Сначала общие универсальные тезисы Арифа:
1. Все режиссеры — идиоты

2. Кино — искусство очень примитивное. Любую мысль нужно доносить максимально грубо и просто, иначе никто ничего не поймет и фильм будет испорчен.
3. Все хорошие истории — про любовь. Любовь есть везде. Даже если нам кажется, что история про другое.
Пять правил главного героя:
1. Герой — «голый на скале» (от себя: архетипический «Сирота», короче).
2. У героя есть цель. Цели можно грубо разделить на след. подгруппы: а) спасти себя (Ариф говорит о коже/шкуре, как о границе — т. е. все, что идет дальше — это уже внешний мир и взаимодействие с ним, и, сл-но, уже другие цели); б) любовь, поиск любви (не обязательно романтическая; дружба — это тоже любовь, Матросов бросился на амбразуру во имя любви к товарищам, чтобы спасти фронтовых друзей, а не ради абстрактной Родины); в) месть; г) деньги, богатство.
3. У героя есть проблема, которая не дает ему покоя.
4. Герой не должен ни с кем соглашаться. Такое простое правило призвано заменить сложные рассуждения о внутренних и внешних конфликтах и пр. Просто запомните: не соглашается и всё. Даже если все-таки соглашается, то подразумевает другое (подтекст).
5. Все действия героя носят необратимый характер. Судьбоносный, если угодно. В идеале все реплики должны обладать таким же драматургическим эффектом. Ариф приводит в качестве примера такого фильма «Унесенные ветром» (это, кстати, было где-то на этом форуме, я точно помню

).
Начинающим сценаристам Алиев советует:
а) начинать с историй про любовь.
б) писать простые истории, не мудрствовать, смотреть фильмы категории Б (с простым линейным сюжетом) и писать что-либо подобное.