Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Обмен опытом (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=10)
-   -   Диалоги - это искусство. Часть 2 (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=3110)

Вячеслав Киреев 10.02.2011 00:22

Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Продолжение одноименной темы.

Элина 12.07.2013 20:06

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Телевизионные сериалы в основном слушаю - сюжет понятен и без картинки. В качестве эксперимента одну серию посмотрела, отключив звук. Думается мне, что в сериалах не диалог дополняет изображение, а наоборот.

Агата 12.07.2013 22:32

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 436502)
Думается мне, что в сериалах не диалог дополняет изображение, а наоборот.

Элина, открытие? :)

Кертис 12.07.2013 22:52

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 436502)
Телевизионные сериалы в основном слушаю - сюжет понятен и без картинки. В качестве эксперимента одну серию посмотрела, отключив звук. Думается мне, что в сериалах не диалог дополняет изображение, а наоборот.

Мой шеф постоянно на работе включал сериал и слушал. А сам работал. Но я этого так и не понял, мне интересно смотреть.

Стрелка 12.07.2013 23:31

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
А меня в этом плане (слушать, но не смотреть) забавляет реклама детского питания "Тёма". Я сижу вообще спиной к телевизору, экрана не вижу, слушаю вполуха. Когда женщина радостным таким голосом заявляет "а сегодня мы едим Тёму!", я каждый раз представляю себе красивую и дружную семью людоедов, которые собрались съесть пойманного мальчика Тёму :)

Нарратор 12.07.2013 23:59

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Арроу (Сообщение 436545)
Когда женщина радостным таким голосом заявляет "а сегодня мы едим Тёму!", я каждый раз представляю себе красивую и дружную семью людоедов, которые собрались съесть пойманного мальчика Тёму

Бульонные кубики Магги! Теперь и с человеческим вкусом.

Элина 13.07.2013 12:25

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Кертис (Сообщение 436532)
Но я этого так и не понял, мне интересно смотреть.

Мне тоже интересно смотреть, но есть такие исключения, когда смотреть-то особо не на что. Ходят в одной локации, пересаживаются разными способами )) я прекрасную няньку почти всю прослушала и еще парочку подобных.

Личная 10.03.2015 22:16

Re: Диалоги - это искусство. Часть 2
 
Может, где было. О том, как ярко и интересно построить диалог.
http://www.sochinitell.ru/node/298

Элина 22.07.2015 23:33

Ваши герои говорят одинаково?
 
Не нашла тему на форуме, где это обсуждалось. Поделитесь, пожалуйста, ссылкой или растолкуйте, что означает сакраментальная фраза критиков: ваши герои говорят одинаково? В чем одинаковость?

Кирилл Юдин 23.07.2015 00:08

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583659)
ваши герои говорят одинаково? В чем одинаковость?

Наверняка, даже если вы не увидите ник форумчанина, сможете примерно угадать по тексту, кто это пишет. Как вы это сделаете? По каким-то особенностям речи, построению предложений, использованию определённых слов. Например, если в тексте будет рассуждение вроде "Это гениальное кино! Постмодернизм в чистом виде!" вы догадаетесь, кто это написал.
Так вот, в идеале, персонажи должны обладать какими-то особенностями речи, отражающими их характер, место проживания, ремесло, привычки.
Наиболее часто начинающие авторы пытаются придать индивидуальности репликам персонажа исключительно за счёт наделения речи каждого персонажа словами-паразитами или присказками. Это большая ошибка, поскольку чаще всего это выглядит нарочито, неестественно, неправдоподобно. Иногда это срабатывает, но нужно иметь чувство меры и вкус, чтобы это выглядело гармонично, не как клякса, а как изюминка.

Крыс 23.07.2015 01:05

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Кирилл Юдин (Сообщение 583662)
Наиболее часто начинающие авторы пытаются придать индивидуальности репликам персонажа исключительно за счёт наделения речи каждого персонажа словами-паразитами или присказками. Это большая ошибка

Согласен. Нужно менять сам стиль речи, это тонкая игра на акцентах и интонациях. Если автор чувствует своих героев, проработал характеры, сжился с ними, проблем быть не должно. Если же это тупо расписывание фраз под именами картонных кукол, дай бог, если они будут говорить просто одинаково - а скорее всего ужасно.

Элина 23.07.2015 08:18

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Кирилл Юдин (Сообщение 583662)
Наверняка, даже если вы не увидите ник форумчанина, сможете примерно угадать по тексту, кто это пишет.

Нет. В 90% случаев. Взять хотя бы это ваше сообщение, его мог написать кто угодно. )

Цитата:

Сообщение от Кирилл Юдин (Сообщение 583662)
Как вы это сделаете? По каким-то особенностям речи, построению предложений, использованию определённых слов. Например, если в тексте будет рассуждение вроде "Это гениальное кино! Постмодернизм в чистом виде!" вы догадаетесь, кто это написал.

Догадаюсь, но в каждую реплику постмодернизм не запихнешь. Тем более, что реплики короткие, особо не разгуляться.

Ого 23.07.2015 08:26

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Где же я это читал? Автор сценария или режиссер задумал снимать фильм о балеринах или танцовщицах (уже не помню). Уже был написан приблизительный сценарий, какие-то диалоги. В диалогах были использованные выражения, которые, по мнению авторов фильма, должны были показывать, что это говорят люди из балета. А потом авторы решили пообщаться в кругу этих балерин. И с удивлением увидели, что никаких специальных терминов те в своей повседневной речи не используют. Единственное, что их характеризует - это повышенная жестикуляция руками при разговорах.

А Кобицкий 23.07.2015 10:44

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583679)
но в каждую реплику постмодернизм не запихнешь

а впихивайте акцент! я когда-то увлекался М. Булгаковым, в одной его пьесе ругаются татарин с китайцем - это оборжаться! он и говорят, и думают не одинаково.

Манна 23.07.2015 12:43

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от А Кобицкий (Сообщение 583685)
я когда-то увлекался М. Булгаковым, в одной его пьесе ругаются татарин с китайцем - это оборжаться!

Это какая, А Кобицкий? Скажите, почитаю.

Элина 23.07.2015 14:10

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от А Кобицкий (Сообщение 583685)
а впихивайте акцент!

Какой такой акцент? Допустим, разговаривают мама с дочкой. Ссорится парочка молодоженов. Два сослуживца выясняют, куда пропал важный документ.

Не могу найти ту конкурсную работу, где в комментариях было "ваши герои говорят одинаково", но видела же, буквально вчера!

Если взять любой диалог, то можно сказать подобное. Может разгадка проста и это стандартная фраза критиков, когда нечего сказать?

Михаил Бадмаев 23.07.2015 14:32

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583709)
Может разгадка проста и это стандартная фраза критиков, когда нечего сказать?

Конечно. Что за постановка вопроса - одинаково, не одинаково... Диалог должен быть естественным и психологически точным (т.е., эмоционально соответствовать ситуации, характеру героев) Лексика, построение фраз должны соответствовать их (героев) манере общаться и формулировать свои мысли. Что ещё надо? Что ещё за "одинаково - не одинаково"?..

Кирилл Юдин 23.07.2015 16:33

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583679)
Догадаюсь, но в каждую реплику постмодернизм не запихнешь. Тем более, что реплики короткие, особо не разгуляться.

Всё верно. Поэтому не заморачивайтесь. Просто нужно пытаться вжиться в образ и представить, как мог бы говорить персонаж именно с такой судьбой, привычками и т.д. Если реплики получатся правдоподобными - уже хорошо.

Эстас 23.07.2015 17:07

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583679)
Взять хотя бы это ваше сообщение, его мог написать кто угодно. )

Элина, нет. Даже не глядя на аватарки, можно узнать Юдина, Сашко, сэра Сергея, Ого, почти всех, по стилю речи.
Если не узнаёшь, мне кажется, это не очень хорошо. Попробуй найти эти различия.

Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583709)
Не могу найти ту конкурсную работу, где в комментариях было "ваши герои говорят одинаково", но видела же, буквально вчера!
Если взять любой диалог, то можно сказать подобное. Может разгадка проста и это стандартная фраза критиков, когда нечего сказать?

Возможно, я недавно такой сценарий читала.
Знаешь, это когда, допустим, в сцене с мамой (40 лет, филолог с большим стажем, педагог в пятом поколении), дочкой (17 лет, папина дочка, избалованная кокетка) и женихом дочери (19 лет, компьютерщик, старший сын в многодетной семье) все разговаривают так, как говорил бы в этой ситуации автор сценария.

Крыс 23.07.2015 17:19

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Тут ещё многое зависит от личностей персонажей, от типажей. Очень удобно, когда герой соответствует каким-то стандартам - ленивый увалень, психованный дурак, наркоман и тд. Тут вообще манера речи часто сама собой выстраивается. А вот если герои никакие и одинаковые - именно что они будут разговаривать нудно и одинаково. Так что, может быть, проблема не в словах, а в тех, кто их произносит.

Элина 23.07.2015 17:32

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Эстас (Сообщение 583717)
Элина, нет. Даже не глядя на аватарки, можно узнать Юдина, Сашко, сэра Сергея, Ого, почти всех, по стилю речи.
Если не узнаёшь, мне кажется, это не очень хорошо. Попробуй найти эти различия.

Я узнаю только Нарратора, и только потому что он стал говорить как-то по-особому. Когда читаю старые темы, ничего этого нет, ничем не примечательные реплики.

Юдин, кстати, нас с тобой не различает, для него все с никами на Э на одно лицо. ))

Эстас 23.07.2015 17:51

Re: Помощь клуба. Часть 2
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583726)
Юдин, кстати, нас с тобой не различает, для него все с никами на Э на одно лицо. ))

Я иногда чересчур категорична или могу непонятно выразиться, потому что торопыга и думаю об одном, а пишу о другом. Временами у меня слишком много "кажется", "может быть", "наверное", "возможно" в одной фразе.

Ты позитивнее, уравновешеннее, рассудительней, усерднее и чаще бываешь в "Курилке". Наверное, думаю, разбираешься в политике лучше. )

Михаил Бадмаев 23.07.2015 18:34

Помощь клуба. Часть 3
 
Про диалоги.

Цитата:

Сообщение от Крыс (Сообщение 583721)
Очень удобно, когда герой соответствует каким-то стандартам - ленивый увалень, психованный дурак, наркоман и тд. Тут вообще манера речи часто сама собой выстраивается. А вот если герои никакие и одинаковые - именно что они будут разговаривать нудно и одинаково.

А что, наркоманы, уголовники, программисты и капиталисты как-то по-особому разговаривают? Они, конечно, могут использовать какие- то характерные для их среды словечки и обороты, но не более. Вот, когда в ином фильме уголовник густо сыплет по фене - это же неправда. Ну, они там употребляют некоторые слова, но это даже не отличительный признак, эти слова уже давным-давно в широком ходу у не-уголовников. Я поверю и сценаристу и режиссёру, если уголовник будет говорить на нормальном русском языке (потому что в жизни в основном так и есть). Но если персонаж (не важно какой) начнёт разговаривать неестественными, искусственными, фальшивыми фразами (или, например, уголовник начнёт нарочито корчить из себя уголовника), вот тогда у меня претензия - куда смотрел режиссёр/сценарист, он что - своими ушами эту фальшивость не слышал, не чувствовал?

Кертис 23.07.2015 18:39

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Наркоманы, особенно под дозой или при ломке очень специфически разговаривают. А разница между уголовником/гопником и обычным человеком, как правило, в количестве мата. Культурные люди в диких условиях используют мат раз в десять слов, а гопники раз в два-три слова :happy:

Элина 23.07.2015 18:44

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Кертис, в кино не показывают как в жизни бывает. )

Эстас 23.07.2015 18:48

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583743)
Кертис, в кино не показывают как в жизни бывает. )

Не поняла. )))

Элина 23.07.2015 18:53

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Эстас (Сообщение 583744)
Не поняла. )))

Ну чего? В кино матом не ругаются, каждый персонаж отображает шаблонное представление зрителя. Наркоман - такой-то, гопник - такой-то, а не то, какие на самом деле наркоманы и гопники. Ого про балерин рассказывал, думаю, сценаристы все равно сделали им реплики со словечками "людей из балета".

Эстас 23.07.2015 19:01

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583746)
каждый персонаж отображает шаблонное представление зрителя. Наркоман - такой-то, гопник - такой-то, а не то, какие на самом деле наркоманы и гопники.

Наверное, я не смотрю такие фильмы, где герои шаблонные.

Кертис 23.07.2015 19:01

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583743)
Кертис, в кино не показывают как в жизни бывает.

Поэтому мои диалоги состоят из троеточий )
А чтобы понять разницу в диалогах возьмите двух персонажей сценария. К примеру Игоря и Андрея. Далее замените Игоря на Весельчак, а Андрея на Хмурый. Садитесь и пишите. Все получится само.

Михаил Бадмаев 23.07.2015 19:03

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Кертис (Сообщение 583740)
Наркоманы, особенно под дозой или при ломке очень специфически разговаривают. А разница между уголовником/гопником и обычным человеком, как правило, в количестве мата. Культурные люди в диких условиях используют мат раз в десять слов, а гопники раз в два-три слова :happy:

Да, раньше были дворяне, крестьяне, разные сословия, диалекты местные были ярко выраженные, а сейчас всё смешалось, слилось, нивелировалось. Так что, получается, основная разница действительно в частоте мата. Ну, а под мухой все начинают специфически разговаривать - некоторые даже весьма глубокомысленно... :)

Элина 23.07.2015 19:17

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Кертис (Сообщение 583750)
Поэтому мои диалоги состоят из троеточий )

Немое кино от Кертиса. ))

Цитата:

Сообщение от Кертис (Сообщение 583750)
Далее замените Игоря на Весельчак, а Андрея на Хмурый. Садитесь и пишите. Все получится само.

Это мысль. Я пользуюсь таким приемом, у меня все стервы Снежаны. Шутка. )

Цитата:

Сообщение от Эстас (Сообщение 583732)
Ты позитивнее, уравновешеннее, рассудительней, усерднее и чаще бываешь в "Курилке". Наверное, думаю, разбираешься в политике лучше. )

То же самое можно сказать и о тебе, кроме посещений "Курилки". Нет, в политике не разбираюсь, ходила почитать новости. Сейчас перестала, новостей нет, нечего там делать.

Крыс 23.07.2015 19:29

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Михаил Бадмаев (Сообщение 583738)
А что, наркоманы, уголовники, программисты и капиталисты как-то по-особому разговаривают?

Интересный вопрос. Помню, как-то разговаривал с одним мужиком, директором ресторана. Не знаю точно, сколько он всего отсидел, но много. И у него была такая манера речи... Вобщем, разговаривать с ним было невозможно! Он раздумывал над каждым своим словом минуты 2-3! То есть ты ему задаёшь вопрос, он молчит. Минуту молчит, другую. Потом открывает рот, и так в растяжку выдаёт нечто невразумительное. Я через 10 минут уже хотел его убить! Вот, определённая среда и образ жизни, как правило, накладывают отпечаток и на речь тоже, на построение фраз, интонации и тд. Плюс сленг, в тч профессиональный... Всё это, конечно, не просто отобразить в сценарии, да и не всегда нужно. Но можно, при желании.

Михаил Бадмаев 23.07.2015 19:55

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Крыс (Сообщение 583756)
Вот, определённая среда и образ жизни, как правило, накладывают отпечаток и на речь тоже, на построение фраз, интонации и тд. Плюс сленг, в тч профессиональный... Всё это, конечно, не просто отобразить в сценарии, да и не всегда нужно. Но можно, при желании.

А если человек, не вор, не бандит, и даже не наркоман, а рядовой гражданин, который ходит к восьми на работу, точит там какие-то болванки? Если я из его прямой речи не пойму, что он токарь такого-то разряда, то это не беда. Главное, чтобы его речь была психологически достоверна и не резала своей фальшью мои, скажем, уши. Вот я о чём. И, чтобы мне понять, что он токарь, совсем не обязательно, чтобы он сыпал техническими словечками - шплинт, штуцер, шпонка, шлецы, штроба, реверс-редуктор... Достаточно об этом кратко упомянуть в диалоге, или просто показать его выходящим из проходной завода.

Крыс 23.07.2015 20:02

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Михаил Бадмаев (Сообщение 583759)
рядовой гражданин, который ходит к восьми на работу, точит там какие-то болванки? Если я из его прямой речи не пойму, что он токарь такого-то разряда

Так я и не говорю, что каждый должен каким-то особым образом разговаривать! Но, согласитесь, речь проститутки из карпатского села отличается от речи священника или профессора филологии? Вы же не будете писать сплошь о рядовых, ничем не примечательных гражданах? Вот, тут эти нюансы и всплывают, оказывается, есть оттенки и специфика, и их нужно отобразить.

Михаил Бадмаев 23.07.2015 20:14

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Крыс (Сообщение 583762)
Вот, тут эти нюансы и всплывают, оказывается, есть оттенки и специфика, и их нужно отобразить.

Да, конечно, я ж и говорю. :) Но иногда лучше вообще ничего не отображать. Чем больше наши киношники пытаются отобразить "как в жизни", тем больше и больше плодят штампы. Им, понятное дело, хочется создать "хорошо узнаваемые образы", а получаются клише.

Крыс 23.07.2015 20:20

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Михаил Бадмаев (Сообщение 583764)
Но иногда лучше вообще ничего не отображать

Конечно. Тем более что нет смысла полностью весь диалог писать на блатной фене! Да обычная, человеческая речь, просто чуть изменить построение фраз, добавить 2-3 метких словца, в нужных местах - как правило, этого достаточно! Злоупотреблять жаргонизмами и пр измами всегда плохо.

Михаил Бадмаев 23.07.2015 20:24

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Вот, кстати, интересные образы могут возникнуть там, где происходит ломка клише.

Крыс 23.07.2015 20:43

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Михаил Бадмаев (Сообщение 583769)
Вот, кстати, интересные образы могут возникнуть там, где происходит ломка клише.

Так ведь их ломать самое интересное! Я, когда придумываю персонажей, иногда отталкиваюсь от обратного. То есть те клише, привычные всем экранные привычки и повадки, просто отбрасываю, сразу! Понятно, что есть законы жанра, коммерциализация и тд, так что особо не разгуляешься. И тем не менее, живые образы по трафарету не создаются.

Элина 23.07.2015 21:16

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Крыс (Сообщение 583762)
Но, согласитесь, речь проститутки из карпатского села отличается от речи священника или профессора филологии? Вы же не будете писать сплошь о рядовых, ничем не примечательных гражданах?

В жизни речь проститутки может быть приятнее, чем речь профессора филологии. В кино мы практически обязаны изобразить шаблон: вот это девка с ее "шо" и "куды", вот это профессор с его "любезный" и "надеть", вот это священник с его "чаяний" и чего там еще они говорят.

Крыс, конечно же я буду писать о рядовых гражданах. Именно о ничем не примечательных, рядовых, которые попадают в сложную для них ситуацию.

Цитата:

Сообщение от Михаил Бадмаев (Сообщение 583769)
Вот, кстати, интересные образы могут возникнуть там, где происходит ломка клише.

Когда профессор филологии говорит, как проститутка из карпатского села. ))

Эстас 23.07.2015 21:29

Re: Помощь клуба. Часть 3
 
Цитата:

Сообщение от Элина (Сообщение 583778)
профессор филологии

Профессор филологии - гей - не будет разговаривать так, как профессор филологии - мать с тремя детьми и четырьмя внуками.
Профессор филологии с ревматизмом будет говорить иначе, чем профессор филологии с заиканием.
Профессор филологии, который увлекается туризмом, не будет похож на профессора филологии, который всё свободное время тратит на компьютерные игры.

Иногда, действительно, важно не то, что человек говорит, а манера речи. Но каждый человек уникален. И обязательно в речи есть какие-то особенности.


Текущее время: 11:34. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot