О глубинной мизансцене мы еще поговорим. Сейчас, хотелось бы поговорить о монтаже времени. Работая над фильмом, мы работаем с пространством и временем. К стати, о времени..... Вот пишу, а в это время у нас начинается гражданская война - Ющенко сверг парламент и правительство, но те не сдались и забарикадировались в здании Верховной Рады. Боевики оранжевых захватывают СМИ. Но, это к слову. И так, Монтаж хода времени - тут приходится решать две проблемы: 1.убеждать зрителя в непрерывности хода времени, или, наоборот, показать, что действие в последующем кадре развивается уже в другом временном отрезке, 2. на какую новую точку поставить камеру, при учете, что выключение камеры - это всегда остановка хода времени на экране. Представим простую сцену - человек ждет автобус, а автобуса долго нет. Реально такая сцена длиться 10 -15 минут, но у нас этого времени нет! Допустим, за 10-15 минут произойдет следующее - человек стоит без движения, садится на скамейку, сидит без движения, встает и опирается на столб, стоит без движения, смотрит на часы, снова стоит без движения. Снимаем сцену в три кадра. Кадр №1- 2-й средний - человек стоит на остановке, садится на скамейку. Кадр №2 - крупный - человек встает(камера держит его на крупном и сопровождает движения) подходит к столбу и опирается на него. Кадр №3 - 2-й средний - человек отходит от столба. три кадра и вся сцена длительного ожидания. Вот еще хрестоматийный пример работы с временем - нам нужно показать, что герой отправился в длительное путешествие. Кадр №1 - лето, герой в своей квартире складывает рюкзак. Кадр №2 - герой проходит по улице города. Кадр №3 - герой остановился у какого-либо памятного места, посмотрел на него и пошел еще быстрее. Следующие три кадра - проходка по шоссе. Следующие три кадра в другой местности осенью, следующие три, вообще зимою.
Вообще, Тарковский считал, что каждый кадр обладает своим временем, собственой временной характеристикой, в которую зритель должен вникнуть, проникнутся духом этого времени кадра. По этому, он предпочитал снимать свои фильмы максимально длинными кадрами. Микеланджело Антониони, тоже бережно обращался со временем кадра и снимал максимально длинно. Специально для него была сконструирована кино-кассета вмещашая пленки на 12 минут съемки, стандартная вмещает на 10. Интересны эксперименты со временем, с его многомерностью, слоистостью и неразрывностью и у Александра Сокурова.
__________________
Si vis pacem, para bellum
|