведет к разоблачению.
Распутство ведет к саморазрушению.
Эгоизм ведет к потере друзей.
Расточительство ведет к нищете.
Непостоянство ведет к потере самоуважения.
В самом начале главы "Посылка" Эгри даёт небольшое объяснение:
"Словарь Вебстера говорит: "Посылка – утверждение, предварительно выдвинутое или доказанное, основание доказательства. Утверждаемое или принятое положение, ведущее к выводу".
Другие, особенно театральные деятели, по-разному называют то же самое: тема, тезис, ключевая идея, центральная идея, цель, ведущая сила, сюжет, фабула, основное переживание.
Мы выбрали слово "посылка", потому что оно содержит все те понятия, которые выражены в других терминах. И при этом меньше, чем они подвержено неправильным толкованиям."
От себя замечу. То что Эгри называет "посылкой" - это "тема". А "идея" - это решение этой темы.
Например, ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ДАЖЕ СМЕРТИ - тема.
На основе этой темы можно предложить несколько идей.
Например, идея "Ромео и Джульетты" - дети двух враждующих семейств полюбили друг друга.
|