Показать сообщение отдельно
Старый 15.02.2007, 21:29   #171
сэр Сергей
神風
 
Аватар для сэр Сергей
 
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
По умолчанию

Хотелось бы поговорить об эффекте Уэллса – Куросавы, или, как говорят на Западе эффекте Расёмона (Rashomon effect). Открытие самого эффекта принадлежит выдающемуся американскому режиссеру Орсону Уэллсу («Гражданин Кейн») и великому Акире Куросаве («Расёмон»). Смысл эффекта состоит в том, что на экране мы видим мир, или отдельную сцену в субъективном восприятии персонажей. Собственно идея субъективного восприятия принадлежит писателю Акутагаве Рюноскэ, автору новеллы «Ворота Расёмон». Именно в этой новелле одно и то же событие представлено в субъективном восприятии каждого из участников. Куросава смог визуализировать эту идею. Вы спросите, при чем тут сценарист? Отвечу. Вначале был сценарий. Сценарий, написанный замечательным японским сценаристом Шинобу Хашимото и Акирой Куросавой. То есть, эффект Расёмона был, как бы заранее запрограммирован сценарием! История с «Гражданином Кейном», в общем, аналогична. Сначала, все-таки был сценарий, написанный при участии Орсона Уэллса Херманом Манкевичем. Лично я склонен рассматривать эффект Расёмона, как прием, причем, как режиссерский, так и сценарный. Вполне логично, что восприятие, по сути своей, субъективно. Каждый человек и персонаж тоже, видит то или иное событие по-своему. Таким образом, сколько людей, столько и версий одного и того же события. Эти версии индивидуальны, как отпечатки пальцев. Интересен в этом смысле фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». В этом фильме мы видим мир, героев и события в восприятии Ларисы Огудаловой. Именно, по этому фильм вызвал столько споров и обвинений в отходе от классической трактовки образов «Бесприданницы». А, как еще могла видеть события и других героев Лариса? Именно так! Паратов – принц, герой, о котором любая девушка только мечтает. Кнуров – добрый и щедрый «дядя». Вожеватов – друг еще по песочнице. Мама, она, как говориться, и в Африке мама. А Карандышев – нудный и отвратительный человечишка, который путается под ногами и пристает со своими признаниями в любви. В зарубежном кино особенно хочется отметить целую серию фильмов, сценарии которых построены на том, что известные истории рассказаны глазами второстепенных персонажей, например, история жены мистера Рочестера из «Джейн Эйр», история горничной из «Доктора Джекила и мистера Хайда».
__________________
Si vis pacem, para bellum
сэр Сергей вне форума