владик ! Подойдем к проблеме так, как будто МАША и ВАЛЯ не выдуманные образы и характеры, а реальные люди. То есть, рассмотрим ситуацию с точки зрения Догмата о Свободе Воли.
И так, в человеке есть три составляющих : тело, душа и дух. Дух постоянно устремлен к Богу. Тело - есть наша связь с природой, животное в нас. Душа находится между этими составляющими. Именно в ней и заключена Свобода Воли - грубо говоря., как поступить. Тут Бог не неволит человека. Человек решает сам.
Когда-то, в древности, языческие философы пытались смутить христиан каверзным вопросом: Может ли Бог сотворить камень, который сам не в силах будет поднять?
С их точки зрения, это была ловушка. Если бы последовал ответ: Да, может. То, получилось бы, что Бог не всесилен, раз он чего-то не сможет. Если бы последовал ответ: Нет, не сможет. То, снова получалось бы, что Он не всесилен, ибо он чего-то не может.
Однако, христиане отвечали на этот вопрос так: Не просто может, а уже создал. И, этот камень - человек. Бог может все, кроме одного - спасти человека помимо его желания.
То есть, Бог, сотворив человека, сам ограничил свое Всемогущество в человеке, даровав ему ту самую Свободу Воли - право выбора, грубо говоря.
Джон Рональд Руэл Толкиен, в свое время, долго спорил с Клайвом Степлайзом Льюисом о том, как преподать детям Христианские истины. Оба профессора, по мимо своих основных профессий, занимались еще и Богословием.
Толкиен избрал своеобразный путь. Он написал "Властелина колец", сознательно удалив из него какие-либо упоминания о религии вообще. Но, он, считая Догмат о Свободе воли основополагающим, основал книгу, именно на этом догмате. Практически все герои "Властелина" постоянно стоят перед выбором. А выбор, который они делают, определяет их судьбу.
Клайв Льюис пошел другим путем, переложив Библию в сказку.
Кто из них прав?
__________________
Si vis pacem, para bellum
|