Мой предшественник П. Е. Щеголев кончает свой труд о дуэли и смерти Пушкина рядом соображений: почему высший свет, его представители ненавидели поэта и извергли его как инородное тело из своей среды.
Настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что они сделали с ним, а о том, что он сделал с ними.
После этого океана грязи, измен, лжи, равнодушия друзей, глупости родственничков Строгановых, идиотов-кавалергардов, сделавших из дантесовской истории вопрос чести полка высочайшего двора, заглядывавшего во все замочные скважины величавых советников, не постеснявшихся установить полицейский надзор над гениальным поэтом, после всего этого как торжественно и прекрасно увидеть, как этот чопорный, бессердечный, безграмотный Петербург стал свидетелем того, что, услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.
Его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы невозможно вообразить.
Вся эпоха мало помалу стала называться пушкинской. Фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора, министры, генералы начали именоваться пушкинскими современниками, а затем опочили в картотеках и именных указателях с перевранными датами рождения и смерти пушкинских изданий.
Он победил время и пространство. Говорят: «пушкинская эпоха», «пушкинский Петербург».
В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их тени изгнаны оттуда навсегда.
Про их великолепные дворцы и особняки говорят: «здесь бывал Пушкин» или «здесь не бывал Пушкин».
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот, один, нерукотворный.
Кто проверять будет?
|