Сценарист
Регистрация: 16.02.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 2,862
|
Re: Биография персонажа
В учебниках по сценарному мастерству нередко советуют начинать сочинение истории с разработки характеров главных героев, придумывания их биографий и всего такого прочего.
Охотно верю, что существуют жанры и форматы, в которых этот совет работает на все сто.
Например, мыльная опера и состоит из чреды взаимодействий героев, полностью определяемых их характерами.
Разработал героев, а дальше успевай только отслеживать их столкновения.
То есть здесь характеры первичны, сюжет вторичен.
Но есть жанры, в которых первичен сюжет.
Например, автор придумывает детектив, где действие происходит в вагоне поезда. Какого-то мужика убивают. Сыщик ведет расследование, поочередно подозревая одного пассажира за другим. А в финале оказывается, что все пассажиры этого вагона являются преступниками и совершили убийство сообща.
Тут нет еще никаких характеров, но уже есть хорошая детективная история.
Дальше мы начинаем сочинять героев. Но не от балды, а функционально. Так, чтобы наша история смотрелась, во-первых, правдоподобно, а , во-вторых, смачно и объемно.
Кто жертва преступления?
Очевидно, что это может быть только человек, наделавший много гадостей окружающим. Судья, сажавший заведомо невинных.
Или негодяй, совершивший тяжкое преступление.
Соответственно, все остальные персонажи должны иметь на него большой зуб.
То есть, сюжет дает вполне определенные контуры для всех героев и расставляет главные вехи в их биографиях.
Но биографии мы в данном случае придумываем не просто так, а для чего-то.
Допустим, одна из женщин долгое время собирала марки. Что это даст сюжету? Сыщик, например, может найти письмо, на котором приклеена редкая марка, а когда он узнает про этот факт ее биографии, возникнет подозрение. Это, в принципе, можно использовать.
Допустим, она любила в юности романы Достоевского. Наверное, и это можно как-то пустить в дело. Но ничего в голову не приходит. Отбрасываем этот факт биографии. Он нам не нужен. И так далее, примеряя вылепляемых героев на наш сюжет.
И получается, что биографии персонажей формируются постепенно, по мере все более детальной прорисовки сюжета.
Можно ли в этом случае сначала полностью описать героев, а потом выдумать под них все коллизии? Сомневаюсь, что такие гении существуют.
Есть еще и такой вид формата, где героям в сценах не дается никакого "воздуха".
Например, детективная серия в 20 с копейками минут.
Там все на столько предельно функционально, что знание сценаристом истории рода ГГ даже до пятого колена, не будет иметь никакого выхода. Вам просто негде будет это впихнуть. Каждая сцена, каждая реплика героев обслуживают только сюжет и ничего больше.
В таких историях все знания о героях исчерпываются одним коротким предложением. И сочинять что-то более глубокое - просто потеря времени.
|