Уже не фантастика: нейробиология в кино
Все, как в кино. Веки тяжелые, будто теплая мокрая вата. Стрелки часов увязли на одном месте. Барабаню пальцами бессмыслицу, лишь бы не помереть от скуки. Разеваю пасть в длинном зевке. А в окно влетает шершень и садится на язык.
Деловито перебирает холодными лапками. Еще и недовольно крыльями подрагивает на мое тихое: “А-аа…” Это метафора, но “шершень” знатный. Обычное дело. Читаю разбор начала фильма: “The drastic switch from a grand, triumphant puppet stage to Craig’s dreary reality is a prime example of how contrast can make us pay attention. We instinctively perk up at this expectation violation – it stands out from the ordinary, triggering a surge of interest (even a tiny dopamine reward) in our brain’s reward centers. So, surprise feels good - physically”. Как было не подскочить? Сценарист, режиссер и педагог допустил “оговорку”: оперирует понятиями нейробиологии, психофизиологии - ошибка предсказания, дофаминовый отклик. Зная хорошую занудность автора статьи в разборах, - на пустом месте не ляпнет, - запустил глубокий парсинг, вылавливая новости киношкол. Нашел, что уже 4 страны мягко вводят в курсы междисциплинарные программы. Подтягивают результаты исследований, делая нейробиологию прикладным элементом мастерства. Для чего? Для получения гарантированного бессознательного отклика зрителей - запуск каскада реакций. Интересно, насколько это повлияет даже на написание сценариев? Сумбурно, но суть ясна: в гонке влияния на массы киношколы пополняют арсенал проверенными аппаратно данными. Это и и фМРТ, и КГР, и т.д. Мое впечатление: сейчас это происходит без твердой систематизации, что и как лучше делать. Здесь пока только разрозненные сведения, типа, вот так работает, а хватит мастерства и интуиции применить - молодцы. Мои прогнозы. Нейронаука в системном виде (адаптированном для творчества) дойдет сначала до писателей. Именно из данного рода руководств сценаристы, режиссеры, операторы начнут вытягивать рабочие, действенные “кластеры влияния”. В первую очередь те, что легко визуализировать: в первую очередь так называемые “сенсорные коды”: восприятие пространства, объектов. Например, нужно чтобы зритель не просто понимал, что персонаж в гневе, а переживал его: значит “кластер” собирается на основе цветовой коррекции, туннельного зрения и др. элементов, которые естественны для организма. Не на основе “художественного предпочтения”! Именно жестко биологично. Потому реакция зрителя следует через 200-300 миллисекунд - сильно быстрей сознания. Ладно бы фантастика. Но это уже происходит. Потому спецы “оговариваются”, а нейробиология пока мягко, но уже вводится в программы киношкол. |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
1. Открою страшный секрет - драматургия 100 не стояла на месте.
2. Если бы такое не было возможно, все институты психофизиологии полным составом отправили бы в психушку. А лысенковцы до сих пор бы кричали из каждого утюга: генетика - лженаука. 3. Не думаю, что вбухивают в исследования миллионы ради понтов. А раз уж дошло до введения в киношколы, "всеведущие" гуманитарии могут только жевать шляпы столетней давности ))) |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Так, мало гуманитарий, еще и ясновидящий )))
Принято, выводы сделаны. В игнор. Надеюсь, здесь есть люди, что не из битвы экстрасенсов заглянули. Вот информация, вот фактура. К слову, российские ученые тоже немалый вклад внесли в исследования реакций на образы. Например, Лурия - однозначно светило. Но я мельком видел, когда проверял сведения, только отчеты по кожно-гальванической реакции. |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
“Оговорка” режиссера в разборе фильма меня зацепила неспроста. Буквально вот-вот… сейчас загляну в “телегу”… 17 августа получил новость:
Знакомый писатель прислал скрин диплома. Его (и соавтора) история прошла многомесячный конкурсный отбор (короткая драма) - окажется “в бумаге”. Фишка в том, что он же, отправляя весной работу, заявил соавтору: в публикации уверен. Соавтор столь же уверенно кивнул! Наглость? Оказывается, они знали, что пробьют “сухой глаз” проф.редакторов. А я впервые услышал о “семантических кластерах”... Отсюда прогноз, что и в этом ключе первопроходцами окажутся писатели. Они проведут первую систематизацию, став мостиком между наукой и творчеством. Обогатят спектр приемов. А кино, как обычно, станет подглядывать и мотать на ус. Нельзя сказать, будто раньше попыток не было. Первыми пробами стали гипотезы Бурштейна, Леви… Но то были осторожные касания. Последние 10-15 лет базы с результатами испытаний психофизиологов стали намного доступней. И я делаю ставку именно на наших, российских писателей. Только у нас столько светлых голов, горящих идеями не “мзды ради”. А потому что… интересно ведь. Зная писательскую “тусовку” (настроения, тренды, людей), осмелюсь предположить: скорей, уже год 2026 принесет с их стороны сюрпризов. Первые ласточки осознанного применения “кластеров” уже появляются. |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Есть предложение продавать тут шапочки из фольги. 100% бизнес попрёт :happy:
|
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
|
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Почитайте часть 5, Раздел 2. Элементарные части сюжета. Про активное зрительское сотворчество.) |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Цитата:
Вам что надо от нейробиологии в кино? Создать тоталитарную секту, когда после выхода из кинотеатра зомбированная публика пойдет сдавать вам свое имущество? Или что? Просто хотите с помощью манипуляций сделать из дерьма захватывающий фильм? А нельзя просто писать хорошие истории? Как это было сотни лет в драматургии и больше века в кино. Сегодня пересмотрел старый (1957 г) "В 3.10 на Юму". Смотрел его 53 года назад 8 летним пацаном в сельском клубе, была зима, темно, на улице метель... Саспенс, который к середине не проседает, а нарастает, и нарастает до самого конца. Эмпатия, сопереживание к героям. Глубокий психологизм в диалогах, особенно "искушения". Благородство, где главарь банды балансирует на грани фола , едва не Робин Гуд. И практически хеппи енд, насколько это возможно в законах и рамках кино. (В реальности там все было бы по другому). Очень малобюджетное кино. Типовые голливудские декорации вестерна, несколько всадников, самое дорогое - гонорар тогдашним звездам. Сделайте сегодня такое. Без арок героев, нейробиологии, метафорических шершней, психоактивных веществ и прочей псевдодраматургической понтовой херни. Просто напишите хороший сценарий. Нет? |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
|
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Не спорю ничуть и нисколько. Дуга так дуга. Арка так арка. Загогулина. Но напишите уже хороший сценарий. С биохимией - переживаниями, радостью, страхами, сочуствием (эмпатией\симпатией/антипатией) и гормонами, которые выбрасываются у зрителя с связи с этими эмоциями. Вот в этом и вся "нейробилогия" кино - эмоции влияют на гормональный фон. А кино это эмоции. |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
Пс: в некоторых форматах сериалов на арки табу. В основном это вертикальные процедуралы, где герои не меняются на протяжении множества сезонов. Но это исключения, которые подтверждают правило! |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Понятно. И дальше будут арки, прокачанные скиллы, процедуралы, лайфхаки, нейробиология, шершни, нейролингвистика, нейровизуал, нейроакустика.
"Кина не будет". К сожалению. |
Re: Уже не фантастика: нейробиология в кино
Цитата:
|
Текущее время: 20:00. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot