Re: Trobar - искусство находить слова
Когда Саладин захватил Иерусалим и многие вернулись в Европу с печальными вестями, то вести эти повергли Запад не только в ужас, но и в полное недоумение. Многие задавались вопросом: как могли крестоносцы столь быстро и легко отдать завоёванное такими трудами, и в чём же истинная причина падения Иерусалима? Указывали на порочность его защитников, на всеобщую испорченность нравов, на повальное падение добродетели. Однако имелось и нечто более важное: Вечные разногласия и склоки христиан подтачивали основы их государственности. И когда вспомнишь, что при подобных условиях, со всех сторон окружённое врагами, оно продержалось более восьмидесяти лет, то начнёшь удивляться не столько его падению, сколько продолжительности существования, которое обеспечивалось исключительно раздорами мусульман и постоянным притоком помощи извне.
Между тем европейские духовные и светские властители свято верили, что счастье христиан и слава Спасителя тесно связаны с сохранением Святого города и падение его чревато страшными бедами в мировом масштабе. Вновь появились знамения на небе, вновь заговорили о необходимости всеобщего покаяния и очищения. Но очищение - с этим были согласны все - могло наступить только в результате новой победы над нехристями и отвоевания Иерусалима. Идея нового крестового похода вскоре пронзила всё европейское общество. Священной войне полумесяца против креста можно было противопоставить, - только такую же войну креста против полумесяца!...
|