Цитата:
Сообщение от Граф Д
Замок открыт для посещения и обсуждения мрачных жанров в кино, литературе, играх и т.д. Приветствуются посетители - живые и мертвые, интересующиеся ужасами и всякими дарк-фэнтезийными и готичными историями, включая реальные.
|
Видимо, то, что я хочу рассказать лучше всего разместить здесь, а не в ветке "Детский сад", хотя это воспоминания из детства. Итак:
Накануне 31 октября почему бы не вспомнить очень похожий русский праздник?
Русский Halloween. Чередушки. Петров день.
Странная гремучая смесь языческого и христианского.
Слово «чередушки» не понимает почти никто из моих знакомых, в то время как «День Всех Святых» сразу вызывает очень яркие ассоциации. Слово «чередить», кажется, слышали, но смысл его туманен. А ведь русский Петров День ничуть не менее интересен с точки зрения всяких ужасных традиций, и, судя по сводкам происшествий в ночь с 11 на 12 июля, его по-прежнему продолжают праздновать в отдельных уголках нашей страны. На его фоне Хэллоуин мне всегда казался безобидным детским утренником в ясельной группе.
Впервые узнала о существовании Петрова Дня, когда мне было лет 8-9. Вместе с родителями мы были в гостях у их друзей в небольшом поселке. Поселок располагался рядом с селом. В этом селе почти у каждого жителя поселка была дача – хороший дом с большим садом и огородом, где все росло. У друзей родителей было двое сыновей, мы с ними довольно быстро поладили.
Начало июля. В разговорах и детей, и взрослых слышу слова, смысл которых для меня загадка. Взрослые: «надо готовиться к чередушкам, а то опять дачу разнесут», «я отгул на работе взял, будем сторожить», «А ружье возьмем?», «огнетушитель бы надо на всякий случай» и т.д. Дети: «скоро 12 июля, ты дрожжи достал?», «здорово в прошлом году начередили», «в эти чередушки всю смородину у соседей обдерем» и др. Мне стало любопытно, что за чередушки такие. Я спросила у ребят. «Городская, - покровительственным тоном ответили мне, - ничего-то ты не знаешь про жизнь». И рассказали мне, что такое чередушки и объяснили, как чередить. Про эту сторону жизни, я действительно, ничего не знала.
Оказалось, что Петров День, по-другому - чередушки, это очень важный местный праздник всемирного масштаба. Его нужно праздновать обязательно, а иначе весь год не сложится. Готовятся к нему заранее, все действо происходит в ночь с 11 на 12 июля. По легенде, в этот день нужно бороться с нечистью и изгонять ее отовсюду всеми способами. Способы изгона меня удивили: ближе к вечеру, иногда даже не дожидаясь наступления темноты, если сильно хочется изгнать, надо чередить. Чередить можно по-разному. Вот как чередили мои друзья.
Они собирались вместе с другими ребятами и совершали разгромные набеги на дачи жителей поселка (разумеется, не на те, которые принадлежали их родителям, а на другие, думаю, что дачи их родителей громились другими командами). Во время этих набегов надо было непременно повыдергивать все то, что росло на огородах, уничтожить цветы, ободрать все кустарники, а лучше вырвать с корнем (в крайнем случае, просто съесть все ягоды, ну и что там к тому времени на них успевало вырасти).
Очень приветствовался разнос забора в щепки и выпускание домашнего скота на волю. Самое веселое, по словам моих друзей, было бросить в яму уличного туалета пачку дрожжей, со всеми вытекающими оттуда последствиями. Выбивание стекол в окнах домов и поджигание стогов сена допускалось у сильно вредных соседей (это те, которые на прошлых чередушках охраняли дачу и наваляли чередящим).
Ребята постарше перекрывали дороги и из села в поселок, и в самом поселке, и из поселка и села на трассу. Делалось это так: на середину дороги сваливали кучу огромных покрышек и поджигали, если покрышек на все дороги не хватало, в ход шли ветки и деревья, вырванные с корнем во время набегов на дачи. Были любители готовить бутылки с зажигательной смесью. Хотя не помню, чтобы их в кого-то кидали, зачем готовили, вообще непонятно.
В самом поселке обычно чередили по-мелкому: например, обрезали бельевые веревки, иногда вместе с бельем, подпирали входные двери тех, кто жил на первом этаже и подъездов, обмазывали дверные ручки (в ход шло все – солярка, керосин, растительное масло, моча, экскременты), ломали не к месту выросшие деревья (к месту или не к месту они росли, определяли по настроению), закрашивали оконные стекла темной краской или грязью, иногда обрезали электропровода.
Взрослые же в ночь на Петров День дружно отправлялись охранять свои дачи. Набирали с собой побольше еды, вооружались, кто как может и бдили всю ночь, иногда давая отпор «чужим» чередящим, и успевая покормить забегавших буквально на пару секунд голодных «своих».
В общем, в ночь на 12 июля не спали все – чередили, охраняли, сидели дома до полудня 12 июля, боясь высунуться на улицу и не имея возможности уснуть из-за громких криков, гуляющих по улицам чередящих.
Местные власти, чтобы хоть как-то отвлечь молодежь, устраивали вечером 11 июля дискотеки и всякие мероприятия. Но это не помогало. Сначала шли на дискотеку, а потом чередить – два праздника в одном.
Иногда "шалости" выходили за рамки. Мне рассказывали, что как-то на Петров день очередные «шутники» открыли все газовые вентили наземного газопровода, хорошо вовремя заметили и вызвали 04, а так – прикурил бы кто-нибудь разок и пол-посёлка как не бывало.
Вопросы, возникавшие в моей голове и неоднократно озвученные, натыкались на один и тот же ответ.
Зачем обдирать чужую малину/смородину/крыжовник, если в саду растет своя? – А то удачи не будет.
Почему бы всем родителям вместо того, чтобы всю ночь охранять имущество, не запереть своих любимых детей дома и спать спокойно? – А то удачи не будет.
Для чего переворачивать все село и поселок вверх дном? – Да, не будет же удачи! Сколько раз объяснять?
Ближе к вечеру 12 июля поселок облегченно вздыхал, подсчитывал понесенные потери, милицейские патрули, пытавшиеся ночью спасти хотя бы какие-то остатки порядка, возвращались после самого нелегкого дежурства в году домой. Но зато весь поселок знал: теперь удача будет. До следующих чередушек.