Смотритель
11.11.2007, 23:49
В разных ветках возникают и затухают споры и дискуссии о природе (и методике применения) базисных структурных составляющих сценария. В последнее время Священные Поворотные Точки (т.е. разговоры о них) снова возникли в обсуждении фильма "Дьявол носит "Прада"":
http://www.screenwriter.ru/forum/index.php...opic=164&st=960 (http://www.screenwriter.ru/forum/index.php?showtopic=164&st=960)
В одной из веток Иванка (за что все ей были очень благодарны) выложила (перевела и выложила!) кое-что из статей сценариста и инсайдера Голливуда Терри Россио. (Прекрасный сайт, материалы - чудо.)
http://www.screenwriter.ru/forum/index.php?showtopic=758
Здесь я хотел бы, оттолкнувшись от Россио, биллиардным образом перекатить шар к другому автору, книгу которого Россио включает в абсолютно обязательный канон сценариста. Причем обязателен он не по произвольному мнению самого Россио. В Голливуде принимается by default, что любой, имеющий отношение к созданию фильмов, этот канон знает аки "Отче Наш" (предполагаю, правда, что "Отче Наш" в Голливуде знают значительно слабее...).
Итак, Россио (из статьи "23 ступени к продаже сценария"):
4. Изучайте основы. Существуют вещи, знания которых от вас ожидают на любом сценарном совещании - так что позаботьтесь о том, чтобы их изучить. "Приключения сценариста" Уильяма Голдмана, "Герой с тысячью лиц" Джозефа Кемпбелла, книгу Сида Филда "Сценарий", "Искусство драматургии" Лайоша Эгри, "Как превратить хороший сценарий в великолепный" Линды Сегер.
Вот такой канон, если верить Россио (а не верить ему оснований нет). Кемпбелл, по-моему, на русском был. Сегер и Эгри - вообще не проблема (как бы даже не на этом самом сайте). Голдман - о, это круче, чем "Три мушкетера" в ранней юности! Читается как великолепный авантюрный роман, а информацией накачивает драгоценной - и в количествах немыслимых.
Особняком стоит Сид Филд с его "Сценарием". Это абсолютная обязаловка в Голливуде. ДЛЯ ВСЕХ. Собственно, это первая (вышла впервые еще в 1970-е) книга, шаг за шагом обучающая ремеслу сценариста. (Эгри при всех его несомненных достоинствах писал все-таки а) о театре и б) ОЧЕНЬ давно).
Трехактная структура, поворотные точки и прочие прелести (которые - благодаря то ли врожденному, то ли приобретенному талмудизму ридеров-редакторов-продюсеров - набили оскомину всем остальным) - это все Филд. Не всегда - его изобретение. Но сведено всё это в стройную систему было именно им.
Немножко Филда (из издания 2005 г.). О поворотных точках - но не только. Даже один абзац, думаю, будет интересен. (Если не интересен - веток на форуме великое множество, достаточно кликнуть мышкой и перепрыгнуть на другую.) Из главы "Сюжетные точки" (сиречь, поворотные точки - не принципиальная разница). Кстати, ОЧЕНЬ полезно тем, кто начинает писать, имея некоторое представление о том, где стартовать - но надеется, что в остальном "кривая вывезет". Ну так вот, Филд:
_________________________________________
Структура - это фундамент, основа, чертеж сценария. Как говорит Уильям Голдман, "сценарий есть структура". Если вы не знаете базисной структуры вашей фабулы, вы не готовы приступать к сценарию. Поэтому я раз за разом подчеркиваю важность четырех вещей, которые вам необходимо знать еще до того, как вы напишете на бумаге хоть одно слово. Вот они: конец, начало, Поворотная Точка I и Поворотная Точка II. Если вы не знаете всех этих четырех вещей, у вас серьезные проблемы. Это не значит, что в вашем сценарии будут только две Поворотные Точки - вовсе нет. Речь идет о подготовительной работе, которую нужно проделать до того, как приступать к написанию сценария. Когда вы знаете, что будет этими двумя Поворотными Точками, они удержат развитие сюжета на якоре, что позволит вам писать свободно и с полной творческой отдачей. Когда сценарий будет завершен, в нем может быть до ДЕСЯТИ-ПЯТНАДЦАТИ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК, большинство из которых придется на Акт II. Сколько их будет вообще - зависит от вашего сюжета. Цель Поворотной Точки - продвигать сюжет вперед, к развязке. ЭТО ЕЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ.
_________________________________________
Вот так. НЕ для ридеров-редакторов. НЕ для продюсера. Точки I и II - только и исключительно как необходимый базис, как якорь, как ИНСТРУМЕНТ выстраивания скелетной структуры будущего (а не презентуемого!) сценария. В котором БУДЕТ НЕ ДВЕ ТОЧКИ. Не ТРИ. Не ЧЕТЫРЕ. А сколько? Да сколько надо. Сколько того потребует материал, сюжет, степень его закрученности, нелинейности и т.д. Поэтому, старательно хмурясь и выискивая Точки Номер Один и Номер Два ("где? не вижу? где точки-то ваши? Эта, что ли, Первая будет?") вся братия, стоящая между словом, написанным на бумаге, и фильмом, снятым на ленте, ЗАНИМАЕТСЯ НЕ СВОИМ #$^%$# ДЕЛОМ. Не с готовым сценарием такой анализ делается! А с еще не готовым работают ТОЖЕ НЕ ОНИ, а тот самый сценарист!
Но... Известно, что отечественная медицина всегда побьет любую другую уже хотя бы тем, что зубы у нас вполне могут через ж... удалять. Тупые иноземцы, конечно, дивятся - но нам не привыкать. Али все остальное у нас не через ту же ж... делается (и понимается)?
Так и с судьями (ридер-редактор-продюсер). Они же аналитики. Они же - патологоанатомы. "Вскрытие трупа чукчи показало, что чукча скончался в результате вскрытия".
Dixi.
http://www.screenwriter.ru/forum/index.php...opic=164&st=960 (http://www.screenwriter.ru/forum/index.php?showtopic=164&st=960)
В одной из веток Иванка (за что все ей были очень благодарны) выложила (перевела и выложила!) кое-что из статей сценариста и инсайдера Голливуда Терри Россио. (Прекрасный сайт, материалы - чудо.)
http://www.screenwriter.ru/forum/index.php?showtopic=758
Здесь я хотел бы, оттолкнувшись от Россио, биллиардным образом перекатить шар к другому автору, книгу которого Россио включает в абсолютно обязательный канон сценариста. Причем обязателен он не по произвольному мнению самого Россио. В Голливуде принимается by default, что любой, имеющий отношение к созданию фильмов, этот канон знает аки "Отче Наш" (предполагаю, правда, что "Отче Наш" в Голливуде знают значительно слабее...).
Итак, Россио (из статьи "23 ступени к продаже сценария"):
4. Изучайте основы. Существуют вещи, знания которых от вас ожидают на любом сценарном совещании - так что позаботьтесь о том, чтобы их изучить. "Приключения сценариста" Уильяма Голдмана, "Герой с тысячью лиц" Джозефа Кемпбелла, книгу Сида Филда "Сценарий", "Искусство драматургии" Лайоша Эгри, "Как превратить хороший сценарий в великолепный" Линды Сегер.
Вот такой канон, если верить Россио (а не верить ему оснований нет). Кемпбелл, по-моему, на русском был. Сегер и Эгри - вообще не проблема (как бы даже не на этом самом сайте). Голдман - о, это круче, чем "Три мушкетера" в ранней юности! Читается как великолепный авантюрный роман, а информацией накачивает драгоценной - и в количествах немыслимых.
Особняком стоит Сид Филд с его "Сценарием". Это абсолютная обязаловка в Голливуде. ДЛЯ ВСЕХ. Собственно, это первая (вышла впервые еще в 1970-е) книга, шаг за шагом обучающая ремеслу сценариста. (Эгри при всех его несомненных достоинствах писал все-таки а) о театре и б) ОЧЕНЬ давно).
Трехактная структура, поворотные точки и прочие прелести (которые - благодаря то ли врожденному, то ли приобретенному талмудизму ридеров-редакторов-продюсеров - набили оскомину всем остальным) - это все Филд. Не всегда - его изобретение. Но сведено всё это в стройную систему было именно им.
Немножко Филда (из издания 2005 г.). О поворотных точках - но не только. Даже один абзац, думаю, будет интересен. (Если не интересен - веток на форуме великое множество, достаточно кликнуть мышкой и перепрыгнуть на другую.) Из главы "Сюжетные точки" (сиречь, поворотные точки - не принципиальная разница). Кстати, ОЧЕНЬ полезно тем, кто начинает писать, имея некоторое представление о том, где стартовать - но надеется, что в остальном "кривая вывезет". Ну так вот, Филд:
_________________________________________
Структура - это фундамент, основа, чертеж сценария. Как говорит Уильям Голдман, "сценарий есть структура". Если вы не знаете базисной структуры вашей фабулы, вы не готовы приступать к сценарию. Поэтому я раз за разом подчеркиваю важность четырех вещей, которые вам необходимо знать еще до того, как вы напишете на бумаге хоть одно слово. Вот они: конец, начало, Поворотная Точка I и Поворотная Точка II. Если вы не знаете всех этих четырех вещей, у вас серьезные проблемы. Это не значит, что в вашем сценарии будут только две Поворотные Точки - вовсе нет. Речь идет о подготовительной работе, которую нужно проделать до того, как приступать к написанию сценария. Когда вы знаете, что будет этими двумя Поворотными Точками, они удержат развитие сюжета на якоре, что позволит вам писать свободно и с полной творческой отдачей. Когда сценарий будет завершен, в нем может быть до ДЕСЯТИ-ПЯТНАДЦАТИ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК, большинство из которых придется на Акт II. Сколько их будет вообще - зависит от вашего сюжета. Цель Поворотной Точки - продвигать сюжет вперед, к развязке. ЭТО ЕЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ.
_________________________________________
Вот так. НЕ для ридеров-редакторов. НЕ для продюсера. Точки I и II - только и исключительно как необходимый базис, как якорь, как ИНСТРУМЕНТ выстраивания скелетной структуры будущего (а не презентуемого!) сценария. В котором БУДЕТ НЕ ДВЕ ТОЧКИ. Не ТРИ. Не ЧЕТЫРЕ. А сколько? Да сколько надо. Сколько того потребует материал, сюжет, степень его закрученности, нелинейности и т.д. Поэтому, старательно хмурясь и выискивая Точки Номер Один и Номер Два ("где? не вижу? где точки-то ваши? Эта, что ли, Первая будет?") вся братия, стоящая между словом, написанным на бумаге, и фильмом, снятым на ленте, ЗАНИМАЕТСЯ НЕ СВОИМ #$^%$# ДЕЛОМ. Не с готовым сценарием такой анализ делается! А с еще не готовым работают ТОЖЕ НЕ ОНИ, а тот самый сценарист!
Но... Известно, что отечественная медицина всегда побьет любую другую уже хотя бы тем, что зубы у нас вполне могут через ж... удалять. Тупые иноземцы, конечно, дивятся - но нам не привыкать. Али все остальное у нас не через ту же ж... делается (и понимается)?
Так и с судьями (ридер-редактор-продюсер). Они же аналитики. Они же - патологоанатомы. "Вскрытие трупа чукчи показало, что чукча скончался в результате вскрытия".
Dixi.