Друзья!
Возник такой вопрос. Если сценарий не оригинальный, а пишется по мотивам опубликованного рассказа начала 20 века - как предварительно установить - является ли рассказ чьей-либо собственностью? Какой порядок действий? Просто из-за российского раздолбайства, авторские права на рассказ могут всплыть и не сразу...Скажут - "рассказ никому не принадлежит" или даже бумагу выдадут, а потом окажется, что были не правы. Поэтому хотел бы понять последовательно - как нужно действовать, чтобы не попасть в глупую историю. И главное - как все это сразу оформить правильно. Спасибо! |
Директо
Годы жизни автора рассказа? |
насколько я знаю, то через 70 лет после смерти автора, его произведение становится достоянием э... ну, типа культурного достояния общества или как-то так
|
ГОды жизни автора 1889-1944. Рассказы-1912-1936.Правда, строго говоря, там не только рассказы. Интересно, а на газетные и журнальные публикации, фельетоны статьи, очерки авторские права распространяются? :doubt: по мотивам...
|
Цитата:
|
Директо
Обратитесь в издательство, которое издавало произведения интересующего Вас автора, они дадут полную информацию. |
Папесса
Цитата:
|
Лена*НеПродюсер
Мы живем не в СССР и издательства в том виде в котором оно было не сохранилось:( screenwriter.ru Существуют также наследники и тп. Как это узнать!? И кому принадлежит авторство если МЕНЬШЕ 70 лет? |
ДИРЕКТО.Лично у меня-издательство "Художественная литература", Москва, 1971г.
Но, полагаю, публикации были и в самом начале века, причем в самых разных издательствах, газетах, журналах и т.д. Их все искать?или только самое большое? Вообще, есть мысль обратиться в ВААП иль как он там сейчас называется? Ваще-то дальние-предальние наследники действительно могут всплыть в самый неподходящий момент! :doubt: |
МНЕ вообще не очень понятно, как при таких раскладах люди умудряются проводить конкурс экранизаций?
Как это выглядит технически? Я что, беру любое произведение, пишу экранизацию или...по мотивам...отправляю на конкурс и что? А у меня прав на то, чтобы писать ЭТО вообще нет!Так?то есть даже для того, чтобы начать работать с чужим материалом, как выяснилось, даже со статьями и фельетонами, очерками и т.д.(не худ.произ.), тоже нужно найти наследников и уже потом,заручившись их согласием, взяться за работу?или как? Этими делами(правами) потом будет заниматься юридическая служба студии, если сценарий понравится?или юридическая служба этого фестиваля, если вдруг наследники "нарисуются"? Кстати, если нет наследников, то наследник-государство, в смысле чиновники? |
Вот и у меня ТЕ же вопросы.
К кому последовательно обращаться? Хочется все правильно юридически оформить: с издательством, наследниками, условным ВААП и тд. Заранее спасибо |
Цитата:
Цитата:
Подождите ещё семь лет и в путь. :pleased: Цитата:
Цитата:
|
А кто владеет информацией об авторских правах?
Что-то никакого ВААП не могу найти... Неужели это и есть РАО? Некоторую настороженность вызывает то, что данное агенство "ищет и не может найти"(!), скажем Гошу Куценко или группу "Токио", гонорары которым лежат в РАО:))) http://rao.ru/orao/av***poisk.htm Если сложно найти ....Гошу Куценко, то какие же сложности будут при нахождении прав на автора рассказов более чем 60и летней давности... |
ДИРЕКТО.Думаю, что ВААП превратился в РАО. :pipe:
|
Цитата:
Первое. РАО действительно теперь вместо ВААП Второе и ВАЖНЕЙШЕЕ!!! Из закона от 2004 года: "В п. 1 ст. 27 Закона РФ об АП сказано, что "Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей". Этот срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Изменение срока охраны авторских прав с 50-ти на 70 лет относится к произведениям, 50-летний срок действия авторского права для которых не истек на день вступления в силу упомянутого выше федерального закона N 72-ФЗ. Это значит, что авторское право в отношении произведений авторов, которые умерли до 1 января 1954 года, в общем случае перестало действовать с 1 января 2004г. В то же время для авторов, умерших после 1 января 1954 года срок действия авторского права продляется еще на 20 лет." То есть в формуле 1944 действует + 50(!) = 1994 год! То есть, данное произведение УЖЕ общественное достояние. Но далее. ОЧЕНЬ существенный пункт! "Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право на такое произведение действует в течение 70 лет после его выпуска" В связи с чем возникает вопрос! Если автор умер в 1939м, а произведение впервые напечатали, скажем, в 1940м году, то все-таки 70 лет или 50 действует? вот ссылка на закон: http://www.trizland.ru/archive/is/051.php Также прошу обратить внимание на авторское право юридических лиц. Я так понимаю, это может быть и издательство...И опять подвох - с какого момента считать 70 лет!? |
Цитата:
Цитата:
40+50=90 - в 90 году срок истёк. Цитата:
В нашем случае, нас не интересует "по заданию", ведь нам интересны художественные литературные произведения, а они под такую формулировку не попадают. Поэтому можно не заморачиваться. То есть смотрим либо годы жизни автора, либо дату первой публикации, если опубликовано после смерти автора. |
ДИРЕКТО. А я где-то читала еще о каких-то изменениях и авторском праве, которое внесли то ли в прошлом, то ли в этом году. Там появились уточнения и ужесточения.
