Цитата:
Сообщение от сэр Сергей
Дежурный по вокзалу - первая должность.
|
Должность дежурного по вокзалу в порту: не на это рассчитывал боевой офицер, летчик-истребитель и герой.
Трудности до получения Звезды Героя были колоссальные. Это сам Девятаев признавал. Большая семья ютилась в подвале (прямо как герои «Паразитов»). Конечно, всем тогда было тяжело. Но главная беда была в том, что его отлучили от летной службы. Так как его считали политически неблагонадёжным. По словам родственников Девятаева, соседи с ним даже не здоровались, некоторые в открытую называли его предателем.
Он просил, чтобы его вернули в авиацию – хоть куда-нибудь. Водить речные суда ему доверили лишь спустя 4 года. Хотя у него был диплом капитана речного судна. В 1938 году он закончил речной техникум.
Но вот что говорит сам Девятаев (отрывок из аудиовизуального интервью):
Цитата:
Михаил Девятаев, Герой СССР: «До 57-го года обстановка очень плохая у меня была. Гэбэшники постоянно меня допрашивали. Все время обвиняли, что я летную школу у немцев окончил. Я в подвале жил. Смотрю сапоги одни приходят. На трамвай сажусь – эти же сапоги со мной едут. Дежурным по вокзалу работал – сапоги опять за мной идут. Я везде писал: Сталину, Молотову, Берии, в лесную авиацию. Хоть куда-нибудь, но только в авиацию… Но никто мне не ответил. Раз в плену был. Закон Сталина – всё. [После получения Звезды Героя] Хрущев ругал гэбэшников. Ему доложили, что я героический поступок совершил, а надо мной издевались».
|
Цитата:
Фаузия Девятаева, жена: Кто его возьмет на работу?! Сами должны понимать, какое время тогда было. Я откровенно скажу: за нашим домом даже следили. Человек пришел из плена. Конечно, было очень тяжело. И ему было очень тяжело. Ни для кого не секрет, что его 13 лет не признавали. Нам все-таки досталось».
|
Где-то читал, что жену Девятаева лишили медали «За Победу над Германией». Но я не проверял эту инфу.
Вот что говорит напарник Девятаева по побегу – младший лейтенант Иван Кривоногов, которому тоже пришлось после войны тяжело.
Небольшая справка: Как известно, их было десять человек, которые улетели из плена 8 февраля 1945 года (включая Девятаева). Три офицера и семеро солдат. Солдат быстро проверили и послали искупать вину кровью. Скорее всего, в штрафные роты, где они почти все и погибли в последних битвах войны. 6 погибли, 1 был тяжело ранен и комиссован. Ну а офицеров долго проверяли. Так что в некотором смысле эти серьезные проверки спасли им жизни. А то могли и в офицерские штрафбаты отправить
Цитата:
Иван Кривоногов (1956 год) «Кроме неприязни и недоверия я лично ни от кого ничего не ощущал. Меня неоднократно вызывали в органы МГБ, допрашивали, глядя на меня, как на преступника, и в гражданских организациях смотрели и смотрят, как на человека, не внушающего политического доверия – изменника Родины. Мне до настоящего времени страшно переживать эти незаслуженные унижения и оскорбления, все во мне протестует против этой вопиющей несправедливости».
|