КОВАЛЕВСКИЙ
Елена, приветствую Вас!
Я Вам очень благодарен за фактически уроки сценарного мастерства и признателен Вам за потраченное на меня время.
Я уже писал Вам, что долго не решался написать сценарий по своим книгам.
Ивёле, например, я ответил на ее комментарий к выставленному здесь моему сценарию:
«Собственно благодаря совету не учить оператора снимать, а актеров играть, я и решился начать работу над сценарием по своим книгам.
Первый сценарий, который я прочитал, как пример, был киносценарий А. Солженицына «Знают истину танки!».
В этом сценарии Солженицын подробно описывает, что и как снимать оператору, что давать КРУПНО (Парень наклонился над миской, весь ушел в жеванье голого рыбьего скелетика, свисающего у него изо рта), что рекомендует ВО ВЕСЬ ЭКРАН (Невозмутимо пилит смычком одутловатый скрипач С-213).
ЗАТЕМНЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ.
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ КРУПНО.
= На алом восходном небе - черный силуэт зоны: вышки черные по
краям экрана Ворота - выше забора. Они - двойные во всю их высоту. Простые,
деревянные. Но что-то готическое в них. Что-то безысходное.
ПО ВСЕМУ ЭКРАНУ
(сверху вниз начинают сыпаться струйки желтого песка. Сперва
тонкие, отдельные, потом все шире и оплошней...)
Такая глубокая проработка сценария, в которой пошагово описан каждый кадр на экране, мне не под силу, и потому я начал искать профессионального сценариста.
Ознакомившись же с рекомендациями той же Ольги Смирновой и других авторов, щедро поделившихся секретами сценарного мастерства, понял, что сценаристу писать подробную инструкцию для оператора и режиссера не только не нужно, но и нежелательно. Зачем сковывать творческую инициативу профессионалов, которые лучше вас знают, как снимать кино?»
Лена НеПродюсер
Маленький разбор.
В этом сценарии Солженицын подробно описывает, что и как снимать оператору, что давать КРУПНО (Парень наклонился над миской, весь ушел в жеванье голого рыбьего скелетика, свисающего у него изо рта), что рекомендует ВО ВЕСЬ ЭКРАН (Невозмутимо пилит смычком одутловатый скрипач С-213).
Это литературная лирика.
Все-таки, Солженицын больше писатель, чем сценарист.
И писатель прорывается вперед.
ЗАТЕМНЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ.
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ КРУПНО.
= На алом восходном небе - черный силуэт зоны: вышки черные по
краям экрана Ворота - выше забора. Они - двойные во всю их высоту. Простые,
деревянные. Но что-то готическое в них. Что-то безысходное.
Последние слова - ЭТО ТОЖЕ ЛИТЕРАТУРА.
Попытка передать то, что чувствовал сам. Это мы в титрах не напишем. Как это снять - работа режиссера и оператора. Автор может это откомментировать в пожеланиях.
ПО ВСЕМУ ЭКРАНУ
(сверху вниз начинают сыпаться струйки желтого песка. Сперва
тонкие, отдельные, потом все шире и оплошней...)
Нормально. Это уже сценарно-киношно. Зримо и красиво.
Сценарист должен довольно подробно писать сценарий, он обязан описать все, что должно быть на экране. Т.е., режиссер должен изначально понимать географию событий и логику передвижений персонажей. Другое дело, что когда найден объект или построена декорация, что-то может оказаться нелогичным. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Но это не страшно. Все дорабатывается. Бывает, что красивый диалог, достаточно краткий и емкий на бумаге вырастает в невероятную по длине сцену после съемок. Тогда начинаются сокращения в процессе монтажа. И все становится тоньше и яснее. Но это все - работа, нормальная работа.
Главное, чтоб была ясна сама история.