Наверное, не очень точно дал я описание темы. Но - как сумел. Сегодня, просто листая "Степного Волка" Гессе, наткнулся вот на какую (прежде почему-то не цеплявшую с такой силой) мысль:
Однажды, после разговора о так называемых жестокостях средневековья, он мне сказал: – На самом деле это никакие не жестокости. У человека средневековья весь уклад нашей нынешней жизни вызвал бы омерзение, он показался бы ему не то что жестоким, а ужасным и варварским! У каждой эпохи, у каждой культуры, у каждой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жестокость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры и две религии. Если бы человеку античности пришлось жить в средневековье, он бы, бедняга, в нем задохнулся, как задохнулся бы дикарь в нашей цивилизации. Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность... И вот что подумалось. А есть ли фильмы (наши и не наши), вольно или невольно отразившие вот эту общую (не только ведь русскую и российскую) межэпохальность, "подвешенность", вселенское стремление к суициду, "пир во время чумы"? Литература (да и философская мысль) знают примеры такого адекватного отражения. "Тихий Дон" и меж-эпохальность времен Гражданской войны, апокалиптическое предчувствие века ХХ в веке XIX (Достоевский, Ницше), американский "разлом", явившийся в романах Фолкнера 1940-1950-х годов, стремление европейской цивилизации к самоубийству (Тойнби, Юнг). А кино? Не обязательно о великих лентах речь - кино "маленькое" и даже "слабенькое" может ведь отразить (порой помимо воли авторов) и такое. Более того, сознательное стремление "отразить", скорее всего, адекватного отражения и не дало бы. Здесь не рациональное "а сделаю-ка я вот так и вот об этом", а бессознательная подключенность к... чему? Нерву эпохи? пульсу? кровообращению? Желудку эпохи, если уж на то пошло - возможен ведь и такой вариант? Примером отражения другой эпохи (еще не нашей) мне как раз видится фильм маленький (по изначальной задумке) и слабенький (моя личная оценка, и просьба приберечь кирпичи для другого случая): "Ирония судьбы". Та самая, без цифры после названия. Ведь и выстрелил он с такой невероятной и почти непонятной силой именно потому, что явился (помимо воли создателей) зеркалом. Зеркалом с неизбежностью кривым - но зато польстившим всем, кто в него смотрелся. Зеркалом, в котором поколение "никто и звать никак", поколение без героического (и кровавого - одно другому далеко не помеха) прошлого и, как мы теперь прекрасно знаем, без "светлого будущего", увидело себя не таким, каким было, а таким, каким хотелось бы себе казаться. Приятным во всех (или почти всех) отношениях, тонким, романтичным, думающим и чувствующим, сказочно-новогодним (хотя все часы уже остановились, да и календарь не менялся не один уже год). И тихо напевающим при свете свечи окуджавоватые песни с милыми теплыми текстами. Но это тогда. О "тогдашнем" нашем времени. А о нынешнем? Не важно, здесь ли снято, или там (где бы это "там" ни находилось)? Пару дней назад посмотрел (долго не хотел!) Babel (в России название перевели как "Вавилон", хотя точнее все-таки "Вавилонская башня"). Стилистика фильма как раз та, к которой отношусь без всякой симпатии (такое "европеоидное" кино). Но внезапно пахнуло другим - трудноуловимым, но чем-то, что бессознательное тут же зарегистрировало, отметило. Пахнуло ПРАВДОЙ о времени и о нас. Правдой о нашей меж-эпохальности и подвешенности. О нашем стоянии на краю (или уже состоянии свободного падения?). О слепо-глухо-немоте эпохи, человечества и каждого - в отдельности - человека. О том, что, даже обрушиваясь в пропасть всеми шестью миллиардами, мы все-таки падаем по одиночке... А еще? Ведь кто-то же из создателей кино отреагировал своими сердцем, печенью, селезенкой, желудком на ЭТО? Сознательно или (повторяюсь, но это существенный момент), скорее, бессознательно? В кино "большом" и "маленьком"? Вот такая тема. И пожалуйста - пожалуйста! - не надо превращать ее во фронтальную контратаку на предмет принижения Великого Новогоднего Кумира (я, понятно, об "Иронии судьбы"). Речь совсем не об этом. Прошу прощения за объемистый текст поста. Впрочем, если покажется, что в нем действительно "многа букафф", то есть и выход. Не читать. А не читавши - соответственно, не откликаться. :yes: |
Смотритель, извините, но IMHO Вы попали, как и многие попадают, в пост праздничную суицидную яму. С каждым годом она становится все глубже и глубже. У нее много причин, но главная это дефицит солнца. Она как похмельный синдром после сильных эмоциональных иллюзорных ожиданий «высокого кайфа». Депрессивное состояние может продлиться до конца февраля. Лучший способ борьбы с недугом физическая работа, занятия спортом, или сексом. Идите в наступление на свой недуг. Не дайте ему себя поглотить, иначе медикаментозные меры выхода. «Конец Света» закончится в марте.
Успехов и будьте здоровы! :friends: Чаще смейтесь, господа! :happy: |
Спасибо, Ангелума, за попытку (пусть даже не слишком удачную) диагностирования моей скромной персоны. Мне жаль вас разочаровывать, но практически по всем пунктам попали вы пальцем в... кгм... небо. "Пост-праздничного" суицидного синдрома у меня нет (как, впрочем, не бывало вообще до сих пор). Ударили куранты, сказали друг другу: "С Новым годом!" - вот и весь праздник. Где ж тут пост-праздничным суицидам возникать? Нет и синдрома похмелья (как бы или без как бы) по причине вполне прозаической - не пью. Со спортом (скорее, упражнениями для тела и духа) все в порядке, с сексом тоже - но за беспокойство благодарю. Очень понравился совет: "Идите в наступление на свой недуг". И тем, что совета у вас никто (я уж во всяком случае) не спрашивал, и тем, что с разнузданной лихостью вы позволяете себе то, чего не позволил бы ни один "профессиональный советчик" (психолог, астролог, гастроэнтеролог): ставите диагнозы заочно, к тому же людям, которых и в глаза не видали. Неполезное это дело. Можно ведь получить структурно аналогичный совет: "А идите-ка вы сами..." (В наступление или куда-то еще - пробел заполните как-нибудь, в конце концов, вы же человек творческий).
И еще один совет: от самого чистого сердца. Если нечего сказать, промолчите. Да, не вставите свои две копейки. Да, понимаю - тяжело. Но иной раз стоит. Ведь хватило же ума (видно, ангелы поответственнее) у других - а пост прочитали не 5 и не 10 человек - не заинтересоваться (или не принять содержание поста тотально), но при этом не высказываться на предмет погоды, природы, календаря, недостатка солнечной радиации и затянувшихся (для большинства народонаселения) праздников. То есть, на предмет всего того, что не имеет отношения ни к самому посту, ни к его автору. Успехов и вам - будьте (нет, правда, будьте!) здоровы. Физически. Духовно. И ментально. (В марте, кстати, должно полегчать. Во всяком случае, так из ваших слов следует. Думаю, проверено?) |
О,кей, Смотритель. Реакция у Вас здоровая и это хорошо. :friends: Смотрите кино дальше… Ну, и читайте, конечно. С «двумя копейками» Вы это лихо себя заценили. На две копейки могу посоветовать почитать на эту тему Рене Генона (1886-1951), его книгу «Кризис современного мира». Проблема уже давно разжевана в определенных кругах. Успехов Вам в наступившем году! :happy:
|
Цитата:
Вы невнимательны, Ангелума. Я говорил о ваших двух копейках, брошенных в копилку предложенной темы - так что, если я и заценил вас чрезмерно высоко, то в претензии вы быть не должны. Сочтите за комплимент. :happy: Цитата:
Не очень понял, о каких определенных кругах речь - и какая из проблем, поставленных Геноном (кстати, в первую очередь перед самим собой) уже разжевана и едва ли не переварена. Однако позитивным ответом на глобальные негативные тенденции, так или иначе затронутые в моем посте (из-за которых вам показалось, что это у меня на глазах непрозрачно-черные зимние очки), считаю все-таки не традиционалиста Генона, а Уайтхеда. Человека, убежденного, что альтернатива гибели нашей цивилизации есть, и альтернатива эта - смена мировоззренческой парадигмы. <!--QuoteBegin-Ангелума@5.01.2008 - 00:35 Успехов Вам в наступившем году! :happy:[/quote] Вам того же, Курт - прошу прощения, Ангел (смена аватара разительна, но тренд в правильном направлении, что обнадеживает). Пишите много, пишите талантливо - а там Господь и хлеб-соль пошлет! :friends: |
Цитата:
А впервые эта проблема была поставлена Каббалистами – праотцами всех мировых религий, прошу не путать с К. Кобейном… Не смотрели!? :happy: Или Вас, уважаемый, токмо котики интерисуют? |
Ангелума!!! :umora: :umora: :umora: Не превращайте серьезный топик в цирк шапито! Спасибо, однако, что работу Генона запостили сюда не целиком. :yes: Кстати, интересно, а своими словами вы вот это самое изложить сумеете? :happy:
Цитата:
Такой вот винегрет (в предложенном вами стиле) из каббалистов, Кобейна и... чего там еще? Котиков? Хм, понять бы еще, каким боком тут котики... Грибочком ее, солененьким, родимую. И следом - бутербродик с ветчиной. Будьте здоровы, Ангелума! :happy: :happy: :happy: |
Успешного просмотра, Смотритель! Было приятно на Вас посмотреть…
|
Цитата:
|
Смотритель, сдаётся мне, что "котики" - это в Ваш аватар камень.
Относительно Вашей темы. Сформулировано и впрямь как-то тяжеловато. Есть подозрение, что "суть времени" каждый чувствует по-своему. И соответственно зеркало у каждого не только кривое, так ещё и искривлено как-то индивидуально. Содержание, конечно, так или иначе заимствуется из современности. Каждый художник выражает собственное восприятие времени в своих творениях. Но, на мой взгляд, эстетические критерии "большого" искусства предполагают некое очищение от "духа времени". "Живи со своим веком , но не будь его творением", - говаривал герр Шиллер. Полагаю, что отражение духа времени в "больших" и в "маленьких" (воспользуюсь Вашей терминологией) фильмах происходит по разному. Одни произведения отражают, как правило, "злобу дня", сиюминутные настроения. Такие фильмы довольно легко завоёвывают широкую популярность, но затем быстро устаревают и переходят в разряд "ретро". Другие же произведения ухватывают некую универсальную ПРАВДУ и живут в поколениях, такие фильмы могут свежо смотреться и через 50 лет. Чувствую на себе последствия праздничных излияний, которые мешают выразить мысль более чётко и ясно. |
Цитата:
Да, пожалуй. Спасибо, Бразил. Как-то впрямую (т.е. попроще) я и не подумал. Аллюзия-то была совсем на поверхности... Цитата:
Цитата:
Вот опять я вожу руками в воздухе, шевелю пальцами - но ведь вы понимаете, о чем я, разве нет? Вот и давай тут дефиниции... Цитата:
Касательно критериев эстетических (и призыва Фридриха Шиллера к "надвременности") - снова неоднозначность. Как трактовать? В искусстве действительно БОЛЬШОМ эстетика для меня очень важна - но все-таки вторична. Понятно же, что по части критериев именно эстетических окарикатуренный Достоевским Тургенев дал бы автору карикатуры 100 очков вперед. Однако что есть - в БОЛЬШОМ, НАСТОЯЩЕМ - прекрасный прозаик (или даже, скорее, поэт) Тургенев, и что есть великий, так и не переставший тревожить души и умы Достоевский? Ох как неравновесны. Первый-то - разве что в школьных программах и жив... И надвременность... Одинаково ли мы понимаем Шиллера в его призыве? Если очиститься от шелухи времени, от налета сиюминутности и преходящести - я безусловно за. Но отрыв от времени возможен для "подключенного" только через обрыв той самой космической пуповины - а это означает творческое самоубийство. И снова чувствую, что вожу руками в воздухе, рисую некие фигуры, тщетно пытаясь ухватить нечто неосязаемое... Mea culpa, mea maxima culpa. Цитата:
О том, что, собственно, и называется "символом". А символ имеет ту особенность, что его ПОНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО. Понятый (рационально) символ перестает быть таковым. Он становится ЗНАКОМ - а это штуковина совершенно иного рода. Символ же - это то, что (порой вопреки сознательным своим намерениям) поймал художник, причем такое "то", которое с максимальной силой выражает НЕЧТО, так или иначе ощущаемое большими группами людей (порой миллионами, если не миллиардами). Вот о ТАКИХ фильмах я хотел говорить (точнее, услышать о них - узнать что-то новое, перепровериться в уже виденном и т.д.). Таких, где художник стал резонатором, усилителем тех едва различимых нами космических колебаний, которые и есть предвестники всех исторических и цивилизационных цунами (редко - благодатных, чаще всего - катастрофических, а по части пропорции того и другого, думаю, никто из нас не обманывается). <!--QuoteBegin-Бразил@5.01.2008 - 01:56 Чувствую на себе последствия праздничных излияний, которые мешают выразить мысль более чётко и ясно.[/quote] :no: Не думаю, Бразил. Не думаю, что дело в паре-тройке "лишних" бокалов искрящегося напитка. Дело в проблеме, о которой мы тут говорим. Я знаю, что разговариваю с прекрасным, глубоким знатоком кино. Было же у вас - и не раз, думаю - внезапное и непонятное для себя самого потрясение при просмотре того или иного фильма? Причем невозможно было понять, ЧТО тряхнуло и ПОЧЕМУ тряхнуло? Когда рациональность скукоживается и забивается в уголок? Вот об этом и говорили. С неизбежностью - косноязычно (во всяком случае, я). Так что на праздники списать - не получается! :happy: :no: |
И - вдогонку, Бразил. Вот, вспомнил в предыдущем посте Чехова - и завертелись ассоциации прихотливой (и дико разветвленной) сетью. Кстати, и о том, что гением быть вовсе не обязательно, чтобы...
Есть некий режиссер. Дурак - набитый. То есть, всем дуракам дурак. И по человеческим качествам - чмо, чего нимало в своих автобиографических писаниях не скрывает (а их аж две разных книженции в свет вышло). Андрон, брат Никиты и сын Сергея. Смотрел я, наверное, все его фильмы. Есть ничего, есть барахло. И есть - два. Меня нокаутирующих начисто при каждом просмотре. (А пробовано - не раз и не два.) "Дядя Ваня". "Runaway Train". МАГИЯ. И магия сокрушительная. И ведь знаю, кто снимал, что за "личность". А вот ведь - по барабану это Космосу. И мое знание, и его (режиссера) человеческая ничтожность. Не спросил Космос Андрона, хочет ли он быть эдакой "космической дудкой", как не спросил и меня: понравится ли мне Андрон в роли такого инструмента. Конечно, конечно, конечно. В первом - великолепные Зельдин и Вульф (Маман) и невероятный, сумасшедше-невероятный Смоктуновский. (На полях - еще ведь и Антон Павлович где-то там...) Во втором - Куросава (сценарий), Войт, удивительный (нигде больше так не работал!) Робертс. Но... мало ли со всеми перечисленными выше лепилось и "проходного", уже забытого материала? И не Куросава же - под внезапный взрыв оркестра - бросил нас едва не под самые колеса этого страшного Поезда, этого Фатума (в сцене первого его появления, когда Войт говорит: "Этот!" - и на весь экран ОГНЕДЫШАЩИЙ ДРАКОН). Смотрел раз пять, если не шесть. И каждый раз со страхом этой сцены жду. И сцена тоже - каждый раз не обманывает. Вот я и говорю. А чаем дома я бы его шиш напоил, режиссера. По той причине, что и на порог не пустил бы. Зачем мне на моей такой родной и теплой кухне - такой человеческий материал? Но ведь - "Дядя Ваня". Но ведь - "Runaway Train". И никуда от этого факта ни мне, ни ему, Андрону, брату Никиты и сыну Сергея, не деться. |
Цитата:
От избытка сердца говорят уста (с). Честь имею. :yes: |
Смотритель
Спасибо за сложную тему. Но, к сожалению, при обсуждении чего-то подспудного, глубоководного и трудноопределяемого, средства Интернета дают сбой. Или не сами средства, а мой уровень владениями этими средствами. Понимаю, что могу только жестикулировать, мычать и играть интонациями, когда речь заходит о толкованиях, что есть "суть времени" и о других сложных материях. Поэтому перейду на предметный разговор. О кино то есть. Цитата:
А вот были и другие случаи. Некоторые кадры из довольно странного и слабого, в общем, фильма "Близкие контакты третьего рода" Спилберга. Абсолютно непонятное и необъяснимое потрясение. Вот тут никаких рациональных оценок у меня нет. Есть и другие примеры: "Преступный элемент" фон Триера, "Небо над Берлином" ("Крылья желания") Вендерса, "Восхождение" Ларисы Шепитько. Удивительно, но в целом мне эти фильмы не понравились, я их не люблю, но я помню то странное иррациональное ощущение, что-то не поддающееся объяснению. Я не уверен, что мои потрясения были каким-то образом связаны с тем, что "пахнуло правдой времени". Я уж и не припомню всех своих ощущений тогда. Помню, что было, но не ЧТО было. |
Цитата:
Последний Император(Бертолуччи) Крестный отец 2. Небеса обетованные (Рязанов) Про Уродов и людей(Балабанов) Сало или 120 дней Содома и Гомморы(Позолинни) Ну а самый лучший суициидальный пир-"Большая жратва"(Марко Феррери) |
Текущее время: 18:57. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot