Авторское право
Ищу и не могу найти на форуме раздел по Праву. Мне так кажется, что тема эта достойна не только топика, но отдельного раздела на равных с "творческим" и "техническим".
А пока вопросик манюсенький: почему автор сценария не является автором фильма? Кажется, что в Законе об авторсом праве таковыми названы пятеро: режиссер, оператор, сценарист, художник-постановщик и композитор. Или какие-то новшества прошли мимо меня? |
|
Спасибо большое. Эти разделы я уже прочитала ДО того как задала вопрос :) Но там все равно нет ответа, ПОЧЕМУ автор сценария не считается одним из авторов фильма? Может дело тут в различии украинского и российского законодательств? И о правах на проценты (роялти) с проката ни слова. :doubt:
Интересно, среди "сотоварищей" есть профессиональные юристы, специализирующиеся по авторскому праву? Если да, отзовитесь! |
:pipe:
|
Тут небольшая путаница в понятиях. Закон объединил сценаристов с авторами фильма для формального регулирования правовых отношений (в то же время выкинув из списка продюсера).
Но именно в производстве фильма он в чистом виде, как автор сценария, не участвует. Его права, в подавляющем объёме, заканчиваются в момент продажи сценария – передаче прав на постановку и т.п. Автор сценария может продать права на постановку одного и того же сценария не одной компании (например, если не оговорено ничего в договоре, то все отношения в нём урегулированные, ограничиваются исключительно территорией России, то есть заграницу можно продать сценарий отдельно). Стоит ли его считать автором обоих фильмов? В чём заслуга сценариста в каждом отдельном случае? Другими словами речь идёт об авторстве конкретного фильма созданного конкретной группой. Это следует из той же логики, как если сказать, что авторами фильма "Война и мир" является Бондарчук и Толстой. Толстой является автором экранизированного романа, но работал ли он над созданием самого фильма? Примерно по такой аналогии, автор литературного сценария не является автором фильма. А сценаристы пишут именно литературный сценарий. Можно, конечно утверждать, что Толстого ещё надо было адаптировать к фильму, но и готовый сценарий переписывается режиссёром в режиссёрский вариант. Так где закончилась работа сценариста? Там же, где и работа Толстого в приведённом примере. То есть стоит разобраться в разнице понятий, которые устанавливает Закон, формализуя отношения, и практическое участие сценариста в создании фильма. Есть ещё момент, когда сценарист присутствует и на съемочной площадке, и в монтажной, но как консультант, а не автор фильма. Так же нельзя назвать автором фильма и иных консультантов: историков, археологов, медиков и др. специалистов. А вообще, это ничего не меняет, ни в моральном, ни в материальном смысле. Это чисто формальные тонкости. Почему это так Вас взволновало? |
Так ещё для примера. Автор знаменитой стеклянной пирамиды в Париже получает роялти, если на её фоне снимается кино. Это объект интеллектуальной собственности и он используется в фильме. Но является ли архитектор пирамиды автором фильма?
|
Цитата:
|
Взволновало не просто так.
Речь идет о чистой материальной выгоде. Если сценарист является (как это зафиксированно в укр. законодательстве по авторскому праву) членом авторского коллектива, то он имеет право на участии в денежном деребане процентов (5% на всех) в валовой прибыли от фильма (т.е. прокат + продажа всевозможной рекл.продукции типа футболочек-блокнотиков). Чисто шкурный интерес. |
Так я и говорю - есть договор. Ведите переговоры, вносите в договор роялти, если у Вас мало головной боли и очень хочется растянуть удовольствие. :)
|
Почему и зачем "головная боль"?
Неужели российским сценаристам пофиг получают они процент с проката или нет? Гильдия американских сценаристов, так к слову, абсолютно чтеко определяет - "получают", и в этом кровная заинтересованность написать великолепный сценарий, который потом сделает сборы. А так получается как любимом фильме: "продал-пропил-пиши, продал-пропил-пиши... Романтика!" |
Не-а , не романтика! А Росияс ,господа! Вот сечас сниму портяки, и ароматс! :happy: Нам бы в нашей жизни продать, а о роялти , будем мечтать в следущей жизни :cry:
|
Гильдия сценаристов Америки, говорите... Хм. Во-первых, не уверен, не знаю, много ли авторов сценария (если они не режиссёры или продюсеры) получают роялти. А во-вторых, у них и гонорары такие, что за самый маленький (ниже которого нельзя платить) наши кинокомпании купят пять-шесть сценариев лучшего качества (скажем, при сравнимом качестве цены разнятся на порядок и больше). И на производство фильмов они тратят несопоставимо больше, и прокатчиков у них, наверное, на несколько порядков больше. И система контроля за использованием продукта иная. Чего там сравнивать. И очень сомневаюсь, что в Украине круче дела, чем в России.
А вот мы с Вами сможем получить роялти, в размере 5-10 тысячь$ за многие годы, в сцмме. Но при этом сильно потерять столько же, при продаже сценария. Примерно такие вот циферки. Если оно Вам надо, тогда вперёд! Мне - не надо. Может в далёком завтра, но не сегодня. |
Это знаете ли до тех пор, пока первый сценарий не продали. А потом... Потом фильм продается, успешно прокатывается, а вам с этого только улыбки и то не всегда, сценаристов-то в отличии от режиссеров не так уж и пиарят :). Вот тут-то и подступает ЖАБА. И когда появляются покупатели на второй сценарий, то Жаба эта нагло заявляет: "в законе прописано? вынь да полож %" Ну и начинается :shot:
Еще интересный вопрос: в законе % с вала (проката), а предлагают (и говорят, что все так работают) с продюсерской прибыли. Прокат - цифра хоть как-то проверяемая, а "прибыль" в наших суперпупербухгалтерских условиях цифра загадочная и неизвестная как "йети". Кто-то реально сталкивался с такой проблемой или я одна такая? Поделитесь опытом, плз!!! :angel: |
Цитата:
В Законе есть статьи которые нельзя изменять, например, нельзя передавать авторское имя (даже сам автор не может никому его передать), по договору заказа обязателен аванс, обязательно указывать тираж который подпадает под данный договор (нельзя написать, что права передаются все и навсегда) и т.д. А еслть пункты, которые стороны могут изменять по соглашению. Вот эти самые роялти, например, Вы вправе требовать, обговаривать, как и многое другое (тираж, территорию действия договора, размер и порядок выплаты гонорара и т.д.). Но покупатель, так же, в праве не согласиться - никакой закон его не обяжет это делать. С этой точки зрения нет никакой разницы, как вас будут называть "автор фильма" или "автор сценария". Это уже чистой воды формальность ни к чему не обязывающая никого (важная только для защиты докторской по теме). Все имущественные отношения оговариваются в договоре независимо от того, как Вы там себя назовёте. Главное паспортные данные и номер счёта не попутать. Поэтому я и немного иронично спрашиваю: "почему именно это, Вас так взволновало?". Вы вправе вообще зарегистрировать свой сценарий, например в РАО, можете стать членом этого общества. Вам будет легче контролировать соблюдение Ваших Авторских прав. Но лично я не вижу в этом необходимости(!) и делюсь этим мнением с остальными. (Это только моё мнение и только на данном этапе развития моего и государственно-правового) Делать так или иначе – Ваш личный выбор. А сценариста "узнают по походке". В киносообществе слухи распространяются быстро. И если Вы талантливый автор, то очень быстро об этом узнают многие продюсеры. Тут разговор (договор) будет тоже другой. К сожалению, нет сейчас под рукой Закона. Постараюсь ответить на второй вопрос чуть позже. Просто я над этим давно не заморачивался - пока петух не клюнул, не суечусь. Раньше думал над этим, пришел к выводу, что пока это мне не нужно. |
Кирилл, спасибо за развернутый ответ. Теперь все понятно. :)
"Право имею? - Имеете. - А могу? - Не можете!" А вообще-то, смелость (и где-то наглость) города берет. Самый замечательный талант без этих "довесков" сильно рискует умереть с голоду. :) Еще раз спасибо. Желаю творческих успехов и неприлично огромных гонораров! |
Цитата:
Если бы Вы были автором, допустим, фильма "Троя", то это был бы один разговор. Но Вы таковым не являетесь, иначе никогда бы и не подумали заходить на этот форум. Вот взять хотя бы "Волкодава", что бы ни говорили, а он ведь так и не принёс пока прибыли - в лучшем случае, вышли в ноль. А фильм снимали лет пять, сценарий писали ещё раньше. Когда появится прибыль? Вы очень сильно хотите ждать 7-10 лет? Добавьте сюда, что возможное Ваше роялти буде в процентном отношении меньше остальных участников процесса, но разовый гонорар, который Вы получите сразу существенно уменьшится, и это логично - Вы же теперь претендуете на процент от прибыли, значит делите риски неудачи с остальными создателями. Много, очень много тонкостей в каждом отдельном случае. Но, повторюсь: на данном этапе не тратьте напрасно свою энергию, время и нервы. Станете мегадраматургом - и остальное придёт эволюционно, а не революционно. Я так рассуждаю, и давно не морочу себе и другим голову. Можно ещё в арифметику поиграть, но стоит ли? |
Вообще-то, я очень позитивно смотрю на мир и свое место в нем. По поводу голода - шутка.
Понятно, что скорых и огромных барышей на нашем пространстве никто не ждет ни завтра ни послезавтра. Так, дело принципа. Наверное, мне просто повезло: и гонорар увеличился и роялти удалось "выбить". Тут действительно все дело в ситуации. Когда ты нужен продюсеру - качай права, когда наоборот - радуйся всему, что предложат. Спасибо, Кирилл, что чуть-чуть поиграли со мной в арифметику :) |
Ну вот видите, как у Вас всё хорошо! Поздравляю!
Я к тому и веду - всё приходит само собой, и опыт, и умение договариваться, и запросы (патологические ситуации в расчёт не беру). И ещё, я бы не назвал упомянутый процесс "качай права". "Договаривайся" - так будет точнее. Просто "качай права" звучит, как призыв бездумно бросаться под танки, лезть на баррикады не соображая во имя чего. Это может сыграть злую шутку с начинающим автором. Дальнейших успехов! |
Вообще, хотелось бы уточнить:
Что за фильм (кино/теле; жанр; тема; размер)? Какой именно процент роялти и каков размер гонорара за сам сценарий? Сколько уже проданных/поставленных сценариев? Как попали "в обойму", кем работали до этого, какова близость к "съёмочной площадке", так сказать? Вопросы не праздные. Это всё может многое пояснить/уточнить. |
Второй проданный сценарий это пока не "обойма", это лишь везение. Вот продам третий, тогда можно будет нос задирать. А пока...
Сценарий: кино, полный метр, трагикомедия. Производство: Украина+Россия. Гонорар... для Москвы - обычный для полного метра, для Украины - очень и очень приятный. Процент: подумала-подумала и решила, что в этой сфере и на этом этапе личные отношения дороже шкурных. Согласилась на 2% от продюсерской прибыли. Понимаю, что скорее всего никакой прибыли не будет, и на этом основании увеличила гонорар. Больше, к сожалению, ничего поведать не могу. И повторяю, отношусь к этому пока как к везению. Спасибо за "удачу" :) И Вам того же :) |
Спасибо за ответы. Ну, что же - не плохо по-любому.
А чего же Вы так "расстраивались" по поводу формальных формулировок? :) Наверное просто хотели похвастаться, что пробили роялти? ;) Ну и правлильно! Мне нравятся конкретные примеры больше, чем гипотетические раслкдки. За это отдельное спасибо. Уважаю! :) Мотаем на ус. |
"Похвастаться" - никто из нас не идеален :)
Но на самом деле торг шел как раз параллельно нашей с Вами трехдневной беседе. А формальные формулировки были одними из аргументов. Но все решилось, как у Марка Твена, когда Том выменял у Гека Финна клопа на зуб: они разошлись и каждый чувствовал себя значительно богаче, чем до сделки. :) |
Ну, когда есть чем похвастаться, то почему бы и нет. Я бы сказал, этот случай можно считать прорывом. Я бы не удивился, например, если бы Ваше имя звучало, типа, "Акунин" или если бы Вы были, например, режиссёром этого же фильма. Поэтому и попросил уточнить детали.
Новость действительно приятная. Прецедент - вещь полезная в нашем деле. Это уже аргумент, а не предположение. Вот и я подумаю: может пора пересмотреть подход. Всё течет, всё изменяется, и, не всегда, в худшую сторону, как видно. :) |
Цитата:
И совсем уж наглость с моей стороны: как это записали в договоре? Кусочек можно процитировать? Был бы очень признателен. |
Вреднина, это уже действительно интересно. Я об этом, только по заграницам читал... :pipe:
|
Простите, договор уже подписан и в нем присутствует пункт о неразглашении и т.п.
:confuse: А споры велись как раз на тему: кто может (в соответствии с законодательством) считаться автором фильма и, соответственно, кто какой % может получать и с какой базы. Проблема в разнице росийского и укранского законодательств. В России авторов фильма три: режиссер, оператор и композитор, в Украине пять: режиссер, сценарист, оператор, художник-постановщик и композитор. Ситуация с роялти в России для меня до сих пор туманна, и я поверила на слово своему заклятому другу продюсеру, что 2% от продюсерской прибыли для сценариста - это норма. В Украине при госзаказе сценарист получает 5,5% от прибыли, и при коммерческой сделке 1% с валового дохода от фильма. Дело ясное, что дело темное. Кстати, по поводу авторства фильма и роялти. Если сценариста нельзя считать одним из авторов фильма, то почему же им считается композитор? А композитор (по российским законам) получает 3% с проката фильма, как за исполнение своего произведения. Сумма я думаю очень красивая ;) По идее фильм - тоже "исполнение" сценария. Вот вам и аргументы. |
На самом деле, я услышал всё, что хотел. Спасибо.
Мне кажется, и в Российском законе и в Украинском одно и то же - за основу взят ещё советский закон, только внесли дополнения. Но, я давненько не хаглядывал. Сейчас посмотрю. Будет что интересное - сообщу. Кажется в законе российском, прописан сценарист, как автор фильма. А вот в каких-то документах, более узких читал, что нет его там. В общем надо освежать в памяти. Пора. P.S. Вообще, ещё пару лет назад, встретить в сети сценариста, чей сценарий купили или поставили было крайне сложно. Сегодня, как я посмотрю, даже по нашей тусовке - каждый третий. Блин, точно мы - мафия будущего. :) Пора, пора. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Так, навскидку:
В Законе РФ об авторском праве и с.п. написано: "3. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. *** Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения." Авторы указываются как: "Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор)." И далее: "Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения,...... .....если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение." Но это при заключении договора на создание. В случае, когда сценарий готовый, очевидно по аналогии, выкупаются эти же права. По вопросам вознаграждения авторам сценария там всё это так запрятано (с композиторами проще, специфика, блин). Столько неопределённости. Ладно. Покопаюсь внимательно на выходных. Его ж ещё и редактировали в 2004 году, а в 2008 ожидается вообще новый закон - вот где интересно покопаться будет. |
Еще интересный момент был. Ссылалась вторая сторона на некий договор между российскими гильдиями продюсеров и сценаристов, вроде как сценаристы всей своей огромной неутомимой пишущей братией дружно и единогласно отказались от всех-всех прав на роялти. Как там у вас в России дела? Правда ли отказались от авторских отчислений за ненадобностью?
|
Цитата:
|
Покопался на выходных а Законе. В ближайшее время постараюсь выложить подробнее (там много пятен, которые можно по-разному трактовать, но не очень страшных) и уточнить свою статью по защите авторских прав (чтобы там понятнее основная мысль была).
В основном там хитрости заключаются в том, что автор сценария обладает всеми правами на сценарий и он, всё же, автор фильма на равне с режиссёром-постановщиком и композитором. Хитрость в том, что произведение композитора можно использовать без фильма, а вот сценарий, в этом смысле, более ограничен (например его вряд ли будут транслировать по радио или вбуживать в рингтоны). Сценарист же, в отличие от режиссёра, создаёт не столько сам фильм, сколько сценарий. Но, в любом случае, сценаристу разговор о роялти вести можно (в статье же речь идёт о защите сценария от плагиата, где этот вопрос роли никакой не играет). Да, не стоит забывать, что сценарии могут быть готовые - это один разговор, и созданые на заказ - это несколько иное. Есть ещё такое понятие, как "изготовитель", и это уже ни режиссёр, ни композитор, ни сценарист. В общем, об этом подробнее постараюсь отписать в отдельной статье. Пора нам всем просвещаться глубже. Всем удачи! |
Цитата:
Покопайтесь, Кирилл. |
Согласен. но это требует дальнейшей работы, а музыка, нарпимер, уже есть. её можно сразу использовать без каких-либо доработок. В данном контексте (вопрос, который мы пытаемся решить) это немного иное.
|
Цитата:
И еще. Ремейк. Американцы часто переделывают хорошие французские фильмы, но ведь переделывают/адаптируют они не фильм, а сценарий. Что думаешь? |
Я думаю, что это отдельный разговор. :)
И ремейки, и территория, на которой договор действует. Это интересно, но я бы двигался поступательно. Иначе позапутаем всех и вся. Принципиальная разница в том, что у композитора необходимость стать, например, членом РАО гораздо выше, чем у сценариста. Его музыка к фильму может зажить собственной жизнью сразу и сейчас. Те же персонажи, которые могут достаточно быстро перекочевать на футболки - немного не то. Это больше к художнику. А вот эксплуатировать сюжет, характеры и т.п. можно будет ещё не скоро. Вопрос ещё и в том, что композитор, может вообще получать прибыль от музыки к фильму практически счразу и без участия остальных участников кинопроцесса. Сценарист - вряд ли. Сценарист больше зависит от производдителя фильма, чем композитор (вариации договора я не рассматриваю, только в общем). Скажем, композитор может передать право использовать его музыку в фильме, и сохранить за собой право использовать свою музыку на своё усмотрение (типа, неисключительные права). Что можно предложить подобного сценаристу? Сценарист либо получит роялти вместе(!) с остальными участниками, либо будет трудится над созданием следующего произведения на основе первого (продажу идеи в расчёт не беру - растянуто и по вероятности и во времени несопоставимо). Сценарист не сможет запретить печатать изображения актёров, сыгравшимх глдавную роль в фильме по его сценарию и т.п. Композитор сможет запретить использовать свою мелодию в любом виде, кроме фильма, хотя и мелодию возможно сочинял под воздействием драматургической силы, заложенной в сценарий драматургом. Драматург тут формально тоже ни при чём. |
Цитата:
|
Денис, да я уже покопался. Ручкафф не хватает, чтобы всё написать, да чтобы понятно было, хотя бы самому. :)
|
Кирилл, это очень интересный и важный момент. Если разберемся, будет полезно.
:friends: |
Текущее время: 16:44. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot