Re: к 200-летию вторжения Наполеона в Россию.
Молодого, красивого гвардейского офицера Сеславина принимают в петербургских гостиных, где он нередко встречает нежные улыбки женщин. Но рассеянный образ жизни требовал денег. Естественно, жалованья подпоручика не хватало. На небогатого отца городничего рассчитывать не приходилось. Оставалось единственное средство, довольно распространенное среди гвардейской молодежи, - жить в долг. Стремясь не быть в числе последних, Сеславин залезает в долги, с каждым годом все более обременявшие его.
...В январе 1805 года Сеславин выходит в отставку поручиком и покидает Петербург. Причина, побудившая его оставить службу - однообразие службы, безденежье, а отсюда невозможность вести общепринятую столичную жизнь гвардейского офицера.
В августе 1805 г. Сеславин, узнавший о скором начале кампании, вновь возвращается в строй. В Петербурге он получает назначение в десантный корпус графа П. А. Толстого, предназначавшийся для действия в Ганновере, захваченном войсками Наполеона. Гвардейский поручик Александр Сеславин - командир конной артиллерии "корпуса, в его ведении четыре орудия (из них два приобретены на личные средства цесаревича Константина).
...12 сентября из Кронштадта на одном из кораблей военного флота с десантным корпусом Сеславин отправился к берегам Шведской Померании, Первое в его жизни морское путешествие продолжалось неделю. К концу плавания буря разметала корабли: утонуло несколько казаков, "взвод кирасиров был брошен на дальний остров, где и зазимовал; погибло несколько пушек и зарядных ящиков". Орудия, вверенные Сеславину, уцелели. Собравшись в Штральзунде, русский десант вскоре двинулся в Ганновер. Но. вопреки надеждам Сеславина, жаждавшего испытать свое мужество в битве, корпусу не пришлось сразиться с неприятелем. Его попросту не оказалось. Наполеон, сосредоточивший свои силы в Баварии, очистил Ганновер.
Военный поход превратился в прогулку. Местные жители "толпами стекались смотреть, на русских... Всюду угощали офицеров и солдат наших; в больших городах давали нам балы".
Нарышкин, приветливый и приятный в общении (в ближайшем будущем счастливый соперник Александра I в любви к "царице" петербургских салонов Марии Четвертинской), особенно расположил к себе Сеславина. Возникшую в их первом походе дружбу они сохранили на всю жизнь. Именно Льву Нарышкину Сеславин позднее подарит на память турецкую пулю, ранившую его при штурме Рущука.
__________________
"Важно ещё беречь себя, беречь себя для... ну, каких-то ударных, главных дел - они всегда известны самому художнику: что есть главное, а что есть... без чего можно прожить... вот поменьше того, без чего можно прожить!"
Василий Шукшин
|