Сценарий "Фантома", кстати, писал дебютант Джон Спейтс, который затем работал на "Прометее" Ридли Скотта. Но на "Прометее" (о чьих достоинствах судить не могу, ибо еще не видел) Спейтсу помогал опытный Деймон Линделоф. На "Фантоме" дебютант Спейтс писал сценарий в одиночку, хотя сюжет был разработан им вместе с двумя другими товарищами, одним из которых был профи Лесли Боэм (Кошмар на улице Вязов 5, сериал Taken и еще с десяток работ).
Это так для информации.
Сюжет описывать я не буду - все кто интересовался фильм уже посмотрели. Конечно, определенная доля предвзятости в данном случае уместна (со знаком плюс) – в России снимается очень мало фантастических фильмов. Но говоря по совести, то что получилось у Горака и компании мало чем отличается от продукции канала SyFy. Есть такой канал, который специализируется на недорогой фантастике на популярные темы. Фантастике как правило шаблонной по сюжету и незамысловатой по драматургии и характерам. И вот по ходу просмотра, несмотря на эффекты и съемки, недоступные SyFy мне неоднократно приходила в голову, что фильм сделан в том же русле, что продукция этого канала.
«Фантом» относится к тем фильмам, где сюжет фокусируется не на борьбе с инопланетной (или еще какой-нибудь угрозой), а на попытках обычных людей выжить в экстремальной ситуации. Драматургически это всегда выгодно и к тому же не так дорого. Однако здесь таится несколько подводных камней – шаблонные характеры и ситуации, плюс унылые диалоги, немотивированные реакции и поступки, все это губит доверие, а поскольку акцент делается именно на характеры, отношения и конфликты-контакты, более менее взыскательный зритель оказывается разочарован. «Фантом» в этом плане недалеко ушел от худших образцов жанра. Эти картонные американцы в Москве, эти отношения в группе выживших, характеры, диалоги, все это местами скучно, местами неумно. Это тот случай, когда начинаешь скучать по бездумному экшену и эффектам, ибо в самом нелепом варианте он был бы предпочтительнее.
Действие, впрочем, оживляется с момента визита к гениальному русскому электрику (мне этот эпизод кстати напомнил роман "Демоны", о котором я писал ранее - оккупированный безжалостными демонами город, квартира-убежище, ее эксцентричный владелец, да и явление пришельцев аналогично нисхождению демонов на землю в романе). Но электрик умирает, а взамен появляется Куценко на коне. Куценко выглядит так, словно его шантажом вынудили сниматься в этом фильме. Заключительный аккорд - поединок с пришельцем в троллейбусе - забавно, местный колорит и все такое. Но от фильма остается ощущение дешевки. Оно возникает от несоответствия претензий и исполнения. Вроде замах был помасштабнее, а вышло: по фантастике - скромненько, хотя и местами спецэффектно, а по конфликтам-контактам и вовсе нехорошо.
Спустя некоторое время мне попался фильм, снятый в 2011 году студией Asylum для того самого канала SyFy. (о творчестве Асилума можно прочитать здесь
http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=2673).
Фильм соответственно телевизионный. Назвается "Апокалипсис зомби" Zombie Apocalypse. Режиссер Ник Лайон, сценаристы-дебютанты Брукс Пек и Крейг Энглер.
Асилум традиционно эксплуатирует популярные сюжеты, беззастенчиво воруя их у актуальных блокбастеров. В этот раз источником вдохновения, очевидно, служила четвертая "Обитель зла". Вся планета заражена вирусом, обращающим людей в зомби, горстка выживших пробирается через опустевший Лос-Анджелес. Есть сведения, что на Каталине (остров в Доминиканской республике, это недалеко от Калифорнии), обосновалась колония выживших и герои хотят присоединиться к ним.
В фильме снималась Тэрин Мэннинг, мне нравится эта актриса, она действительно хорошо играет, даже в таком вот кино. Кроме того здесь снимался обладатель Золотого глобуса и незабвенный Марселлус из Криминального чтива – Винг Реймс.
И вот примерно через пять минут после просмотра, после того как были убиты первые зомби (грим и эффекты вполне сносны, и зомби-массовка работает убедительно), мне пришло в голову, что все это из той же серии, что и «Фантом». То есть мое первоначальное впечатление от «Фантома», как о продукции а-ля канал Сай-фай подтвердилось потом фильмом снятым именно для канала Сай-фай. Причем по мере просмотра впечатление это крепло.
Драматургия в обоих случаях примерно на одном и том же уровне (но Апокалипсис зомби выглядит достовернее и лаконичнее, крепче), атмосфера похожа, сюжеты – перекликаются. В обоих случаях сюжет фокусируется на главных героях, пытающихся выжить в ставшем враждебном мире, герои пробираются через опустевший город (съемки в ЛА не столь масштабны, как в Москве, но вполне сносны), теряют друзей, выстраивают какие-то отношения между собой, в обоих случаях надежда возлагается на некое судно – (подводная лодка в «Фантоме», паром в «Апокалипсисе зомби»), в обоих случаях герои сталкиваются с неким военизированным отрядом (в «Апокалипсисе зомби» это бывшая команда по стрельбе из лука), испытывают некоторые трения с главой этого отряда (в этой роли Роберт Бланше выглядит убедительнее Куценко), и в финале заключительный аккорд – битва в троллейбусе в «Фантоме» и поединок с зомби-тигром в «Апокалипсисе зомби». И последние кадры с подлодкой, уплывающей в светлое будущее/паромом, приплывающим за героями.
«Фантом» превосходит «Апокалипсис» по техническому уровню съемок и эффектам (достаточно сравнить разбитый самолет в ЦУМЕ и обломки лайнера на окраинах Лос-Анджелеса), но проиграл по драматургии и характерам, да и актерским работам. Хотя «Апокалипсис зомби», безусловно, проходной, вторичный, одномерный. Но для Асилума этот фильм, безусловно – удача, а для международного фантастического блокбастера «Фантом» - к сожалению, слабая работа.
Такие дела.
Да, еще в «Апокалипсисе зомби» тоже нет света и батареек почему-то тоже. И машины не заводятся, так что возможно его сценаристы что-то стащили и из «Фантома». От Асилума всего можно ждать.