Подавляющее большинство учебных изданий по сценарному мастерству (даже от самых гуристых гуру) не содержит практических заданий для сценаристов. Это тяжёлое наследие капиталистической псевдодидактики находит своё отражение здесь.
На форуме можно найти очень много ссылок по теории кинодраматургии. Здесь бриллиантами рассыпаны полезные практические советы и по написанию сценариев, и вообще "по понятиям". Опытные и задорные профессионалы делятся секретами профессии - от приготовления алкогольных коктейлей до засад на зазевавшихся продюсеров. Всё это в большей или меньшей степени способствует (само)обучению сценаристов. Но мы все помним, что сколько книжек не читай - председателем не станешь (с) и самым важным моментом обучения является выполнение практических заданий по сценарному мастерству. Помните как в школе? После изучения таблицы умножения ученики всегда решают примерчики. И хотя пользуются потом всю жизнь калькулятором, таблицу умножения, надо полагать, знают. В этой теме предлагаю обменяться опытом. Какие вы знаете практические задания по кинодраматургии? Желательно не только делиться заданиями, но и своим ценным мнением по поводу полезности этих заданий. |
Цитата:
2)Описать в сценарном формате одну и ту же историю (1-2 минуты) в жанре мелодрама, драма, комедия, триллер, детектив, фантастика, эротика и т.д. 3)Написать синопсис на 1 стр. по любому произведению любимого писателя. Полезность? Мне кажется, она очевидна всем. :yes: |
Таис, с почином! :friends:
Я, с Вашего позволения, прокомментирую. Цитата:
Для этого задания важны ещё и другие ограничения. Например, тема, количество персонажей и т.п. Помнится в одной из веток Лека вспоминала про немой этюд на песню "А ты опять сегодня не пришла, а я так ждал, надеялся и верил". Если честно, второе задание для меня слегка непонятно. Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
2. А ты не летчик. Он нагло врал ей, а она верила. Здесь наверно более уместным будет слово "фабула", а не история. Состав событий, который можно представить в любом из представленных жанров. Продолжу, насчет заданий. 1.Написать сцену в стиле Шекспира или в стиле Чехова. Так чтобы, узнавались Чеховские или Шескпировские нотки, но при этом было киношно, а не театрально. 2. Написать заявку на фильм, который Вы смотрели, но сценарий не читали. Задача: убедить продюсера дать деньги на съемку. |
Упс. Практически одновременно с Афигеном.
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Сразу вспоминается хрестоматийный случай со сценарием "Касабланки". |
Какой смысл в заданиях, если их некому оценивать и корректировать?
|
Итак, пока есть только 4 задания.
1. Немой этюд (с ограничениями). 2. Одинаковая фабула в разных жанрах. 3. Заявка на фильм на основе уже снятого фильма, или написанного сценария, или литературного произведения. 4. Сцена в стиле известного драматурга, но так чтобы было "киношно, а не театрально". |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Тут активно всё обсуждают книги МакКи, Филда и Сегер. Брэд Кобыльев, какой смысл в этих книгах, если некому оценивать знания, полученные в результате из прочтения?
Речь идёт о самообразовании. В самообразовании оценивает задания сам обучающийся. |
Цитата:
|
Кто-то из форумчан давал ссылку на блог "Дяди Саши, кинщика" http://kinshik.livejournal.com/2008/. Я побродила там, но давно, пару месяцев назад. Заметила, что он какие-то задания дает - и весьма полезные. И много народу участвует, обсуждения всякие... Но, наверное, надо искать в архиве за 2008 год. Сейчас просмотрела последние записи - они о семинарах сценаристов.
|
Цитата:
|
Цитата:
6. Написать историю на конкретно заданный короткий диалог. Например: -Ты слышишь? - Не может быть! |
Мария О, Вы говорите про мастер-класс Молчанова. Да, у него есть там неплохие задания. :friends:
Тетя Ася, 5 - понял, 6 - не понял. Ещё раз, пожалуйста, повторите, что нужно написать и в чём заключается смысл задания. |
Я однажды стояла на автобусной остановке на МКАД. Остановилась машина.
