神風
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
|
В продолжение темы.
Английский писатель Джон Бэлдок так говорил о понимании символа: «На четвертом, анагогическом уровне… важность, которую придавали физической форме символа, уходит на задний план и уступает место новой форме понимания… Сам символ растворяется, поскольку то, что он олицетворяет, проникает в ум человека. Наше собственное, личное видение уступает… новому видению, которое простирается за пределы рационального понимания, мысль, как будто проникает сквозь нас. Именно на этом уровне происходит настоящее созерцание и медитация» На мой взгляд, Джон Бэлдок в общем, довольно близко подошел к тому, о чем говорю я. Правда, Бэлдок – мистик, но то, что касается языка кино и его символики, это не мистика, это практика, почти повседневность. Метод, который должен работать, ибо зрителю не прикажешь впасть в медитативное состояние для того, что бы воспринимать скрытый смысл нашей символики. Следовательно, образ – символ – архетип должен работать сам, без всякой мистики заставляя чувствовать того, кто смотрит кино с различным типом еды. Тим Уоллес – Мерфи автор провокационной и антихристианской работы «Тайный код символов», тем не менее, признанный специалист в области семиотики, между тем, пишет: «Духовный аспект человеческой жизни всегда проявлялся в способности человека запечатлевать мысли, знания и верования в виде образов и символов. Человек постоянно ощущал в себе некую странную потребность, превосходящую банальную нужду ежедневной борьбы за выживание. Чувство страха перед неизведанным – это врожденное ощущение параллельного присутствия некоего духовного мира, заполняющего, информирующего и контролирующего тот видимый и осязаемый мир, в котором мы живем.» Думаю в этом, этот воинствующий антихристианин(к слову, и антииудей, и антимусульманин, он, вообще, пытается подорвать основы всех мировых религий) прав.
Вот это врожденное ощущение параллельного присутствия, странная потребность, превосходящая все типы еды и пития, которые можно потреблять во время просмотра фильма и должно стать нашим союзником. Дело ведь не в том, на сколько символ глубок, дело в том, на сколько он доступен, на сколько он соответствует психофизиологии человека. Образ может быть прост и, совсем не замысловат, дело не в его крутости(типа эвон, как завернул) а, в том на сколько сильно он, используя механизмы несознательного восприятия проникнуть в психику и тело человека. Психика и физиология человека тесно взаимосвязаны и являют собой единный механизм. Для нас важно не его устройство, а сам факт его существования и бесперебойной деятельности. Страх, ненависть, любовь, дружба и прочие чувства и эмоции есть не просто явления эмоциональной сферы, это и определенные физиологические реакции. Так, психиатры описывают явление вегетативного криза у страдающих фобиями. Вегетактивный криз, к примеру, симулирует сердечный приступ, вполоть до вызова скорой и определения человека в инфарктное отделение больницы, где обнаруживается, что человек совершенно здоров. Каждый из нас неоднократно в стрессовых ситуациях, моментах крайних переживаний ощущал физиологические реакции собственного организма. Поэтому, я, в отличие от Константина Сергеевича, говорю не столько о физическом действии(при этом, полностью признавая его правоту и гениальность), сколько о психофизиологическом воздействии. Но, не только о нем. Ибо, кроме рациональной составляющей у системы восприятия образов есть еще и иррациональная составляющая. То самое чувство, которое невозможно описать словами, то, когда мы говорим «сердцем понял», «душа болит» и т.д. и т.п. Это важно. В этом в нас говорит Бог. Именно этим чувством мы можем отделять то, что «от Бога» от того, что не от Него. Искусство в целом, есть попытка падшего человека объяснить то, что было понятно и так душой и сердцем до грехопадения. И об этом надлежить помнить, так как, создавая образы мы «из тьмы взываем» к сотворенным Всевышним душам. То есть, с одной стороны, процесс восприятия символа – образа – архетипа есть процесс псиофизиологический, а с другой стороны, процесс мистический, обращение к душе. Причем, не суть важен, при этом, размер экранного произведения, его стиль и жанр, сколько важна сила воздействия на человека. Важно то, простите за высокий стиль, на сколько человек станет чище и выше после воздействия образа...
__________________
Si vis pacem, para bellum
|