и как бы вновь возникла цифра70 лет! :doubt: |
Есть юридические казусы. Например, авторские права на произведения Николая Степановича Гумилева будут действовать 136 лет после его смерти. Дело в том, что для репрессированных (и впоследствии реабилитированных) писателей 70 лет считаются с момента реабилитации (у Гумилёва это 1987 год).
Кстати, библиотека Мошкова выделяет произведения общественного достояния в отдельном разделе: http://www.lib.ru/LITRA/ Если произведение есть в этом разделе, можно быть уверенным (ну, уверенным настолько, насколько вообще наши законы позволяют чувтсвовать себя уверенно), что авторские права уже перестали действовать. |
Бразил
А на основании какого закона так происходит? Вроде смотрел и не нашел про репрессии. У Вас есть ссылка на закон полностью? Спасибо И еще. Интересный вопрос. Если писать сценарий по мотивам произведения кого-то - как регистрируется авторское право? Ведь в сценарии по сути, использованы отрывки из уже имеющегося авторского текста? |
Цитата:
|
Директо
Цитата:
Не знаю, я не юрист и не буду тут сочинять. Просто сообщил об известном мне прецеденте. |
Цитата:
ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ от 20.07.2004 N 72-ФЗ) "В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации." (Ст27.п.5) |
Кирилл*Юдин, :friends:
|
:confuse:
|
Так на чем остановились, товарищи? 1944+50? или 1944+70?
И еще. А чья это головная боль-сценариста, продюсера, кинокомпании? Или, если объявится наследник в неподходящий момент, всё свалят на бедного сценариста? :doubt: мол, надо было раньше выяснять и т.д. |
Папесса
Остановились на 1944+50 (так сказано в законе). Оговорки - а) если произведение было впервые НАПЕЧАТАНО после смерти автора и дата публикации - 1954 год и позднее. Тогда 70 лет! б) если автор был репрессирован (см. выше) Все это - головная боль сценариста, если он сам пишет сценарий. Ведь есть вероятность, что он представил Студии готовый материал с нарушением чьих-то авторских прав!!! Разумеется, если ситуация обратная (то есть, Вам поручила данную работу студия), то тогда она берет на себя все юридические вопросы. Но предварительно в Вашем договоре это должно быть учтено! Ведь возможен вариант, что Студия ничего заранее не выяснит, а потом попытается лишить Вас честно заработанных денег. В любом случае - надо все сразу правильно оформлять. |
Еще один вопрос.
Что такое РОПАС при СК России? И можно ли там регистрировать произведения? Чем это отличается от РАО и каковы гарантии защищенности? |
Директо, не заню, но знаю точно, что Вам, если Вы только сценарист, это совершенно не нужно. Это больше для богемного понту или если Вы композитор.
Подробнее я писал о РАО в статье о защите авторских прав. Она есть на этом сайте. На главной странице должна быть закладка/кнопка. |
Кирилл*Юдин
Понимаете, там раньше была разница в цене на регистрацию произведения в 10 раз(!) НЕ в пользу РАО. Отсюда и вопрос. И еще. Если канал к примеру снял фильм "Печорин" по произведению Лермонтова, они могут законодательно утвердить за собой право быть единственной экранизацией на какой-то срок? Или произведения, являющиеся общественным достоянием не могут быть закреплены за конкретным производителем ни при каком случае? Спасибо. |
Цитата:
Цитата:
Но это почти невероятный случай. Тем более невероятен случай, когда этот персонаж будет так необходим другому экранизатору. |
Кирилл*Юдин
Печорин стреляется с Бетменом.... КИРИЛЛ!!!! Вот так вот запросто Вы отдаете на растерзание ФЕЕРИЧЕСКИЕ ИДЕИ!!! Представьте: недавний фильм "Герой нашего времени", снятый для ТВ: долгие панорамы, скрупулезно подобранные детали, все неспешно движется к своему логическому финалу, как вдруг "дым рассеялся" и вместо Грушницкого....на площадке появляется БЭТМЕН!!!!!!! Мама моя:)))) Я бы умер у экрана ТВ. Рейтинг бы попер выше чем у "ЛОСТ":)))) |
Возникли еще вопросы:
1.Если права на сценарий еще не зарегистрированы и его необходимо отослать обычной (не электронной почтой), что впоследствии может явиться косвенным подтверждением авторства? Например, штемпель, дата отправления, чек, полученный от курьера!? Или к примеру, несколько рукописных страниц, написанных почерком автора? 2.Если сценарий сделан по мотивам литературного произведения, легко нарваться на кражу, так как Компания может ВСЕГДА сослаться на то, что сделала СВОЙ вариант... НЕ ОПИРАЯСЬ на твою работу. Просто - "параллельно возник подобный текст". Как в таком случае отстаивать авторское право и доказать, что был факт плагиата? Спасибо |
ДИРЕКТО.Класс! :happy: :friends: Печорин и Бэтмен! :pipe:
|
КИРИЛЛ ЮДИН. Да! :doubt: идейка -то была классная... :pipe: теперь, считай, упорхнула!!! :missyou: Теперь кто-то другой будет умирать у экрана ТВ! :rage:
|
Цитата:
1) Никакая регистрация, ни в каком обществе не даёт гарантии и не является доказательством авторства. Запомните это раз и навсегда. 2) Регистрация своих произведений в обществах по защите авторских прав реально даёт лишь одно - подтверждает дату регистрации Вами своего произведения (но не авторство - никто не может знать сами Вы написали сценарий или украли, но в регистрации не откажут). Таким образом, в данном случае, нам важно зафиксировать ДАТУ! Теперь смотрите: Вы отправили сценарий простым письмом (не электронно). Штемпель Почты РФ у Вас есть (он имеет юридическую значимость), но как Вы докажете, что отсылали именно сценарий, являющимся предметом авторского спора? Поэтому и рекомендуют "Кулибины" отсылать первым делом заказным письмом распечатку сценария себе самим. и не вскрывать конверт. Дёшево, сердито, и не менее эфективно, чем даже нотариус или регистрация в РАО и т.п. Соответсвтенно, как Вы докажете, что несколько рукописных страниц были написаны именно такого-то числа? Если сможете - то да, это тоже будет одним из доказательсва авторства. Но я с трудом себе это представляю. Цитата:
А вообще, друзья, мой искренний совет - пишите экранизации только тогда, когда вам её заказывает покупатель. Гораздо приятнее создавать свой сюжет, своих героев. И мороки меньше. И удовлетворения больше. И пристроить легче. |
КИРИЛЛ ЮДИН. Ага,здорово как ! Понятно, что если "украдут"(допустим), то изменят первоисточник под себя. :rage: только тогда зачем я выкапываю малоизвестного и давно забытого автора?парюсь, работаю, пишу сценарий и что в результете?кормлю группу "компиляторов"?Какая это для меня радость!
Я не знаю, о каком варианте пишет Директо-возможно у него-другой случай. :missyou: В моеем случае-все равно такого варианта, как взять рассказ, повесть, роман и "экранизировать"в традиционном понимании этого слова не получится. Не тот исходный материал!Да и не интересно это будет!Фактически, мне придется придумать половину сценария и ввести своих героев+ добавить материал этого автора.И вот я готовый сценарий посылаю на конкурс(допустим, что посылаю!)или в кинокомпанию, а мне оттуда что ответят? Спасибо, навели на мысль!А теперь мы тут без вас без вас обойдемся? Вот чё обидно-то! хочется рвать и метать!:shot: |
КИРИЛЛ ЮДИН. С последним абзацем согласна полностью! :friends:
но иногда такой интересный и "забытый"материал под руку попадется, вот и загоришься... :pipe: |
Папесса
Вы абсолютно правы. "Спасибо, что навели на мысль" - очень распространенный способ кражи. Но, Кирилл тоже прав в том, что данный факт абсолютно недоказуем:( А уж если произведение является общественным достоянием - тем более. Спасибо за прояснение всех вопросов!! Если возможно, я бы попросил администрацию сайта вынести нашу дискуссию на главную страницу сайта в той части, где мы касались проблемы 50 или 70 лет! Посетители должны быть подкованы в данных юридических тонкостях. С уважением. Вы мне действительно ОЧЕНЬ помогли!! |
Цитата:
|
КИРИЛЛ Ю.СИЛЬНО по мотивам-сильно сказано. :happy: :pleased:
|
Текущее время: 22:29. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot