Цитата:
Сообщение от Мария О@4.09.2008 - 17:07
Я это и имела в виду, когда писала, что Вайда снимает про "боль за Польшу". Здесь и трагедия каждого (маленького?) человека, и проблема выбора, стоящая перед каждым персонажем. И из этих персонажей и складывается страна. Которая, вероятно, сама виновата в подобном исходе, и заслужила такой финал.
|
Вот именно, Маша. Все абсолютно верно - кроме чисто "польской" составляющей. Помните В. Розанова, "Апокалипсис нашего времени"? Маленькая заметка в книге, озаглавленная "LA DIVINA COMEDIA"? (1917-й год.)
"С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес.
— Представление окончилось.
Публика встала.
— Пора одевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось."
То же самое. Мачек умирает за страну, которой НЕТ (и неизвестно, БЫЛА ЛИ). "Графья" (а цо ни поляк, то храбя) пляшут полонез, словно все еще живут в стране, которой по-настоящему тоже НИКОГДА НЕ БЫЛО.
А что было? Что вообще может быть?
ЧЕЛОВЕК. Его надежда (пусть на пять минут). Его боль (пусть предсмертная). Его внезапное открытие, что ДРУГОЙ - это ТОЖЕ Я. (Чего стоит сцена, когда смертельно раненый Щука ОБНИМАЕТ своего убийцу, Мачека - не опирается на него, чтобы не упасть, а вот именно ОБНИМАЕТ...)
Вся КАТАСТРОФА Вселенной происходит внутри одного-единственного человека. И вся НАДЕЖДА Вселенной заключена в одном-единственном человеке.
Вот это Вайда показал с такой невероятной силой, что смотрим, смотрим, смотрим - и будем, как зачарованные, смотреть.
Потому что очаровывает нас здесь некая ВЫСШАЯ ПРАВДА.