- Дэвушка, эта дорога куда ведет? -Через 100 метров развязка, куда Вам надо? - Нэ твое дело куда нам надо. Нам надо знать куда эта дорога ведет. -Это кольцевая, вокруг Москвы. С тех пор я не спрашиваю и сама не заморачиваюсь вопросом, зачем людям нужна та или иная информация. |
Цитата:
|
Теперь понял. Тетя Ася, спасибо. :friends:
Это в ВКСР такие задания дают? |
Мария О
Бразил Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
8 заданий - это, мягко говоря, негусто.
1. Немой этюд (с ограничениями). 2. Одинаковая фабула в разных жанрах. 3. Заявка на фильм на основе уже снятого фильма, или написанного сценария, или литературного произведения. 4. Сцена в стиле известного драматурга, но так чтобы было "киношно, а не театрально". 5. 3-5 событий, которые привели героя к судьбоносному решению (уехать из страны, сменить профессию, жениться и т.п.) 6. Этюд на заданный короткий диалог (придумать историю, героев, обстоятельства, когда этот диалог мог бы прозвучать). 7. Короткометражный сценарий. 8. Полнометражный сценарий. Ещё есть идеи? |
Я бы вот такие ещё задания предложил.
Дана некая не повседневная ситуация. Например. Человек стоит ночью на трамвайной остановке с ведром воды. Придумать 3-5 событий, которые привели к этой ситуации. Дан некий отрицательный персонаж. Нужно придумать 2-3 сцены, в результате которых зритель почувствовал бы к нему сопереживание. |
Бразил, неплохие задания были во время творческого конкурса ТНТ.
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
По совету Марии О и Захарыча изучил ещё раз мастер-класс Молчанова.
Могу сказать добрые слова в адрес этого автора. Очень живо написано, методически довольно грамотно. Хороший мастер-класс. Если кто ещё не в курсе, вот ссылка. http://kinshik.livejournal.com/152614.html Молчанов выдал всего 12 текущих заданий и ещё одно итоговое (сценарий короткометражки). Вот текущие задания (я их раскидал по темам). 3. Как создать героя, на которого хочется быть похожим? Задание к следующему занятию - вспомните своего любимого киногероя. Если есть возможность – пересмотрите фильм, где действует этот герой. Наблюдайте за героем. Все ваше внимание – на героя. И попробуйте ответить на два вопроса: 1) Вы хотите быть похожими на этого героя? И если да, то: 2) Как вы думаете, почему вы хотите быть на него похожими? Что заставляет вас этого хотеть? 4. Цель героя. А задание на этот раз такое: давайте потренируемся в определении целей героев. Чтобы сделать задание более разнообразным, возьмите трех героев, причем из фильмов разных жанров (например, комедия, вестерн и детектив. Или – мелодрама, военное кино и полицейский сериал). И попробуйте определить, какая у этих героев цель. 5. Характер героя. 6. Судьба героя. В следующий раз я расскажу вам, почему характер героя никогда не меняется на протяжении всего фильма. Надеюсь, задание, которое я хочу предложить вам на этот раз, придется вам по вкусу. Будем изучать правило через поиск исключений. Попробуйте назвать героя, характер которого ИЗМЕНИЛСЯ за время фильма. Только давайте без игры в поддавки, вроде того, что «Питер Паркер был слюнтяем, которого все обижали, а потом его укусил паук и он стал супергероем». Голливудские пауки кого попало не кусают! Попробуйте мысленно проверить героя на возможность совершения какого-то характерного поступка. Например, Питер Паркер ни в человечьем обличье, ни в паучьем никогда не пнет собачку на улице. 8. Структура сценария. Задание на этот раз такое: посмотрите любой хороший фильм. И попробуйте составить список сцен. Если интересно, можете при этом хронометрировать каждую сцену. Обратите внимание, когда подряд идут несколько длинных, по 3-4 минуты сцен, а когда несколько коротких, по 20-30 секунд. Но это не обязательно – сейчас речь не о темпоритме. Когда вы будете называть каждую сцену, называйте ее по главному действию, которое в ней произошло – например, «Сара Коннорс сбегает из психушки» и т.д. Проследите сюжетные линии. Кто герой каждой линии? Как линии пересекаются? В какие именно моменты мы переходим с одной линии на другую. Когда вы составили список сцен фильма, пересмотрите его (список) внимательно и попробуйте по каждой сцене ответить на вопрос – «в чем состоит шаг героя данной сюжетной линии к его цели в этой сцене». 7. Что делает сцену сценой? Хороший сценарист – это тот, кто умеет придумывать неожиданные способы преодоления героем препятствий. Научить этому нельзя. Но можно научиться. Достигается упражнением. Начнем прямо сейчас. Давайте напишем сцену. Придумайте героя (или героиню). Придумайте для него (нее) цель. Придумайте антагониста. И вот они – герой и антагонист - впервые оказались лицом к лицу. В кафе, в постели, в библиотеке, на светском приеме, на космическом корабле - где угодно, но это должен быть только один объект. Все действие должно происходить в одном месте и в одно время. Цель героя в данной сцене - заставить антагониста что-то сделать. Цель антагониста – заставить героя сделать что-то, противоположное его цели. Кто победит – герой или антагонист? Не знаю. Вам решать. Но кто-то один из них должен обязательно победить. Мы не знаем о героях ничего, кроме того, что мы видим. Не нужно описывать их прошлое. Описывайте только то, что мы видим. Мы вместе с вами смотрим кино. Количество людей в кадре давайте не будем ограничивать. Если для вашей сцены хватит героя и антагониста – отлично. Если понадобится бармен, водитель, почтальон или массовка в полторы тысячи человек – вводите, не вопрос. А теперь внимание - два ограничения! Первое: вся сцена должна уместиться в одну страницу текста (примерно 2,2 тысячи знаков). Второе: во время сцены в кадре не должно быть произнесено ни слова. 8. Структура сценария. Задание на этот раз будет только для тех, кто, как я и просил несколько занятий назад, «разобрал» на сцены свой любимый фильм: попробуйте найти границы актов в этом фильме. Где заканчивается первый акт? Кто является персонажем, заставляющим героя отказаться от плана «А»? В чем состоит план «Б»? Где заканчивается второй акт? В чем состоит план «С»? Что является кульминацией и развязкой? Какие, на ваш взгляд, есть в этом фильме «крючки», заставляющие смотреть дальше? В каких точках они расположены? 9. Крючки. Задание на этот раз вот такое: Митта в своей книге приводит замечательную историю-анекдот от Кира Булычева, которую можно закончить любым из четырех крючков. Думаю, вы все ее слышали. Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: «Мама, открой – это я!» Дверь медленно открывается. А это не мама. А кто? 10. Идея фильма. Задание на этот раз такое: чуть выше я показал вам, как борются идеи в «Трех мушкетерах» и как побеждает идея «дружба сильнее всего». Попробуйте показать на примере любого фильма по вашему выбору - какие идеи в нем борются, и какая из них побеждает в итоге. 11. Правда. Упражнение на этот раз будет такое – вспомните случаи из посмотренных вами фильмов, когда правдоподобие важнее правды. 12. Описание действия. Задание на этот раз такое: чуть выше я описал героя, который лежит на диване и грустно смотрит на фотографию своей возлюбленной. Это самый незамысловатый способ показать, как мужчина грустит по женщине. Попробуйте придумать и описать одним предложением действие, которое покажет зрителям, что герой грустит по своей возлюбленной (для девушек, соответственно, задание – придумать действие, показывающее, что девушка грустит о возлюбленном). Нужно не просто показать, что герой грустит - он грустит именно о возлюбленной. Не родине, не ребенке, возлюбленной. 13. Диалог. Задание на этот раз предлагаю такое. Герои – мужчина и женщина (возраст на ваше усмотрение). Они находятся в помещении (квартира, ресторан, спортзал – что угодно). Мужчина хочет выйти из помещения (Зачем? Придумайте!). Женщина хочет, чтобы он остался. Кто из них выиграет – решать вам. Не нужно описывать ни героев, ни помещение, в котором происходит разговор. Все обстоятельства места и времени, характер и цели героев мы должны узнать из диалога. И, наконец, главное ограничение – весь диалог должен состоять из десяти реплик. Пять у мужчины и пять у женщины. 14. Сценарная запись. Задание будет такое – установите на свой компьютер одну из программ для форматирования сценария и попробуйте потренироваться в оформлении описания действия и диалогов (можно использовать диалоги, написанные для предыдущего задания). |
Бразил, спасибо! Очень интересная ветка :friends:
|
Бразил, чую, придётся Вам подготовить огромный конспект с заданиями и выложить в отдельной ветке, в которой не будет комментариев :)
|
Сашко, пока что мне интересны комментарии к заданиям. В частности, хотелось бы узнать от вгиковских выпускников, какими заданиями их превратили в то, чем они сейчас являются.
Со временем, когда здесь наберётся достаточное количество заданий, я их каким-то образом систематизирую и, конечно, выложу. Отдельной веткой или отдельным файлов, пока не знаю. |
Цитата:
|
Кстати, Александр Молчанов - выпускник ВГИКа и преподаватель ВГИКа.
|
Прошвырнулся я по форуму в поисках заданий для сценаристов. Совсем не густо. Тонны мукулатуры русской, переводной, англоязычной... Практических заданий почти нет. Те, что есть, в основном тестовые для всяких компаний, иногда довольно сомнительных.
Впрочем, нашёл два задания от вгиковцев. На первое я уже ссылался. Немой этюд. Это задание здесь предлагала Лека. http://www.screenwriter.ru/forum/index.php...60&#entry121990 Нам на 1-м курсе, на драматургии давали задание переложить на кинематографический язык следующие строки: "А ты опять сегодня не пришла А я так ждал, надеялся и верил". Как известно в сценарии не бывает прошлого времени, т.е. мучение ожидания нужно изложить киногенично. Кто-нибудь хочет попробовать? Только нужно расписать это, как сценарий. Без диалогов. Во ВГИКе для усложнения задания нам рекомендовали не пользоваться флэшбеками и фотографиями. Но я не озвучивала этих условий, и, думаю, для данной тренировки вполне достаточно ограничений немого этюда. Ещё одно задание упомянул БариХан. http://www.screenwriter.ru/forum/index.php...330&#entry90062 Как-то мастер нам поставил задание написать такого злодея, чтобы он (мастер) влюбился в него уже к третьей странице. Мы писали, старались, у кого-то получалось... Но я хотел сказать не о том, я хотел сказать, что мастер пытался из нас выжать ГГ. |
http://www.screenwriter.ru/best/short/55/
Бразил, сценарий СТЕНА является результатом одного из творческих заданий. |
Вячеслав Киреев, спасибо. :friends:
Оказывается это не просто немой этюд, по нему ещё и фильм сняли. Интересно, что по сценарию на 3 странички (5 тысяч знаков) сняли фильм (между прочим, победитель 28 Международного фестиваля ВГИК, посвященного 100-летию Российского кинематографа) длительностью 38 минут 48 секунд (хронометраж даю по видео, размещённому вконтакте). |
Бразил
Цитата:
Допускаю, что неправ (впрочем, это мое нормальное состояние). |
Текущее время: 05:28. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot