Поскольку ВР здесь почти не появляется, то приходится кому-то бдеть. Эту функцию взял на себя я. С ВР я договорился о том, что буду нагло тыбзить полезный материал там, где он его оставит. В данном случае на близком нам по духу форуме. Копирую пост со статьёй в переводе Иванки полностью:
Пост взят тут: http://scriptmaking.ru/forumtopic/3177?page=13
Уважаемые коллеги.
Вынужден (в который уже раз) вернуться к вопросу о том – что такое одностраничный синопсис вашего сценария и как его написать. Вынужден по одной простой причине: наконец-то (ура!) я стал получать от авторов не многостраничные унылые описание действия с невнятными героями, по чистому недоразумению называемые синопсисом, а действительно стандартные синопсисы на одну страницу, но… увы, подчас многие из присланных авторами (имеющий уши слышать, да слышит) синопсисов откровенно слабы. Невнятны. Скучны. И так далее. Короче говоря, ими нельзя серьезно торговать.
И приходится снова и снова (и каждому) объяснять: что и как должно быть написано в синопсисе. Я крайне ленив, и поэтому решил в очередной раз ответить всем сразу. Ниже приводится ответ: мнение и советы профессионала. Это короткая, но очень грамотная и емкая статья о синопсисе, тритменте и прочих инструментах кинодраматурга. Что это такое, как их писать, и для чего они нужны профессиональному кинодраматургу.
Автор этой статьи -
Робин Рови/Robin Rowe, сценарист, исполнительный продюсер, журналист. Человек, отечественной кино- и телеиндустрии совершенно неизвестный. Что и понятно: таких крепких профессионалов в США – пучок за пятачок - в отличие от ситуации в стране родимых осин. Тем не менее, то, о чем он пишет, имеет практическую пользу для русских авторов. Несомненную.
Статью по моей просьбе перевела все та же трудолюбивая коллега
Иванка. За что ей – очередное огромное спасибо.
Апд. Внутри статьи - кое-где – мои пояснения, дополнения и примечания для русского читателя.
Удачи.
ВР
Робин Рови.
Нужен ли вашему сценарию тритмент или синопсис?
Авторизованный перевод Иванки
Тритмент или синопсис могут быть важным инструментом как для написания сценария, так и для его продвижения на рынке. В этой статье мы рассмотрим взаимосвязь тритмента, синопсиса, конспекта, логлайна, карточек для написания сцен и обзором/аннотацией. Синопсис может стать руководством для написания сценария и также он может быть написан впоследствии как часть пресс-набора для вашего будущего фильма. Итак, вы хотите написать хороший синопсис? Для начала вам нужно знать основы.
Синопсис против Тритмента.
Пример из «Трансформеров»:
Во многих отношениях Сэм Уитвики похож на обычного тинэйджера. Он интересуется девочками и машинами, и ему надоела школа. Но на этом сходство заканчивается. Находчивый и остроумный Сэм планирует сделать больше, чем его ровесники. Когда его отец соглашается подобрать подходящую им по деньгам первую машину для Сэма, волнение подростка быстро сменяется разочарованием после покупки потрепанного «Шеви Камаро» 1976 года, который, кажется, обладает собственным разумом. Но когда самой яркой девочке в школе, Микаеле, нужно доехать домой, Сэм не может отказать, и вскоре «Камаро» везет их вдвоем.
Это - только первый абзац. Весь синопсис «Трансформеров» - семь абзацев, 544 слова. Если Ваш синопсис длиннее, чем одна страница, он превращается в тритмент. Термин «тритмент» - (treatment – рассмотрение) возник так: студия покупала права или заключала опцион на покупку прав на роман и просила сценариста «рассмотреть» этот роман в качестве основы для написания сценария (и тогда сценарист вместо романа читал присланный студией тритмент – Прим. ВР).
Тритменты пишутся в формате короткого рассказа и обычно насчитывают до 40 страниц (в данном случае автор имеет в виду то, что у нас называется поэпизодник – подробно расписанную по эпизодам/сценам историю – рабочий инструмент автора, не предназначенный для показа посторонним. Стандартный тритмент подачи, который в американской киноиндустрии показывают потенциальному покупателю, гораздо короче – от 6 до 12 страниц, но бывают и чуть более длинные тритменты – Прим. ВР).
Для некоторых авторов написание тритмента является первым шагом к работе над сценарием. Но, например, для сценария фильма «Возвращение Супермена» тритмент был более длинным, чем законченный сценарий! Наличие тритмента больше распространено на телевидении, где главный автор поручает членам команды написать определенные сцены. Наличие тритмента держит команду в курсе всей истории. Тритмент – это не обзор (аннотация к истории, написанная ридером продюсерской компании по мере его оценки сценария).
Карточки для написания сцен и поэтапный аутлайн.
Альтернатива тритменту – карточки для сцен, обычно написанные от руки на небольших карточках из картона. Каждый бит (о битах и что это такое я много писал в своей ветке на старом форуме – Прим. ВР) в сценарии написан на одной карточке, чтобы показать одну сцену фильма, представляя приблизительно две с половиной минуты экранного времени. Для сценария на 100 страниц, который составляет приблизительно 100 минут экранного времени, это - приблизительно 40 карточек. В наше время сценарии на 120 страниц уже выглядят длинными. Теперь снимается уже не так много 120-минутных фильмов.
Вот первые пять карточек, относящихся к моему последнему сценарию, комедии о боевых искусствах «Книга Z»:
1) Лос-Анджелес - Корейский квартал - Ночь: Лот, держа Книгу Z в своем портфеле, заманена в засаду Гассо и его прихвостнями-ниндзя.
2) Квартира Макса - Ночь: Макс вопит из окна: «Оставьте этого старика в покое!”.
3) Корейский квартал - Ночь: Макс мчится и ввязывается в драку и касается Книги. Гассо напуган пожарной машиной.
4) Квартира Макса - Ночь: Лот умывается. Макс звонит подозрительной дочери Лот - Ничи.
5) Дворец Тай Квон До - Ночь: Гассо объединяет всех ниндзя: “Нападение!”
Если Вы напечатаете карточки единым файлом, как показано выше, вы получите поэтапный аутлайн.
Конспект и Логлайны.
Каждому сценарию нужен конспект в один абзац.
Вот пример конспекта, снова из «Трансформеров»:
Веками две расы инопланетных роботов – Автоботы и Десептиконы - вели войну, и на кону была судьба Вселенной. Когда битва перемещается на Землю, все, что стоит между злобными Десептиконами и их окончательной победой и властью, это ключ, который находится у юного Сэма Уитвики. Обычный подросток, Сэм поглощен ежедневными заботами о школе, друзьях, тачках и девочках. Не осознавая, что он – единственный шанс человечества выжить, Сэм и его подружка Микаэла вступают в ожесточенную борьбу между Автоботами и Десептиконами. С миром, балансирующим на грани исчезновения, Сэм понял истинное значение семейного девиза Уитвики – «Нет жертв – нет побед!»
Это может быть короче. Вот конспект сценария к фильму «Беовульф»:
В легендарные времена героев могущественный воин Беовульф сражается с демоном Гренделем и подвергается адскому гневу безжалостной и обольстительной матери чудовища. Их эпическое столкновение повторяет вековую легенду о Беовульфе.
Еще короче?
Конспект с одним предложением - логлайн.
Логлайн к «Побегу из курятника»:
В этой пародии на фильм о побеге курицы с фермы Твиди строят продуманные планы, чтобы сбежать из своего курятника-тюрьмы.
Запомните, что в начале логлайна нужно указать жанр (тут автор статьи основательно заблуждается: чаще всего основной жанр сценария/фильма не нужно указывать, потому что он должен быть понятен из содержания самого логлайна - если, конечно логлайн грамотно и талантливо придуман и написан. Более того: пример данного логлайна автора статьи крайне неудачен. Почему? О том, что такое логлайн, и как его писать – смотрите пособие
Кристофера Локхарта «Как написать логлайн» в библиотеке форума – Прим. ВР).
