Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Обмен опытом (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=10)
-   -   Наставничество (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=2179)

Идеолог 05.12.2009 23:25

Хочу поинтересоваться у уважаемого сообщества возможностью наставничества в сценаристике. Чтобы было понятнее, попробую провести параллель с другой творческой профессиональной деятельностью.

Давайте рассмотрим как пример такую область, как маркетинг. Начинающий маркетолог обучился по специальности или почитал учебники. Понятно, что опыта у него нет. Он пробует получить работу в каком-то агентстве. Там у него есть руководитель с опытом работы. Если это хороший руководитель, то он по совместительству является наставником. Он не поручит начинающему большой проект от крупного заказчика. Скорее это будут мелкие задачи, но крайне важно, чтобы результаты работы реально использовались. Наставник будет направлять и поправлять начинающего, и если тот будет прогрессировать, будет давать все больше свободы, увеличивая уровень ответственности. Со временем наш начинающий маркетолог оглядится по сторонам и поймет, что он достиг потолка в этой компании и попробует свои силы в более крупной или более креативной компании, чтобы набраться нового опыта и знаний. Путь для роста вполне понятен.

Теперь вернемся к нашим баранам. Есть начинающий сценарист, который решил ступить на эту стезю по некоторым причинам (будь-то гениальная идея, чей-то пример или что-то еще). Он делает какие-то попытки, потом находит сайт сценарист.ру, знакомится с материалами (считай, читает учебник), пробует что-то переписать с новыми знаниями, публикует свою работу на конкурс. Уровень рецензирования (даже от мэтров, не говоря о случайных пользователях) увы, очень невысок. Высокие оценки некоторых сценариев вызывают определенное недоумение. Большинство сценариев, даже с хорошей идеей, получают негативную оценку жюри. Вместо того, чтобы отметить интересную идею или сцену, идут придирки к формату, общие фразы об отсутствии драматической ситуации. Очень мало конкретных советов по совершенствованию работы. Получая такой разброс мнений, автор в ответ может либо сказать: "Сам дурак!", либо остаться в неведении в чем именно состоят его ошибки, и как же улучшить свою работу. Возникает ступор профессионального роста. И прежде всего потому что у начинающего нет авторитетного советчика. Работа лежит в столе, она никому не нужна. Удовлетворения от результата тоже нет, и автор бросает идею.

Получается, что если вернуться к аналогии с маркетингом, наш начинающий маркетолог ходил бы в агенства со своими идеями, там получал ответ: "Не подходит.", и уходил бы домой заливать горе неудач.

Среди нас много талантливых людей. Но таланту нужен мудрый наставник в начале пути. Если бы грамотный сценарист толково разобрал работу начинающего от его первой версии и "провел" до момента, когда он дает высокую оценку конечному результату, то это была бы реальная помощь. Интересно, есть ли подобные примеры? Может у кого-то были такие наставники? Каковы были условия сотрудничества?

Я лично очень хотел бы найти себе такого наставника. По первому варианту своего сценария выслушал мнения пару десятков человек от продюсеров и сценаристов до критиков и простых читателей. Полярность мнений катастрофическая, от "гениально" до "полная чушь". Начинаешь сомневаться и переделывать. Но вот приближаешься ли ты при переделке к совершенству или наоборот делаешь хуже, чем было? Думаю, наставник мог бы ответить. Но где такого найти? И возможно ли вообще? Зачем это может быть нужно наставнику? Чем его можно заинтересовать?

Афиген 05.12.2009 23:31

Цитата:

Думаю, наставник мог бы ответить. Но где такого найти?
Сейчас придет ТиБэг со своим коронным:
Цитата:

В гей-клубе.
:happy:

Рошас 05.12.2009 23:33

Может податься учиться? В институт?
Мне так кажется, что тамошние Мастера и есть наставники для своих учеников? :doubt:

Рошас 05.12.2009 23:36

Цитата:

Сейчас придет ТиБэг со своим коронным:

Цитата:

В гей-клубе.

А почему нет? Смотря в чем наставляться? :happy:

несс 05.12.2009 23:37

Между прочим, вопрос у топикстартера дельный. Только долгое нудное вступление к нему не требовалось. Самое главное -
Цитата:

Зачем это может быть нужно наставнику? Чем его можно заинтересовать?
Ну, акромя древнефиникийского всеобщего эквивалента.

Идеолог 05.12.2009 23:48

Цитата:

Сообщение от Рошас@5.12.2009 - 23:33
Может податься учиться? В институт?
Мне так кажется, что тамошние Мастера и есть наставники для своих учеников? :doubt:

Сомневаюсь. Нужна вовлеченность сторон гораздо более сильная, чем в типичных отношениях студент-преподаватель. И в таких отношениях работа на результат обычно стоит не на первом месте.

Кандализа 05.12.2009 23:49

Идеолог , а слабо уложиться в 25 слов? Для начала.

Афиген 05.12.2009 23:52

Цитата:

Нужна вовлеченность сторон гораздо более сильная, чем в типичных отношениях студент-преподаватель.
Тогда точно
Цитата:

В гей-клубе.
:happy:

Кандализа 05.12.2009 23:53

Афиген :happy: не отпугивайте новеньких

Тетя Ася 05.12.2009 23:54

Цитата:

Сомневаюсь. Нужна вовлеченность сторон гораздо более сильная, чем в типичных отношениях студент-преподаватель. И в таких отношениях работа на результат обычно стоит не на первом месте.
Так Вы научится хотите или просто свой сценарий до ума довести? Если второе, то наймите редактора и вовлеченность оного будет зависеть от суммы, на которую с ним договоритесь.

Афиген 06.12.2009 00:00

Цитата:

Афиген не отпугивайте новеньких
Кто-то же должен его остановить.

Кандализа 06.12.2009 00:01

Цитата:

будет зависеть от суммы, на которую с ним договоритесь.
"Экий вы меркантильный, Маргадон " :happy: Может, Идеолог имеет ввиду заинтересованность какую-нибудь.... платоническую!

несс 06.12.2009 00:02

Цитата:

заинтересованность какую-нибудь.... платоническую!
Цитата:

В гей-клубе
Это к латентным.

Тетя Ася 06.12.2009 00:02

Цитата:

Кто-то же должен его остановить.
Афиген, что-то Вы добрым стали, странно как то.

Идеолог 06.12.2009 00:08

Цитата:

Сообщение от несс@5.12.2009 - 23:37
Между прочим, вопрос у топикстартера дельный. Только долгое нудное вступление к нему не требовалось. Самое главное -

Ну, акромя древнефиникийского всеобщего эквивалента.

И в действенности исключительно древнефиникийского эквивалента я сомневаюсь. В моем "нудном" примере о маркетологе как раз указывалось, что обычно деньги не участвуют в таких отношениях прямо, только косвенно, и у наставника есть мотивация воспитывать новичка с учетом дивидендов по результатам совместного труда. Если ученик платит наставнику, то для наставника результаты ученика отнюдь не на первом месте.

Веселый Разгильдяй 06.12.2009 00:11

Цитата:

Если ученик платит наставнику, то для наставника результаты ученика отнюдь не на первом месте.
остается секс?

Кандализа 06.12.2009 00:15

Идеолог, вы уже поняли, куда попали? Спасайтесь бегством, пока не поздно :happy:

Идеолог 06.12.2009 00:19

Цитата:

Сообщение от Тетя Ася@5.12.2009 - 23:54
Так Вы научится хотите или просто свой сценарий до ума довести? Если второе, то наймите редактора и вовлеченность оного будет зависеть от суммы, на которую с ним договоритесь.
Я думаю, первое и второе не взаимоисключают друг друга. Что касается предложения... Если редактор может довести сценарий до высокого качества, то почему он сам не пишет сценарии?

Веселый Разгильдяй 06.12.2009 00:21

Цитата:

Если редактор может довести сценарий до высокого качества, то почему он сам не пишет сценарии?
все. ща начнется. беги, Лола, беги. :horror:

Тетя Ася 06.12.2009 00:26

Цитата:

Если редактор может довести сценарий до высокого качества, то почему он сам не пишет сценарии?
Очень многие редактора пишут. А некоторым нравится заниматься скриптдокторингом, потому что хорошо владеют ремеслом, но имеют дефицит идей.

Идеолог 06.12.2009 00:36

Цитата:

Сообщение от Тетя Ася@6.12.2009 - 00:26
Очень многие редактора пишут. А некоторым нравится заниматься скриптдокторингом, потому что хорошо владеют ремеслом, но имеют дефицит идей.
Спасибо за пояснение. Был ли у Вас такой опыт? Насколько успешный?

Тетя Ася 06.12.2009 00:39

Цитата:

Был ли у Вас такой опыт? Насколько успешный?
У меня, знаете ли, традиционный опыт, который кажется Вам не достаточно проникновенным. Мастер-студент.

синица 06.12.2009 00:40

Идеолог, мне довелось работать с маститым сценаристом, это было круче ВГИКа, правда, порой он хотел выкинуть меня в окно...

несс 06.12.2009 00:42

Цитата:

порой он хотел выкинуть меня в окно...
Синицу?

синица 06.12.2009 00:46

Несс, вы заставили меня по-новому взглянуть на моего наставника... раз он знал, что я умею летать, значит был не так зол как мне казалось?

несс 06.12.2009 00:48

Цитата:

раз он знал, что я умею летать, значит был не так зол как мне казалось?
Канэчна. Это не выкинуть, - это выпустить. Свежим воздухом подышать :)

синица 06.12.2009 00:54

Несс, спасибо за утешение. :friends:

Идеолог 06.12.2009 01:03

Цитата:

Сообщение от Тетя Ася@6.12.2009 - 00:39
У меня, знаете ли, традиционный опыт, который кажется Вам не достаточно проникновенным. Мастер-студент.
Верно. Мне довелось в более традиционной области побывать и студентом, и преподавателем, и подмастерьем, и наставником. Первый тип отношений более академичен, второй - более практичен и просто необходим для профессионального роста.

Идеолог 06.12.2009 01:07

Цитата:

Сообщение от синица@6.12.2009 - 00:40
Идеолог, мне довелось работать с маститым сценаристом, это было круче ВГИКа, правда, порой он хотел выкинуть меня в окно...
А чем Вы заинтересовали маститого сценариста? Как его нашли? Помимо морального удовлетворения, были ли практические результаты?

автор 06.12.2009 01:19

Цитата:

Теперь вернемся к нашим баранам. Есть начинающий сценарист,
Вот здесь - мне очень поравилось. Самокритика- полезнейшая штука.

Цитата:

Уровень рецензирования (даже от мэтров, не говоря о случайных пользователях) увы, очень невысок.
А что со старых баранов возьмёшь?

Цитата:

Высокие оценки некоторых сценариев вызывают определенное недоумение. Большинство сценариев, даже с хорошей идеей, получают негативную оценку жюри. Вместо того, чтобы отметить интересную идею или сцену, идут придирки к формату, общие фразы об отсутствии драматической ситуации. Очень мало конкретных советов по совершенствованию работы.
И это понятно: а судьи кто? - тоже из баранов. Результат не удивляет.

Цитата:

Получая такой разброс мнений, автор в ответ может либо сказать: "Сам дурак!", - а вот хамить - не надо
- либо остаться в неведении в чем именно состоят его ошибки, и как же улучшить свою работу. - так это, самому учиться надо.
Возникает ступор профессионального роста. - вот здесь - не понятно. это как?
Цитата:

Удовлетворения от результата тоже нет, и автор бросает идею.
На идее жениться не обязятельно. В конце-концов, можно заняться и само...
Каждый старый баран может, напверное, сказать: - Менял идеи, как пречатки...


Цитата:

Если бы грамотный сценарист толково разобрал работу начинающего от его первой версии и "провел" до момента, когда он дает высокую оценку конечному результату, то это была бы реальная помощь. Интересно, есть ли подобные примеры?

Сдаётся мне, таким примерам несть числа во ВГИКе. Или я не прав?

Цитата:

Я лично очень хотел бы найти себе такого наставника.
Так в чём же дело? Учитесь - и обрящете. Делов-то.

синица 06.12.2009 01:20

Идеолог, он сам меня нашел, а результат был - сценарий и я значительно поумнела в профессии...

несс 06.12.2009 01:33

Цитата:

Сообщение от синица@6.12.2009 - 00:54
Несс, спасибо за утешение. :friends:
Это не утешение. Это свежий взгляд :)

Смотрите, какая прелесть:

http://img-fotki.yandex.ru/get/3901/...150b317_XL.jpg

Нашла недавно :)

Идеолог 06.12.2009 01:47

Цитата:

Сообщение от автор@6.12.2009 - 01:19
Так в чём же дело? Учитесь - и обрящете. Делов-то.
Так учусь. Но ищу способы ускорить обучение.

Афиген 06.12.2009 01:48

Цитата:

ищу способы ускорить обучение
Попробуйте гипноз.

Идеолог 06.12.2009 01:51

Цитата:

Сообщение от синица@6.12.2009 - 01:20
Идеолог, он сам меня нашел, а результат был - сценарий и я значительно поумнела в профессии...
Ждать пока меня кто-то найдет - не мой метод. :happy:

Все равно не понял, что именно его привлекло, идея?
В чем был его интерес? (Не любопытства ради, а знания, что может быть интересно маститому сценаристу).

Афиген 06.12.2009 01:54

Цитата:

что может быть интересно маститому сценаристу
Вот, вроде, вам
Цитата:

довелось в более традиционной области побывать и студентом, и преподавателем, и подмастерьем, и наставником,
а простых вещей не понимаете... :happy:

Вячеслав Киреев 06.12.2009 11:06

Цитата:

Получается, что если вернуться к аналогии с маркетингом, наш начинающий маркетолог ходил бы в агенства со своими идеями, там получал ответ: "Не подходит.", и уходил бы домой заливать горе неудач.
Идеолог, получается, что достаточно лишь соблюсти формат записи сценария, сформировать драматическую ситуацию и уже никто не скажет: "Не подходит". Подавляющее большинство начинающих авторов зациклены на гениальности своей идеи и упускают из вида элементарные вещи.

Еще одна распространенная ошибка: начинающие авторы пишут полный метр или сериал. Исписываются сотни страниц, но редкий читатель прочитывает первые 30 страниц. На конкурсе этого достаточно, чтобы зарубить работу на корню по элементарной причине - отсутствие начала истории. Ну, никак не понимают авторы, что если у анекдота рассказать только финал, то никто не засмеется. Чтобы научиться избегать элементарных ошибок, я всегда призываю писать короткие метры. 10-20 страниц простенькой истории дадут начинающему сценаристу в 10-20 раз больше, чем никем не прочитанный полный метр с гениальной идеей.

Цитата:

Очень мало конкретных советов по совершенствованию работы.
Конкретные советы по совершенствованию работы может дать редактор кинокомпании, который готовит сценарий к постановке. На здешнем конкурсе это невозможно в принципе. Может, я просто не понимаю, что значит "конкретные советы"? Вот эти вот советы, которые звучат очень часто, являются конкретными? :
уберите все ремарки
уберите голос за кадром
сократите реплики
уберите ненужные и бессмысленные реплики
уберите прошедшее время
и т.д. и т.п......

Начинающий автор всегда может задать вопросы и получить аргументированные ответы. Нет вопросов - нет ответов. Свежий пример - сценарий "Мириам" на конкурсе. Автор готов учиться, много общается, получает советы, совершенствует свой текст.

Цитата:

Начинаешь сомневаться и переделывать. Но вот приближаешься ли ты при переделке к совершенству или наоборот делаешь хуже, чем было? Думаю, наставник мог бы ответить. Но где такого найти? И возможно ли вообще? Зачем это может быть нужно наставнику? Чем его можно заинтересовать?
На здешнем конкурсе сценарии (как правило) обезличены. Оценивается не автор, а текст, и не более двух раз. Наставничество тут невозможно, да и нужно ли оно вообще? Не лучше ли научиться анализировать сценарии? Местная система оценок очень этому способствует. Разберите по косточкам, проанализируйте пару-тройку местных конкурсных короткометражек, поспорьте с авторами, аргументируйте свою позицию - получите больше пользы, чем от наставника.

Афиген 06.12.2009 11:21

Цитата:

Идеолог, получается, что достаточно лишь соблюсти формат записи сценария, сформировать драматическую ситуацию и уже никто не скажет: "Не подходит".
Боюсь, этого недостаточно...
Цитата:

Чтобы научиться избегать элементарных ошибок, я всегда призываю писать короткие метры. 10-20 страниц простенькой истории дадут начинающему сценаристу в 10-20 раз больше, чем никем не прочитанный полный метр с гениальной идеей.
А 3 страницы - в 300 раз больше.
Цитата:

Конкретные советы по совершенствованию работы может дать редактор кинокомпании, который готовит сценарий к постановке.
А может дать такие советы, что мама не горюй.
Цитата:

уберите все ремарки
Описание действия - это тоже ремарка. :rage:

Вячеслав Киреев 06.12.2009 11:30

Цитата:

Боюсь, этого недостаточно...
По правилам местного конкурса этого достаточно, чтобы сценарий был рассмотрен более подробно.
Цитата:

Описание действия - это тоже ремарка.
В терминологии местного конкурса "ремарка" - один из элементов сценарной записи в американском формате.

Афиген 06.12.2009 11:32

Цитата:

В терминологии местного конкурса "ремарка" - один из элементов сценарной записи в американском формате.
Ну, это определенным образом сей конкурс характеризует.
Цитата:

чтобы сценарий был рассмотрен более подробно.
Ну, если цель в этом...


Текущее время: 06:44. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot