http://lenta.ru/conf/mihalkov/
Лента.Ру: Люди сомневаются, могли ли бомбить стратегически неважную тюрьму? (
В начале киноленты немецкая авиация бомбит лагерь, в котором сидят главные герои.)
Михалков:
Повторю, мы не снимали документальную картину. Если бы мы снимали документальный фильм, и я бы выдавал это за документальное произведение, меня в этом можно было обвинять. Это художественное произведение. Могли ли немцы бомбить? Они бомбили и лагеря, и тюрьмы. Вон, даже в современных войнах чего только не бомбят. Другое дело, что с трудом можно допустить, что на третий день войны немецкие самолеты долетали до мест, где сидели люди и по 58-й статье. Эти заключенные, как правило, отсылались подальше на север. Справедливое замечание? Да, но мы знаем, что мы нарушаем, и мы нарушаем это ради художественной ценности и цельности картины.
Юрий [12.04 17:34]
Никита Сергеевич!
Кажется, Черчилль вспоминал, что во время Ялтинской конференции, когда в зал вошел Сталин, то Черчиллю невольно захотелось встать. Как Вы думаете, почему в нашем и не только нашем кинематографе, никому не удалось передать это трансцендентное ощущение величия Сталина, которое так остро почувствовал английский политик? Почему Сталин практически во всех фильмах похож на свою карикатуру? Можно предположить, что это субъективное мнение. Но таковое я слышал уже неоднократно от своих коллег, знакомых и родных на протяжении долгих лет.
Я посмотрел промо-ролик Вашего нового фильма и увы... очередная карикатура на Сталина. Почему так, Никита Сергеевич?
Спасибо за ответ.
Михалков:
Не о величии разговор идет. Я вам приведу пример, который меня потряс больше, чем Черчилля. Съемочная группа из 60 человек сидела на даче Сталина, ждали на солнышке, пока загримируется Суханов. Когда он загримировался и вышел на крыльцо, группа встала. Это были молодые люди, их точно нельзя заподозрить в коленопреклонении или страхе.
Для меня фигура Сталина важна не как историческое исследование. Сталин несет большую нагрузку, особенно во второй части. Там он невероятным образом формулирует задачу Котову - абсолютно зверскую, но совершенно логически обоснованную. Он говорит, что надо взять 15 тысяч человек, вооружить их черенками от лопат и повести на цитадель, заведомо понимая, что они все погибнут. При этом в ответ на изумленный взгляд Котова объясняет, почему это надо сделать. В этом объяснении заложено все – теория больших чисел, смерть одного – трагедия, смерть миллионов – статистика, это все, что по здравому смыслу не умещается в голове нормального человека. Но, тем не менее, это было. Кстати, что такое "черная пехота"? Это люди (чаще мужского пола), которые провели много времени на оккупированной территории. Когда они были освобождены, из них сформировали "черную пехоту". Им не давали оружия, они были призваны на передовую в качестве пушечного мяса. Было это везде? Нет, но это документальный факт, который имел место.
Лента.Ру: Таким образом, у вас Сталин выступает как исторический двигатель?
Михалков:
Скорее, психологический импульс. Ведь Котов идет на это. Другой разговор, что, дойдя до того мгновения, когда он должен выполнить задание, он принимает совершенно другое решение: вместо того, чтобы погубить 15 тысяч жизней, он решает пойти один, а дальше уж - как будет. Но это его выбор, он не спорит со Сталиным. Он знает: "Ты – миллионами руководишь и мной в том числе, но собой лично руковожу я, поэтому буду поступать, как считаю нужным, не с другими, а с собой". В этом есть его очень серьезный, мужественный протест. Очень сложные взаимоотношения.
Страшный человек....

И ведь бога всё время вспоминает....