Итак, приступим.
Снайдер предлагает строить третий акт подобно героической сказке про принца, спасающего принцессу. Причем это не буквальный экшн — эти точки работают во всех жанрах, что я продемонстрирую в примерах ниже.
Что обычно происходит в заключительной части такой сказки?
Шаг 1. Герой придумывает (или ему подсказывают) план по штурму замка, в котором заточена принцесса. Я назвал эту точку
План штурма (в оригинале: Plan to s***m Castle).
Шаг 2. План приводится в действие. Герой и его команда вторгаются на территорию врага. Врываются в замок, типа. Назовём этот пункт
Вторжение (в оригинале: Enter the Bad Guy’s fort).
Шаг 3. Но принцессы в замке нет! Это ловушка. Антагонист оказался хитрее (умнее). Положение стремительно ухудшается. Пусть это будет
Западня (в оригинале: It’s a trap!).
Шаг 4. Критическая точка, в которой герою нужен новый план, так как предыдущий провалился. В общем смысле, силу для этого решения герой черпает внутри себя, в своей уже изменившейся, трансформировавшейся по ходу повествования, личности. Поэтому в оригинале этот пункт называется Dig Deep Down (что-то вроде «покопаться в себе, глубоко копнуть»). Так или иначе, во всех хороших историях в этом месте герой идёт на крупную жертву, поэтому я назвал эту точку
Самопожертвование. Ес-но, не всегда буквальное. Иногда — фигуральное.
Примечание: в отличие от предыдущих пунктов, это именно точка. Решение, выбор героя.
Шаг 5. И, наконец, происходит решающая схватка. Противостояние героя и антигероя.
Финальный бой (в оригинале: Final Battle).
Дополнительная точка №1. Развязка. Сводим концы с концами. Зритель не может сразу лицезреть слово КОНЕЦ. Раньше мог, но теперь нужно хоть минутку, но потратить на минимальное объяснение. Это
Разбор полётов.
Дополнительная точка №2.
Кода (Final Image). Заключительные кадры. В хорошей истории кода перекликается с интро (первой вступительной сценой), закольцовывает действие.
Пара примеров из разных жанров.
Недавно посмотрел фильм Гнев (Man on Fire). Вполне смотрибельная героическая история мести. Что не удивительно, ибо этот сценарист (Брайан Хелгелэнд, Секреты Лос-Анджелеса, Расплата с Гибсоном и пр.) отстой не пишет.
ПЛАН ШТУРМА: Герой разыскивает главаря преступников, которые похитили и убили девочку. Ему помогает журналистка (достаёт фотографию), местный агент ФБР (узнаёт адрес) и пр. Типичный «план».
ВТОРЖЕНИЕ: Герой вламывается в дом к брату главаря. Берёт его и других родственников в заложники.
ЗАПАДНЯ: Напоминаю, что в этой точке обычно происходит «самое худшее, что может случиться». Но это в историях с хэппи-эндом. Здесь история трагическая, поэтому в этом эпизоде — вспышка надежды, ложная победа, «самое лучшее, что может случиться». Герой узнаёт от главаря, что девочка-то жива.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ: Герой соглашается обменять свою жизнь на жизнь девочки. Буквальное самопожертвование.
ФИНАЛЬНЫЙ БОЙ: Финальная встреча на мосту. Буквальное противостояние — добро и зло на разных концах моста. Девочку увозит мать, а героя забирают бандосы на верную смерть. Трагическая сцена.
РАЗБОР ПОЛЁТОВ: Короткий стоп-кадр с титром, но из него всё понятно (герой погиб, главаря убили при аресте, копы чуть-чуть опоздали).
КОДА: Героя везут в машине, он теребит медальон, подаренный девочкой, смиряется с тем, что его ждёт. Те, кто смотрел этот фильм, вспомнят, что кода закольцована с интро. В первой сцене героя (спивающегося бывшего спецагента) тоже везут в машине, но он пьяный бесцельно едет в неизвестность (такси везёт его в Мексику). В конце он прекрасно осознает, что его везут убивать, но он заслужил прощение (это, к слову, тема этого фильма).
А вот другой пример. Без крови и мочилова
Отличный сценарий (Оскар, все дела) фильма Маленькая мисс Счастье (Little Miss Sunshine).
Вторая поворотная точка (девочка уговаривает брата продолжить путь и он говорит «Окей») вносит нас в третий акт.
ПЛАН ШТУРМА: Семья торопится на конкурс, нужный поворот пропущен, а маленькая Олив уже сильно опаздывает. Поскольку конкурс — это их (коллективный герой) цель, то план прост — успеть во что бы то ни стало. Нарушая все правила фургончик мчится по газонам и пр.
ВТОРЖЕНИЕ: Герои вбегают в помещение, где проходит конкурс. Вокруг организаторы, гламурные участницы, похожие на малолетних проституток, их родители и пр. Странный, чуждый героям мир. Натурально, «логово».
ЗАПАДНЯ: Ричард (глава семьи) осознаёт, что его дочь совсем не похожа на этих разряженных кукол. Что она может им противопоставить? Она проиграет! («Это ловушка!», помните?). Тем временем Олив начинает свой номер, который шокирует всех вокруг. Семья пытается поддержать девочку, но вмешивается охрана. Ситуация — хуже некуда.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ: В результате борьбы с охраной, Ричард случайно оказывается на сцене вместе с дочерью. Видя реакцию зала и желая помочь дочери, он начинает нелепо подтанцовывать ей. Он приносит в жертву (фигурально, конечно) себя, своё достоинство.
ФИНАЛЬНЫЙ БОЙ: Остальные родственники начинают присоединяться к Ричарду. Вскоре вся семья пляшет на сцене. Зал и судьи в шоке. Но нашим героям уже нет дела — им даже весело. Коллективный герой переродился, это уже другие люди. Они — единое целое.
РАЗБОР ПОЛЁТОВ: Полицейский освобождает хулиганскую семейку, но при одном условии — Олив больше никогда не будет участвовать в калифорнийских конкурсах красоты.
КОДА: Жёлтый фургончик. Вся семья в сборе. Они толкают машину, улыбаются. Они счастливы. Опять же, те, кто смотрел кино, могут сравнить, как изящно кода «играет» с первой сценой. Первые кадры показывают нам всех членов семьи порознь и, грубо говоря, несчастными (отягощёнными своими, как показала история, не всегда важными проблемами). В конце — все вместе и все счастливы.