Вячеслав Киреев, честно сказать, не знаю, может быть и постановочные... Только оба приведённые мной фильма есть в текстовом варианте и там это не очень-то очевидно... Я потому и завёл речь именно о них, что прежде чем посмотреть вышеозначенные фильмы, сначала прочитал роман Алана Дин Фостера "Чужой" и Арча Стрэнтона "Попутчик"... Как то так вышло... Но были ли они написаны до тех самых фильмов, я не знаю... "Чужой" может быть, он вполне литературный и там есть то, чего нет в фильме, а вот насчёт "Попутчика" сомневаюсь, он очень похож на кинороман (хотя, несмотря на всё несовершенство, лично мне, он очень нравится)...
Да в общем-то не так это и важно, на мой взгляд, постановочный момент или драматургический… В идеале, всё должно работать на зрителя, а ему на эти тонкости, как то по боку… Кроме того, глядя на такие примеры начинаешь понимать, как можно заложить подобные приёмы уже в саму основу фильма… На уровне сценария, а не постановки…