Итог.
Теперь мы понимаем разницу между логлайном, конспектом, синопсисом, тритментом, обзором, карточками и аутлайном. Как же написать действительно хороший синопсис?
В каждом сценарии три акта: начало, середина и конец. К написанию синопсиса нужно подходить с девизом «Разделить и завоевать», т.е. написать по одному абзацу для каждого акта вашего сценария. В американском игровом фильме обычно история – это вынужденный путь героя. Расскажите в синопсисе, кто ваш герой, почему он вынужден начать свой путь, его цель, препятствие, и куда приведет его это путешествие. Опишите его закадычного друга (кто-то, кто объяснит герою его цель), любовный интерес, наставника и противника или мстителя.
Вот синопсис, который я комментирую, чтобы показать его структуру.
Фильм «Шары ярости»:
[ГЕРОЙ] Разорившийся профессионал, бывший феноменальный игрок в пинг-понг Рэнди Дайтона втянут в вихрь событий, после того как [ЗАКАДЫЧНЫЙ ДРУГ] Агент ФБР Родригес [ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО] принимает его на работу [МИССИЯ] для выполнения секретной миссии. Рэнди [ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ ГЕРОЯ] горит решимостью вернуться в спорт и [ИСПРАВЛЕНИЕ] вновь завоевать былую славу, и [ПРАВОСУДИЕ] разоблачить находящегося в розыске [ВЛАСТЬ] ФБР убийцу своего отца - [ЗЛОДЕЙ] душегуба Фенга.
[ПРЕПЯТСТВИЕ] Но, после двух десятилетий вне игры, Рэнди не может перевернуть свою жизнь и отомстить за убийство своего отца без собственной команды [КОМАНДА]. Он призывает к духовному руководству [НАСТАВНИК] слепого мудреца – игрока в пинг-понг и ресторатора Вонга, и к тренерскому опыту [ЛЮБОВНЫЙ ИНТЕРЕС] невероятно сексуальной племяннице мастера Вонга [СЕМЬЯ] Мэгги, у которых тоже произошла [ТАЙНА] темная история с Фенгом.
[МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ] Все пути приводят их к таинственному лабиринту построек Фенга и [БИТВА] к уникальным, когда-либо организованным турнирам в пинг-понг. Там Рэнди сталкивается [ПРОТИВНИКИ] с таким опытнейшим игроком как его давний соперник по Олимпийским Играм, все таким же порочным [МСТИТЕЛЬ] Карлом Волфштаггом. [ВОПРОС] Сможет ли Рэнди уследить за шариками? [ВОПРОС] Достигнет ли он своей страстно желаемой цели, пока орудует ракеткой? [ВОПРОС] Достаточно ли силен его удар слева, чтобы одержать победу над неистовой порочностью?
Это полный синопсис к «Шарам ярости» - всего три абзаца. И, это одновременно это – тизер! Синопсис заканчивается на вопросе вместо того, чтобы детально показать финал.
Синопсис не требует много времени для написания (только если вы - профессионал, набивший на этом руку. В противном случае качественный синопсис требует многократного переписывания и времени - прим. ВР) и может сэкономить ваше время при работе над сценарием. Он поможет вам четко следовать своей истории. Он поможет вам сделать выбор, даже если вы хотите написать особенный сценарий. Написание карточек или поэтапного аутлайна также занимает немного времени, и они особенно полезны во втором и третьем актах, где сценаристы, не всегда имея четкой идеи, теряются. При 40 страницах тритмент потребует гораздо больше усилий. Вы должны понять, действительно ли вам нужен тритмент для написания сценария, или синопсиса либо карточек вполне достаточно для вашей работы.
Еще одна вещь: во время питчинга не читайте синопсис или карточки вслух. Пусть они будут у вас на крайний случай, но их цель – помочь вам четко держать историю в голове. Выучите синопсис наизусть и поддерживайте зрительный контакт с потенциальным покупателем вашего сценария.
Ссылка на первоисточник:
http://www.writersdigest.com/article...or-a-synopsis/