Добрый день, уважаемые господа сценаристы! Не судите меня строго, я лишь начинаю изучать премудрости вашей профессии, мне все интересно, но очень много и не понятно до конца. Вот и с одним моментом никак не могу разобраться, подскажите пожалуйста!
В драматургии есть такое понятие как "посылка" (тема, тезис, фабула и т.п.) состоящая из трех частей. Без этой основной идеи невозможно написать целостного произведения. Но это вы и без меня прекрасно знаете, я не об этом. В написании сценария, насколько я понял, как особого рода "литературного произведения", тоже необходимо придерживаться этой основной идеи, иначе никак. Но, тем не менее, просматривая те или иные фильмы, в основном в жанре комедии (или детектив, триллер), достаточно сложно выделить эту самую основную идею, очень трудно ее понять. Можно видеть, как ГГ преодолевая те или иные препятствия попадает с интересные ситуации, преодолевает их, мы смеемся, получаем удовольствия от просмотра и все. Да, сюжет может быть правильно, идеально выстроен с точки зрения канонов написания сценария, но вот какой-то идеи, что двигает всем фильмом рассматреть сложно, для меня по крайнней мере. Но, а как тогда пишутся такие сценарии (напр. коммедии)? Чем руководствоваться? К примеру вот два фильма "Гудзонский ястреб" Майкла Леммана с Б.Виллисом в главной роли и "Ирония судьбы" Э. Рязанова. Повторюсь, не судите меня строго за мой вопрос, мне просто интересно. :doubt: |
Цитата:
|
Как учат на режиссёрских курсах, всякую идею фильма, пьесы надо выразить одним предложением. Т.е. так называемый логлайн, например: это история о том... Над этим будет стоять более общее определение - о любви, борьба добра со злом и проч. Ну, это так, упрощённо.
|
Цитата:
|
Не впроче, в любом фильме можно найти линию, кроме "остаться в живых". Всё тянут его и тянут, основной мысли никакой (только то, что они пытаются вернуться в город) много отсуплений они придумали и ни одному не дали логического конца. Идея фильма интересная, а сам фильм :rage: :shot:
|
Цитата:
|
В одном юмористическом монологе была такая фраза: "Художник не дожил до истинного понимания своей картины". :) :happy:
То есть искуствоведы могут своё нафантазировать, зритель своё. А почему бы и нет? Разве плохо произведение в котором каждый что-то для себя находит? (Хуже, если ни кто ничего не находит). А вот назовите идею фильмов: "17 мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", "Мастер и Маргарита". Кстати, идея может быть не одна. Есть ещё сопутствующие, маленькие всякие. :yes: |
Мое понимание мира....
1) "Гудзонский ястреб" Майкла Леммана с Б.Виллисом в главной роли Тема фильма: Самое большое богатство Мира - Любовь Идея фильма: вор, решивший «завязать», снова идет на дело, чтобы спасти жизнь друга 2) "Ирония судьбы" Э. Рязанова. Тема фильма: Чтобы стать счастливым, необходим лишь маленький шаг навстречу друг к другу Идея фильма: Пьяный жених на кануне Нового года попадает в другой город в чужую квартиру, к чужой женщине, в которую умудряется влюбиться 3) "17 мгновений весны", Тема фильма: Служба Родине Идея фильма: Русский шпион в тылу врага не только успевает выполнять задания Центра, но и Спасает Мир. 4) "Место встречи изменить нельзя", Тема фильма: Даже в страшные годы всегда есть место Милосердию. Идея фильма: Милиционер под видом бандита, внедряется в банду и способствует ее поимке 5) "Мастер и Маргарита". Тема фильма: Во все времена, при любых режимах – Любовь побеждает Идея фильма: В разгар дьявольского сталинского террора в городе появляется настоящий Дьявол, козни которого кажутся просто «цветочками» по сравнению с происходящим в стране |
Идея "Иронии судьбы" выражена в самой первой песне, когда ещё начальные титры идут:
Со мною что-то происходит: Совсем не та ко мне приходит, Мне руки на плечи кладёт И у другой меня крадёт. А той, скажите, бога ради, Кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, В отместку тоже станет красть. Идея - твоя половинка существует, и порой только благодаря иронии судьбы ты можешь её встретить. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Философ
Цитата:
Не нужно нигде и никогда подавать свою идею зрителю как абсолют - нужно делать кино для мыслящего человека, поскольку все зрители мыслящие люди и им гораздо больше по кайфу давать свои интерпретации чему-то увиденному, нежели схавать пусть качественный продукт, всё понять и.. больше не пересматривать, поскольку на то, что мозг не будоражит - смотреть снова неохота. Например, взять такую аналогию, пардон, но для образности. Голый мужчина (женщина) пред очами другого пола. И полуголый мужчина (женщина) - в белье, пред очами другого пола. Что более будоражит мне (тебе) кровь и мозговые клетки? :) Извращенцы не в счёт. |
Цитата:
|
Хм. Интересно. Мне было все равно, я смотрел фильм из спортивного интереса, а вот мои знакомые удивлялись тем пертрубациям, которые произошли с героями первого фильма. Видимо, создатели ИС-2 действительно не поняли, кто с кем остался.
|
эндрюс , это точно, зритель любит интригу и чтобы идея была не на поверхности, а хорошо запрятана. Зритель её найдёт и будет рад этому открытию, восхищён собственным умом и проницательностью:) А заодно и автора в единомышленники запишет:)
|
Цитата:
|
Цитата:
Сейчас рассматривают кассовые фильмы с 70-х до 90-х годов и выискивают перспективные для продолжения. |
Цитата:
|
Путаница с терминами.
Что такое идея произведения? Чем отличается идея от темы, сюжета, лейтмотива, "основной мысли. проходящей красной нитью через всё произведение"? Почему идея это не тема и не сюжет? Можно сказать, что идея всех народных сказок мира "Добро всегда побеждает зло". Или это не идея. а нравственный императив? Я для себя определился и под идеей понимаю следующее. Это когда осенило. Пример. Пришла мысль написать рассказ про кошмар в городе, который начался после того. как люди вдруг начали читать мысли дргу друга. Сюжет - два ученых установили генератор на телевышке, и под его излучением люди стали читать мысли. Идею этого расказа записал в блокноте одним словом. мне понятным "генератор М"... Потом. на досуге, расписал рассказ. И опубликовал в 1996 году. Идея! - это Эврика! Но далеко не всё так просто. Некоторые произведения. неважно. кино или рассказ или роман. могут содержать глубинные мысли, не дающие покоя автору, какие-то моральные или нравственные терзания, которые автор хотел показать. раскрыть. переработать в этом произведении. Если автор может чётко и внятно ответить на вопрос "Что он хотел сказать этим произведением?". значит это уже не просто произведение. не "Самый лучший фильм", не детективы ДД и не прочая развлекуха. Например. автор хотел сказать, что "весь мир бордак". Это было главной целью, главной ИДЕЕй (фикс?) произведения, и всё произведение подчинено этой сверхзадаче - показать, что "весь мир бордак" всеми доступными инструментами. Причем убедительность тезиса зависит от убежденности самого автора и его мастерства. Произведение. в котором происходит "технологическая "литературная обработка социума: отношений. проблем, ситуаций и т.д . - это уже явление культурологическое. иногда политическое, иногда резонансное, но уже непросто развлекательное - это точно. но называть мысленный императив такого произведения главной идеей. думаю, опять же не совсем корректно. это лишь игра слов и терминов. повторюсь. для меня лично идея - это вот: Эврика! Импульс, озарение, толчок. посыл, - делай, вот же оно, вот как надо! |
Всем огромное спасибо за ответы!
эндрюс я согласен, что заставлять зрителя в произведении видеть "свой собственный" мир - это высший пилотаж. Когда заложенны идея или идеи, которые можно интерпретировать по-своему это было бы круто, но вопрос: как писать такое произведение? Это все дело случая, удача или результат целенаправленной работы, результат использования какой-то технологии? (в контексте написания комедийного сценария). адекватор, да, я согласен, я сам примерно так же написал свою книгу, но я имел ввиду немного другое. Вот выдержка из одной умной книги: Предположим, что мы хотим написать пьесу о бережливом че¬ловеке. Мы будем издеваться над ним? Мы сделаем его смешным или трагичным? Мы еше не знаем. У нас есть только идея – опи¬сать бережливого человека. Продумаем эту идею дальше. Разумно ли быть бережливым? До определенной степени – конечно. Но мы не хотим писать о человеке, который умерен, разумен и отклады¬вает на черный день. Это уже не бережливость, это просто предусмотрительность. А мы ищем человека, который настолько бережлив, что отказывает себе даже в необходимом. Его безрассуд¬ная бережливость такова, что в результате он теряет больше, чем приобретает. Вот и посылка: "СКУПОСТЬ ВЕДЕТ К РАЗОРЕНИЮ". Приведенная посылка – как, впрочем, и любая другая – состоит из трех частей, каждая из которых необходима для хоро¬шей пьесы. Рассмотрим нашу посылку: "Скупость ведет к разоре¬нию". Первая часть предполагает характер – скупца. Вторая часть – "ведет к" – предполагает конфликт, и третья часть – "разорение" – предполагает конец пьесы. Посмотрим, так ли это. Посылка предполагает скупца – стремясь сохранить деньги, он отказывается платить налоги. Этот поступок – неизбежно вызывает противодействие со стороны государства (конфликт), и скупца заставляют заплатить втрое против первоначальной суммы. Итак, "скупость" – характер, "ведет к" – конфликт, "разорение" – ко¬нец пьесы. Хорошая посылка – это сжатое изложение всей пьесы. Вот несколько других посылок: Ожесточенность ведет к фальшивому веселью. Глупая щедрость ведет к бедности. Честность побеждает двуличие. Невнимательность губит дружбу. Дурной характер ведет к одиночеству. Материализм побеждает мистицизм. Жеманство ведет к несчастью. Хвастовство ведет к унижению. Растерянность ведет к несчастью. Хитрость роет себе яму. Нечестность ведет к разоблачению. Распутство ведет к саморазрушению. Эгоизм ведет к потере друзей. Расточительство ведет к нищете. Непостоянство ведет к потере самоуважения. Хотя это всего лишь голые утверждения, они содержат все необходимое для хорошо построенной посылки: конфликт, характер и финал. |
Философ
Цитата:
Результат целенаправленной работы, конечно. :yes: Удача и случай могут сыграть свою роль только после работы над скриптом (ами), но никак не во время оной. Как стать таким человеком - у каждого путь свой и на курсах, факультетах и прочей "пурге" можно лишь услышать такие "общие" слова, каковые прозвучали в моём предыдущем посте - это при удачном раскладе. Становится крутым профи - это прерогатива ваша и даже никакой крутой учитель вам не поможет. И немало ложных мнений и ибнПупов (испускающих такие мнения людей) вас поджидает, если захотите. Только.. мечты сбываются, как ни банально это звучит. Но ведь правда на то и правда, чтобы быть банальной, не так ли? :)) |
Цитата:
Потому что "бережливый человек" - это слишком обширное понятие. подразумевает как положительное. так и потенциально отрицательное качество. А Идея - она всегда четко очерчена. резка. конкретна. энергична. Несовместима с расплывчатостью. если идея расплывается. она теряет форму и утекает сквозь пальцы. Значит. она негодня к применению в этом виде и форме. Может. это идея для стиха. но не для сценария. Идея-информация - энергия. |
Андрей*Бампо-моему в этих пунктах тема и идея у вас поменялись местами?
Цитата:
|
Почему? Нет, я считаю все на своих местах. Для меня Тема - Посыл Зрителю, Идея - Как Этот Посыл донести, Фабула - Через какие действия Героев.
Могу и ошибаться. |
Цитата:
Цитата:
Первое - внутренняя авторская ИДЕЯ. Цитата:
Иначе говоря, второе здесь - "про что буду рассказывать" (тема, сюжет, антураж). А вот первое - "ЧТО ХОЧУ СКАЗАТЬ" (вот это авторская идея и есть). Здесь можно соглашаться или нет ("то или не то хотел сказать Булгаков - или Вайнеры), но где идея, а где тематически-сюжетное ее решение - видно все-таки невооруженным глазом. |
В принципе согласен. :yes:
|
Как тут правильно было замечено, идея фильма - логлайн - укладывается в одно предложение.
Общая форма логлайна - "Это фильи о человеке, который что-то делает" В принципе, фильм - это повествование о человеке, который страдает и действует для того, чтобы этого страдания избежать. Поэтому формулировка темы как правило отражает фактор, побуждающий героя к действию. Имхо, этот самый фактор на протяжении всего фильма должен быть неизменным, поэтому тема и укладывается в одно предложение. 17 мгновений: Это фильм о Штирлице, который сражался с фашистами в их собственном логове. (тут имхо сразу понятен побуждающий фактор. Можно расширять и углублять, но сущность побуждения от этого не изменится) Гудзонски ястреб: Это фильм о чуваке, у которгов взяли кого-то там в заложники. (Я чего-то сму-тно помню, про что там, кроме того что Брюс воровал како-то давинчевски артефакт, поэтому могу грубо ошибиться) Место встречи: Это фильм о двух парнях, которые ловят бандита. Основная причина дествия, так сказать, стержень обозначен, ну а раскрывать мотивацию героя (почему он собссно это делает, почему он заинтересован в это лично) - для этого и создается фильм. |
Цитата:
Как делают, я не знаю, но, что вот такую возможность многоуровневого понимания авторы закладывают целенаправленно - точно. Работает примерно так: любое художественное произведение (музыкальное произведение, картина, спектакль, кинофильм) в сущности система простых сиволов, скрипт. Восприятие символа вызывает ассоциацию, ассоциация - ощущение. Ну и одни и те же сиволы могут вызывать сначала одни ассоциации, а потом другие (или у разных люде - разные). Все зависит от того, как ты эти символы понимаешь. Это как слово из одних и тех же букв - на одном языке читается "Иваново", на другом "Ubаhobo". Знаки одни и те же - смысл разный. Из кинематографии наверное самый широкоизвестны пример - Кавказская пленница. Пока маленький был - смотрел, как простенькую комедию, хорошую, но незатейливую. Пока асооциация не включилась - грузинский акцент, усы, специфические детали пластики... ХЛОП! Озарение - вот он второй смысл ;-)))))) Ну и чтоб понимать все смыслы, естественно тоже нужно "второй язык" знать. А то вот кто Откровения Иоанна Богослова не читал, так и не знают, почему Терминатор-2 называется Судный день. |
"Судный день" - по странному стечению об-ств и назывался мой фант.рассказ. в котором люди неожиданно начали читать мысли друг друга.
Судный день - потому что ты ничего не скроешь - все твои мысли как на ладони, их слышно и видно. Судный день - всплыли все предательства. преступления. тайны и обманы. Главная идея рассказа : если люди будут читать мысли друг друга - как жить в таком мире? ??? |
Цитата:
|
адекватор , это просто конец света какой-то.
|
Цитата:
|
Марта , ы вы бы хотели, чтобы ваш муж умел читать ваши мысли? :)
|
Цитата:
В фильме "Чего хотят женщины" герой был бесчувственным, поэтому ему чтобы понять женщин нужно было читать их мысли. |
Марта , именно читать мысли, а не чувствовать. Это разные вещи. Одно дело быть под постоянным контролем, другое - надеятся на сочувствие, понимание.
|
Марта
Цитата:
|
Текущее время: 02:54. Часовой пояс GMT +3. |
©2006 - 2009, screenwriter.ru
Powered by vBulletin; перевод: zCarot