Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Причины поражений начального периода войны многолетний источник жарких споров, где истина тонет в массе домыслов, пропагандистских штампов и, мягко говоря, ошибочных выводах которые нередко усугубляются предвзятостью автора.
Особенно "неоценимый вклад" в это дело вносят так называемые историки. Которые с какого-то перепугу вообразили себя специалистами военного дела, чтобы выносить суждения и оценки по тем событиям. Возьму для начала такой распространённый миф, как: советская авиация была уничтожена на аэродромах. ( В конце-концов, я же авиатор). Миф, который якобы подтверждается как самими участниками боёв в те дни, - Нас бомбят немецкие самолёты, а наших истребителей нет! Так и архивными данными (все цитаты из журнала «Авиация и космонавтика»): Цитата:
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/10/i15.jpg И на основании этих неоспоримых фактов, бравые историки пишут свои обличительные и разоблачительные опусы. Ну что же, самым правильным будет начинать с главных улик, фото. Они же не врут. Вот, очень любопытное фото: http://waralbum.ru/wp-content/upload...h_00195656.jpg На нём не какие ни будь устаревшие морально бипланы, а вполне ещё боеспособные истребители И-16 захваченные немцами на аэродроме. Кто-то, насчитав, сколько самолётов в кадре, ужаснётся, но я же не невежда-историк. Умею видеть, что на фото. Вот первое, что бросается мне в глаза, так это нетронутая высоченная трава бурьян вокруг самолётов. Уже только по одной этой детали, можно сделать два вывода: - Эти самолёты давно не летают. Уж мне, хорошо знакомому с особенностями полевых аэродромов не знать, во что превращается травяной покров на стоянке действующих самолётов. - Эти самолёты не находятся в боевом расчёте, проще говоря списанные и дожидаются утилизации. Иначе бы, согласно регламента, ту же самую траву вокруг оных аэродромные службы будут регулярно скашивать. Ну и более пристальный разбор: - Самолёт № 10, ничто иное, как И-16 тип 5 первых серий. - Самолёт № 9, тип более новый, но очень показательно отсутствие винта. - Открытые капоты пулемётов на крыльях свидетельство того, что оружие демонтировано, а поскольку самолёты списаны, никто не удосужился капоты закрыть. Другими словами, это ничто иное, как так называемый «железный ряд». Вот так он выглядит сегодня: http://static.panoramio.com/photos/1...0/74296138.jpg http://static.panoramio.com/photos/large/74296146.jpg Больно смотреть на эти фото. Где-то среди этих бедолаг и те Ми-8Т на которых я учился в далёком 1984 году. Им и тогда было в среднем 14 лет, а ведь прошло уже 32 года… |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Но, оставим лирику и вернёмся в 1941 год. Какова тогда была обстановка в авиационных полках, особенно в первом стратегическом эшелоне.
А тогда, шло ни много ни мало, как освоение новой техники. Процесс весьма болезненный для авиации. Как для лётного, так и для технического состава. Многие прежние навыки, привычки, алгоритмы приходится менять и нарабатывать новые. Старые знания тоже устарели и заново налегай на теорию. Чтобы смягчить неизбежное падение боеготовности практически до нуля, боевые полки переучивают не всем составом сразу, а по эскадрильям. Причём, переучивание может быть как центрах переучивания (лучший вариант), когда эскадрилья всем составом убывает в центр, а по окончанию срока переучивания возвращается в часть уже на новые машины, так и непосредственно в части. Второй вариант хуже, но при массовом переучивании неизбежен. Опущу детали переучивания лётчиков, хоть там тоже полно сложностей, ибо главная «радость» здесь для инженерно-технического состава полка. Ибо покуда лётный состав не освоит боевое применение минимум днём в простых метеоусловиях, в эскадрилье двойной штат машин. На техников самолётов в это время жалко смотреть. Мало того, что у новенького «Яшки» по причине «детства конструкции» ломается то одно, то другое. Так и старичка «Ишака» поддерживать в боевой готовности надо. Даром что он давно освоен, почтенный возраст начинает сказываться. То и дело в очередного агрегата ресурс вышел. Менять надо, да где взять, промышленность не поспевает. А вышестоящим штабам плевать на эти тонкости, требуют от руководства полков отчитаться за исправность самолётного парка. Иначе, вы, командир полка на пару с инженером не только с должности слетите, а можете и головой поплатиться. И начинается армейская смекалка. Радость, когда кокой самолёт списан по выработке ресурса пленера, но осталось на нём полно агрегатов, которые оный ресурс ещё имеют. Это же кладезь запчастей. Но что делать, когда на одном из, к примеру, десяти И-16 вышел из строя двигатель, а заменить нечем? Доложили наверх, подали заявку по линии материально-технического снабжения. Только снабжение, это одно, а командование другое. Снабжение примет заявку и неизвестно когда обеспечит оную, а командование потребует в определённый срок (не помню сейчас точно сколько, вроде как неделя), ввести самолёт в строй. И что делать инженеру? Да ничего другого, как к концу срока (если новый движок не пришёл), снять его с другого И-16, а туда поставить неисправный. После чего доложить о восстановлении самолёта и о том, что вышел из строя другой. Идиотизм? Не спорю. Зато неделю ещё времени выиграли, а там глядишь снабжение и разродится. Но вот, прошло время, эскадрилья освоила новые самолёты и старые выведены из её штата. Только радости от этого мало. Они хоть и за штатом, но числятся за полком. Более того, если верхи решат перегнать эти самолёты в другую часть, то нужно уже довести до лётного состояния все, в ущерб оставшимся в штате старым машинам. Уж поверьте, принимающий оные лётный и технический состав проявит принципиальность в полной мере. Настоящая радость, если наверху оценив оставшийся ресурс и боевую ценность «старичков» даст команду на списание. Теперь о хранении этого авиахлама. Если, боевые машины распределяются по ангарам (это редко), капонирам (обычная практика), урываются, зачехляются, маскируются, то старьё, выстраивается где ни будь в ряд на отшибе аэродрома, чтобы не мешало. Естественно, будучи более заметным и попало первым под удар вражеской авиации. И как думаете, сильно опечалил этот факт командиров полков да инженеров? Ага, сейчас. Этим и объясняется тот факт, что по нашим данным на аэродромах уничтожено самолётов больше, чем по немецким. Педантичные немцы сняли и учли данные с плёнок фотофиксаторов. Наши же инженеры под шумок списали одним махом весь балласт. И на самом деле, никаких ощутимых потерь советская авиация в первые дни не понесла. Во-первых, у нас на западной границе было порядка 10 743 самолётов (пусть даже большинство устаревших), тогда как у немцев всего 3909 и плюс 964 их союзников. Во-вторых, как стало ясно, основные потери пришлись на авиахлам, который только на бумаге был боевыми самолётами. http://waralbum.ru/wp-content/upload...-aerodrom2.jpg И как показывают сухие цифры, «уничтоженная советская авиация» довольно серьёзно огрызалась: Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
материал ценный, объективный. Не предвзято, как было.
но читать невозможно из-за растянутой развертки экрана. Таскать каждую строчку влево-вправо не каждому читателю хватит терпения, даже если тема захватила. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Потому что автор специалист. А что до общеизвестного, то где и в каких материалах указано, что под удар попал в первую очередь авиахлам? |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Хотя статья дело оправданное. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Я как бывший журналист и редактор говорю, что материал интересный и даже уникальный, осторожно можно сказать - эксклюзивный, потому ценный. Это реальный анализ без ангажированности в ту или иную сторону.
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Цитата:
Профессиональные знания и опыт службы. Очень хорошее подспорье, чтобы сделать детальный разбор изображённой на фото авиатехники. Что я и делал. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Запоздало прошу прощения за большой размер фото. С одной стороны, хотелось подробностей и позабыл что не все с большого монитора работают.
А отредактировать уже не могу. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Многие историки способны оценить адекватно материал на фото? Цитата:
Техника конечно меняется, но тонкости и нюансы остаются. К примеру, трава по пояс вокруг самолёта, факт того, что он не летает и весьма давно. И это верно что для 1941 года, что для 2016. Цитата:
Это только лирическое отступление у вас, не более. По существу сказанного мною есть возражения? |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
стар лей,
Если нашлась такая фотография, то, несомненно, теперь можно все боевые донесения, оперативные сводки и прочие документы отправить в топку. Как и все исследования историков. Поздравляю, вы сделали переворот в представлениях о войне. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
http://www.airpages.ru/img/i15bis_.jpg |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Наверняка, можно набрать некоторое количество таких фотографий. Но как отсюда следует, что не было 800 уничтоженных на земле самолетов? |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Ну и такой момент. Немцы подсчитывали ущерб по данным фотоконтроля. В этом случае неизбежны завышения в оценках ущерба. Но вот какой момент. советская сторона заявила ущерб даже больше, чем немцы. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Если вы утверждаете, что наряду с 800 боевыми самолетами было разбомблено еще энное количество авиахлама, я с этим готов согласится. Цитата:
Цитата:
А кто как отражал потери в боевых донесениях и как их верифицировал... Одному богу известно. Но завышать собственные потери, в поисках приключений на свою задницу, вряд ли какому командиру в голову придет. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Ваше согласие ничтожно и ни на что не влияет. А факты как раз и приводят к тому, что под удар попал в первую очередь авиахлам. Цитата:
Цитата:
Ибо именно по средствам фотоконтроля. Цитата:
Вы читать умеете? Или хотя бы думать? Если у командира дилемма: - перебазировать часть техники он не может по причинам неисправностей - списать хлам в потери в результате неожиданного удара Так трудно понять какой вариант он выберет? |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Валерий-М,
Цитата:
В начале боевых действий на Советско-Германском фронте ВВС РККА не понесли существенных потерь. Слова о "сотнях и тысячах сомолетов, уничтоженных на земле" - из серии завыаний хрущевского времени. Нехватка самолетов на фронте в первые месяцы войны объяснялась тем, что в начальный период войны происходило массовое перебазирование авиационных частей в связи со стремительным наступлением немцев. В момент перебазирования командование не могло вделить в действующие силы значительное количество самолетов. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
стар лей,
сэр Сергей, Ясно. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Валерий-М,
Цитата:
И то, что стар лей, открыл самостоятельно, никак не противоречит выводам этих историков. Мнение о том, что ВВС РККА понесли колоссальные потери в первый день войны из-за того, что аэродромы располагались близко кгранице исамолеты, неуспевшие взлететь, попали под удар германской авиации ошибочно. Наоборот, потери Люфтваффе в первый день войны свидетельствуют о том, что они столкнулись с серьезным сопротивлением в воздухе. А этого быть бы никак не могло, если бы большая часть самолетов СССР осталась бы на земле. КРоме этого, есть документы - рапорты, донесения, приказы, которые, как раз, подтверждают осуждаемую вами версию. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Если кто-то желает ее ревизионировать, то делать это надо на основе анализа документов - оперативных сводок и боевых донесений, а не на основе каких-то фотографий. Я не встречал историков, которые ставили бы под сомнение эти цифры. Вот,например, образчик патриотического подхода к теме. Где оспаривается общее число самолетов в приграничных округах, но потери в первый день войны не ставятся под сомнение. http://www.airpages.ru/dc/ww2.shtml |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Авиационная школа в Липецке Соглашение о её создании было подписано в Москве 15 апреля 1925 года, а уже летом школа была открыта для подготовки лётного состава[24]. Каков же был вклад каждого из партнёров в это совместное предприятие? Начнём с личного состава. В соответствии с соглашением персонал школы включал в себя: С немецкой стороны — «1 руководитель авиационной школы, 1 лётчик-инструктор, 1 пом. его (условно), 2 мастера, 1 оружейный мастер, 1 пом. мастера. Для заведования заводскими складами и находящимися материалами: 1 зав. складом». С советской стороны — «1 пом. руководителя авиационной школы во всех вопросах, возникающих в связи с работой школы, 20 мастеров для обслуживания аэродрома, из которых: 14 техников-механиков, 2 столяра, 1 седельщик, 1 маляр, 1 кузнец, 1 сварщик»[25]. Как видим, липецкую авиашколу возглавлял немецкий офицер. В 1925–1930 гг. этот пост занимал майор Вальтер Штар (Walter Stahr), в 1930–1931 гг. — майор Максимилиан Мор, в 19321933 гг. — капитан Готлоб Мюллер (Gottlob Muller)[26]. Преподавателями лётного дела также были немцы — вначале всего двое, однако по мере разворачивания учебного процесса их количество существенно увеличилось, общая же численность постоянного немецкого персонала достигала 60 человек[27]. Как отмечает историк Сергей Горлов: «Организация и управление школой находились полностью в руках немцев и подчинялись единому плану подготовки лётного состава рейхсвера, разработанному в 1924 г. штабом ВВС в Берлине»[28]. От нас в школе имелся помощник руководителя, а также 20 человек аэродромной обслуги. При этом, как было оговорено в соглашении, расходы по их содержанию немцы брали на себя[29]. Разумеется, советская сторона обеспечивала охрану объекта. Однако расходы по её содержанию также несли немцы. Кроме того, немцы должны были оплачивать обслуживающего авиационную школу советского врача, а также привезти с собой всё необходимое санитарное оборудование (носилки, перевязочный материал и т. п.)[30]. Перейдём теперь к материальной части. В соответствии с соглашением мы предоставляли аэродром в Липецке, а также передавали «находящийся в Липецке свой бывший завод для использования его в качестве помещения для хранения самолётов и авиационных принадлежностей и в качестве жилого помещения для предполагаемого персонала авиационной школы и управления складами». И то, и другое бесплатно. Кроме того, мы должны были выполнить «работу по постройке помещений для авиационной школы, перестройке или восстановлению складов и квартир». Однако эта работа оплачивалась германской стороной[31]. «Самолёты, авиационные принадлежности, а также и другой, необходимый для устройства аэродрома и складов материал» предоставляли немцы за свой счёт. Они же оплачивали и все транспортные расходы, в том числе и перевозку по советской территории от Ленинградского порта до Липецка[32]. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Основу парка учебных машин школы составили истребители «Фоккер D-XIII». Фирма «Фоккер» была основана в 1913 году в Германии голландским лётчиком и авиаконструктором Антони Германом Герардом Фоккером. После подписания Версальского договора её оборудование было срочно вывезено в Голландию[33]. Во время Рурского кризиса 1923–1925 гг., вызванного оккупацией этого «промышленного сердца» Германии французскими и бельгийскими войсками, немецкое военное министерство нелегально закупило 100 «фоккеров» разных моделей[34]. Официально заказ выполнялся для ВВС Аргентины[35]. В итоге часть из этих самолётов оказалась в липецкой школе — в июне 1925 года 50 упакованных в ящики «Фоккер D-XIII» были отправлены морским путём из Штеттина в Ленинград[36]. Следует сказать, что на тот момент «Фоккер D-XIII» был довольно-таки современной машиной. По сравнению со стоявшим тогда на вооружении советских ВВС «Фоккер D-XI» он имел гораздо более мощный двигатель (450 л.с. вместо 300 л.с.) и значительно лучшие лётные качества[37]. Помимо «фоккеров», в Липецк поступали и другие машины. Так, летом 1926 года туда были доставлены 8 двухместных разведчиков «Хейнкель HD-17». Эти самолёты проектировались и строились фирмой «Хейнкель» по заданию рейхсвера специально для липецкой авиашколы и были предназначены для подготовки лётчиков-наблюдателей[38]. К концу 1929 года в школе имелось 43 «Фоккер D-XIII», 2 «Фоккер D-VII», 6 «Хейнкель HD-17», 6 «Альбатрос L-76», 6 «Альбатрос L-78», 1 «Хейнкель HD-21», 1 «Юнкерс A-20», 1 «Юнкерс F-13»[39]. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
В соответствии с условиями соглашения, советская сторона должна была обеспечивать школу горючим, которое оплачивалось немцами по себестоимости. Вооружение и боеприпасы привозили с собой немцы[46]. В целом объект в Липецке обходился рейхсверу в среднем в 2 млн марок ежегодно. В отдельные же годы расходы были существенно большими (в 1929 г. — 3,9 млн, 1930 г. — 3,1 млн), и это без учёта затрат на создание необходимой инфраструктуры[47]. Между тем согласно подготовленной в январе 1929 года начальником IV Управления Штаба РККА (военная разведка. — И. П.) Я. Берзиным секретной справке расходы, связанные с капитальным строительством на липецком объекте, составили в 1925 году 120 тыс. руб., в 1926 — 230 тыс. руб., в 1927–1928 гг. — 750 тыс. руб.[48] А какая выгода была нам от этой затеи? Вот что писал об этом Сталину заместитель председателя РВС СССР И.С. Уншлихт 31 декабря 1926 года: «На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Нэпир-Лайон — 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции. По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам: 1) капитальное оборудование культурного авиагородка; 2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями; 3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих; 4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации; 5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований; 6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец: 7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования. Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество»[49]. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Как мы выяснили, начальником липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база — немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок. Как пишет в своих мемуарах знаменитый немецкий авиаконструктор Э. Хейнкель: «С разрешения тогдашнего правительства рейхсвер оказывал содействие в реорганизации армии Советской России. Эта страна нуждалась в тех достижениях, которые имела Германия в техническом отношении. Авиационным отделом в рейхсвере заведовал Вильберг. Он совершил поездку в Россию для изучения возможности обучения там лётчиков на самолётах, тайно построенных в Германии»[50]. Насколько велик вклад липецкой школы в создание германских ВВС? За всё время её существования (как и другие совместные проекты, она была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера) в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей[51]. Много это или мало? Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 будущих пилотов люфтваффе[52]. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Справочная литература, ссылки на которую имеются в тексте: 24 Горлов С.А. Совершенно секретно: Альянс Москва — Берлин, 1920–1933 гг. М., 2001. С.126, 128. 25 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С. 163–164. 26 Горлов С.А. Совершенно секретно… С.128. 27 Горлов С.А. Совершенно секретно… С.129. 28 Там же. С.127. 29 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С.164. 30 Там же. С. 164–165. 31 Там же. С.163. 32 Там же. С.164. 33 Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т.27. М., 1977. С.512. 34 Горлов С.А. Совершенно секретно… С.97. 35 Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М., 2000. С.110. 36 Там же. С.111. 37 Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. 4-е изд., исправл. М., 1994. С. 321–323. 38 Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. С.114. 39 Там же. С.115. 40 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С. 17–18. 41 Там же. С.17. 42 Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. С. 110–111. 43 Петров В., Тихонов Ю. Советский полигон Люфтваффе // Родина. 2004. № 1. С.135. 44 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С.172. 45 Горлов С.А. Совершенно секретно… С.90. 46 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С.165. 47 Горлов С.А. Совершенно секретно… С. 127–128. 48 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С.169- 49 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С. 73–74. 50 Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. С.114. 51 Там же. С.119. 52 Там же. С.126. 53 Баранец Д. Русская невеста Германа Геринга // Комсомольская правда. № 38 (21772). 27 февраля 1998. С.5. 54 Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М., 1983. С.125. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4507082/ Время будет - сканерну) |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
ЕжеВика,
Цитата:
И я воспользовался книгой Игоря Пыхалова "Великая оболганная война", в которой первая глава, как раз, посвящена этим вопросам - вопросам сотрудничества СССР и Германии в довоенный период - Ковался ли в СССР фашистский меч? http://www.xliby.ru/istorija/velikaj...m_tomom/p1.php |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Это всё что вы знаете о авиашколе в Липецке? |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Фантоцци,
Цитата:
220 общим числом, из которых летчиков-истребителей только 120. Воть и судите до фига ли "соколов" Геринга у нас училось и является ли эта цифра определяющей для мощи Люфтваффе. |
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
ЕжеВика,
Цитата:
|
Re: Некоторые вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.
Цитата:
Цитата:
И плотный строй самолётов, чего не допускалось, и демонтированное оборудование, и разношёрстность машин, и так далее, говорит, что эти машины списанные. Даже такой факт, самолёты получили попадания, но не сгорели. С чего вдруг, учитывая сколько в них бензина. Цитата:
Во-вторых, винт с борта 9 и двигатель с борта 5, тоже немцы сняли, дабы партизаны не угнали? В-третьих, речь идёт о крыльевых вариантах пулемёта ШКАС. Да даже если турельный, где прикажите партизанам для него патроны брать? Ленту от Максима туда не заправишь. |
Текущее время: 00:22. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot