Вход

Просмотр полной версии : Сценарная разработка полного метра


Крыс
12.08.2019, 16:26
Всем привет! Вот о чём я думаю в последнее время. Все мы знаем, с чего начинается разработка сценария сериалов. Список героев с характеристиками, схема конфликтов, посерийный и поэпизодный план, карточки, графики, схемы и тд, и тп. Без этого автор просто потеряется и не будет знать, что, как и когда ему делать. А как обстоит дело с полнометражным кино? Поясню. Понятно, что нормальный сценарист, едва ему в голову стукнет некая идея, не кинется лупить по клавишам. Но всё же объёмы несопоставимы, и специфика несколько иная, имхо... Так вот, какие есть особенности планирования в ПМ, как обычно у вас это происходит (вопрос, конечно, больше к тем, кто уже имеет опыт подобной работы и, что называется, "в теме"), есть ли какие-то нюансы, способы и хитрости, позволяющие оптимизировать сей важный и непростой процесс? Делитесь опытом!

хочется
12.08.2019, 18:02
Единственное существенное отличие - для ПМ не нужно составлять библию.

Сложный ПМ в планировании может быть сложнее сложного сериала, потому что все сюжеты нужно как-то уместить в 1,5-2 часа.

Для любой сложной писанины может очень пригодиться прога Aeon Timeline.

Иван Афонин
12.08.2019, 18:27
Единственное существенное отличие - для ПМ не нужно составлять библию
Я так думаю, что для полного метра библии тоже пишутся. Всё это нужно сценаристу чтобы лучше понимать откуда у характеров их героев ноги растут.

АлександрКу
12.08.2019, 18:38
Тоже много и долго задавался этим вопросом. Признаю, что все мои познания и размышления скорее теократические данные и анализ ем практика.

Из того что я вынес из разговоров с редактором, который много работал на ПМ:

Чтобы понять сериал, его, в теории, можно слушать и/или смотреть краем глаза на экране телефона. Чтобы понять и оценить ПМ, его нужно смотреть на большом экране с хорошим звуком.
Разница в визуальной составляющей, требует проработки сцен и деталировке описания действия на качественно ином уровне, чем в сериалах. (Правильно описать некоторые спецэффекты для ПМ, я банально не возьмусь)
ПМ более конкретный и контрастный по действию. И более амплитудный по раскачке эмоций.
Любая сцена, действие, реплика... они, с одной стороны, более качественные, с другой "одноразовые". Шансов что-то пояснить (в другой серии) уже не будет. Она недокрученная сцена может тупо загубить всю картину.
ПМ нет пульта от телевизора и рекламы, поэтому нужны паузы чтобы зритель мог выдохнуть.
В ПМ нет времени на раскачку второстепенных персонажей.
Персонажей в ПМ меньше, но качество их проработки, а также возни с поиском "правильного места в истории" для каждого персонажа в отдельности, в разы больше.
99% работы над ПМ -- это работа с поэпизодником.
Фактически ты пишешь очень подробный 90 стр. роман, который потом адаптируется в сценарий (не уверен что я правильно сформулировал свою мысль).
ПМ (имхо) тяготеет к ярко выраженной трех-актной структуре. В сериалах серии 4-5 и даже 6-ти актные (развитие горизонтальной и вертикальной линии).
в ПМ 50-60% времени отведено ГГ, в сериалах не более 40%.


В завершении, озвучу шутку одного знакомого продюсера, которая, как мне кажется, лучше всего отражает разницу в специфики написания сценария


Полный метр от сериала, от отличается также, как заказной гоночный болид от серийной малолитражки.

Крыс
12.08.2019, 19:08
99% работы над ПМ -- это работа с поэпизодником.
Фактически ты пишешь очень подробный 90 стр. роман, который потом адаптируется в сценарийНу да, как-то так... Лично я не думаю, что тут нужно прям очень много "технической документации" писать, как к сериалам. Вполне реально держать в голове ключевую информацию, ну может где-то в двух словах расписать, да - если больше ничем таким не занят. Но стало интересно, есть ли ещё какие-то особенности - в каждой избушке же свои погремушки. Благодарю за подробный ответ :)

хочется
12.08.2019, 19:31
Я так думаю, что для полного метра библии тоже пишутся. Всё это нужно сценаристу чтобы лучше понимать откуда у характеров их героев ноги растут.
Библия сериала для ПМ точно не пишется. :)

У библии две задачи:

1. Показать каналу, о чем сериал, и продать его.
2. Руководство для авторов.

Если автор планируется один или создатель сериала пофигист, или любитель убеждать языком, а не буквами, то библия обычно очень сильно напоминает банальную заявку, только длинную.

А в библии, над которой я сейчас работаю, одних только референсов на полстраницы. И их еще как-то попонятней надо будет сделать (задачка не из простых), а то от подобного все выпадут: :)

3. Саспенс создается не только загадками (как в Lost, Heroes, Veronica Mars…), а ожиданием, какой эффект каждое действие окажет на обе противоборствующие стороны, и в каком положении они по итогу окажутся.

Lost. Причинно-следственная петля: поступки в прошлом влияют на будущее, которое в момент наблюдения уже прошлое.


И много еще такого, что для ПМ неактуально и уж точно не для показа кому-то.

Из того что я вынес из разговоров с редактором, который много работал на ПМ:
Сравнение не подходит для сериалов "нового поколения". Они очень близки к ПМ. Число актов вообще от платформы зависит - Нетфликсу больше 3-х не требуется.

Разница в визуальной составляющей, требует проработки сцен и деталировке описания действия на качественно ином уровне, чем в сериалах. (Правильно описать некоторые спецэффекты для ПМ, я банально не возьмусь)
Это не забота сценариста.

Крыс, тритмент - он и для ПМ, и для пилота тритмент. Кто-то пишет, кто-то нет.

Крыс
12.08.2019, 19:35
Крыс, тритмент - он и для ПМ, и для пилота тритмент. Кто-то пишет, кто-то нет.Это с точки зрения продажи сценария - зависит от требования заказчика то есть. Я же имел ввиду больше то, что сам автор для себя делает, как настраивает рабочий инструментарий, чтобы лучше, проще и быстрее писалось. Типа того.

Сравнение не подходит для сериалов "нового поколения". Они очень близки к ПМДа ну? Мне кажется наоборот, всё ближе к западным лекалам типа филдовской 5-актной структуры, 8-и секвенциям и тп. Грубо говоря, больше поворотных точек, динамики, плюс жанры смешиваются и форматы мутируют - далековато уже отошли от 3-актов пресловутых.

Если брать праймовые сериалы, какие-то вещи, которые изначально планировались как топовые и "нового поколения", или где-то близко - там в основном всё посложнее.

Это не забота сценариста.Ещё какая забота! Ну, опять же где-то могут и тормознуть, типа это прописывай без деталей, сами придумаем. Но это чаще относится немного к другому - например, экшн-сценам, где думать будет постановщик боёв, вот такое всё. А визуальный ряд - задача сценариста. Не одни же диалоги он должен писать?!

Кертис
12.08.2019, 19:40
Чтобы понять сериал, его, в теории, можно слушать и/или смотреть краем глаза на экране телефона. Чтобы понять и оценить ПМ, его нужно смотреть на большом экране с хорошим звуком.
Это да. Потому что в современных блокбастерах (на которых все и зарабатывают миллионы) нет героев, нет интересного сюжета. Нет ничего кроме спецэффектов, а на них нужно смотреть. И вникать во что-то там не нужно. Попкорн муви под пиво и поцелуи.


Разница в визуальной составляющей, требует проработки сцен и деталировке описания действия на качественно ином уровне, чем в сериалах. (Правильно описать некоторые спецэффекты для ПМ, я банально не возьмусь)
Режиссер руки оторвет сценаристу, который возьмется такое делать. И будет прав.


Персонажей в ПМ меньше, но качество их проработки, а также возни с поиском "правильного места в истории" для каждого персонажа в отдельности, в разы больше.
Не забудьте рассказать это Марвелу )

ПМ (имхо) тяготеет к ярко выраженной трех-актной структуре. В сериалах серии 4-5 и даже 6-ти актные (развитие горизонтальной и вертикальной линии).
Которая является частным случаем трехактной структуры. В фильмах тоже есть четыре-пять актов, если автор поклонник пятиактного варианта.

Полный метр от сериала, от отличается также, как заказной гоночный болид от серийной малолитражки.
Ну, да, болид. Но китайский и из фанеры. Но большой и красивый. Но не ездит.
А так-то все, что нужно для написания ПМа написано в миллионе книг. Полному метру посвещено раз в десять больше чем сериалам.

Кертис
12.08.2019, 19:46
Грубо говоря, больше поворотных точек, динамики, плюс жанры смешиваются и форматы мутируют - далековато уже отошли от 3-актов пресловутых. Имхо.
Это просто расширенная трехатная структура. Даже специалисты часто не могут определить какой структурой пользовался автор, о чем был миллион лулзов.
В кино все так-же в этом смысле. Больше неожиданных поворотов, насыщенней сюжет. Разбивание второго акта на подакты - это все о блокбастерах.

Ещё какая забота! Ну, опять же где-то могут и тормознуть, типа это прописывай без деталей, сами придумаем. Но это чаще относится немного к другому - например, экшн-сценам, где думать будет постановщик боёв, вот такое всё. А визуальный ряд - задача сценариста. Не одни же диалоги он должен писать?!
Речь шла о (Правильно описать некоторые спецэффекты для ПМ, я банально не возьмусь) это не работа сценариста.

Крыс
12.08.2019, 19:51
Это просто расширенная трехатная структура.Да не суть. Не будем тут разводить очередной, бессмысленный теоретический спор на эту тему (я, в принципе, с вашим утверждением вполне согласен).

Разбивание второго акта на подакты - это все о блокбастерах.Дак а мы шо, не можем замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?.. :)

Речь шла о (Правильно описать некоторые спецэффекты для ПМ, я банально не возьмусь) это не работа сценариста.Ну, тут вообще всё просто. Автор пишет что происходит, а не как. И усё, ноу проблэм...

А так-то все, что нужно для написания ПМа написано в миллионе книг.Я их читал. Не миллион, слава богу, но кое-что из серьёзного и проверенного временем. Однако учебники учебниками, а жизнь вносит свои коррективы. Не все ответы стоит искать в книжках, реальный опыт работы "в полях" иногда вскрывает удивительные, нигде и никем не описанные явления...

Сергофан
12.08.2019, 20:15
По факту 4 актов как было, так и осталось. Если присмотреть, то можно увидеть, что большинство фильмов вписываются в эту структуру.
1 акт. Экспозиция
2 акт. Развитие истории
3 акт. В конце 2 акта обычно случается центральный поворот, который все меняет. Поиски нового равновесия. Усложнение истории, пока она не доходит до максимальной кризисной точки.
4 акт. Финальная битва.

В фильмах Марвел строго 5 актов из-за особенностей повествования.

Крыс
12.08.2019, 20:21
1 акт. ЭкспозицияКоторая просто введение в атмосферу, даже не пролог истории.

4 акт. Финальная битва.Которая длится минут 5, и по факту является таким же драматическим эпизодом, как и всё остальное.

Вы это серьёзно считаете полноценными актами? Тогда их и 100 может быть - каждая сцена отдельный акт :happy:

Ps: хотя насчёт экспозиции всё же не утверждаю, слышал разные мнения. Где-то кем-то и считается.

Кертис
12.08.2019, 20:35
ак а мы шо, не можем замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?
Он же памятник!
Но именно в блокбастере мы сталкиваемся с расширенной трактовкой трехактной структуры. Причем очень расширенной и достаточно вольной )

Ну, тут вообще всё просто. Автор пишет что происходит, а не как. И усё, ноу проблэм...
Ну да, как они сделают танк - из фанеры или CGI закажут дело не наше ) Нам важно этот танк описать, или указать модель (если он реальный).

Не все ответы стоит искать в книжках, реальный опыт работы "в полях" иногда вскрывает удивительные, нигде и никем не описанные явления...
Идиот продюсер (редактор, режиссер) - вот то самое удивительное и неописанное явление. Так что писать так-же как любой сценарий (в серии сериала тоже есть структура), а потом слушать правки, все ломать и строить заново. То-же самое, но чтобы фундамент сверху, а несущая стена снизу.

Ps: не, ну насчёт экспозиции всё же не утверждаю, слышал разные мнения. Где-то кем-то и считается.
Экспозиция это просто часть первого акта. Раньше ее делали длинной, чтобы познакомить нас с героем. И отдельно выделяли (хотя, все равно, это именно часть первого акта была. Начало), сейчас чаще применяют размазанную экспозицию, когда с героем мы знакомимся уже по хожу дела.
Вспомните первые (которые четвертые) Звездные Войны - вот там классическая длинная экспозиция, в которой нас знакомят с Люком. Сейчас ее бы не было.

Крыс
12.08.2019, 20:50
Экспозиция это просто часть первого акта.Я просто вспомнил, что таки видел одно ТЗ к реальному проекту, который планировалось запускать. Там была прописана пресловутая экспозиция как 0 акт (!), далее шли 1,2,3, и 4-м эпилог - и так строго к каждой серии. Так что имеет место быть.

Но тут штука вообще в чём. Всё это условности, по большому счёту. Вот вы продюсер, а я сценарист. Вы заказываете мне сценарий с 5-актной структурой. Я сторонник того, что это обычная 3-актная структура, только расширенная. А вы с этим не согласны.

Ну и ладненько. Я пишу всё так, как обычно, просто дописываю подакты, экспозицию, финальный эпизодец - всё то же, что и так бы сделал, в принципе. Но если всё сделано грамотно, вы увидите все эти точки так, будто это и есть те самые, полноценные 5 актов. А я так, как вижу я. Это всё в голове, а суть не меняется совершенно, и ни на что особо не влияет! В общем, диалектика немножко такая, + психологическое восприятие.

хочется
12.08.2019, 20:51
А визуальный ряд - задача сценариста. Не одни же диалоги он должен писать?!
Не одни, еще экшен. :)

http://www.godspeedstudios.us/www.unruly.tv/Scripts/A-Killing-On-Carnival-Row.pdf

Не самый простой мир. Почти один экшн с диалогами. Описание мира простенькое: обшарпанные крыши, дымящие трубы...

https://cf-images.us-east-1.prod.boltdns.net/v1/static/769341148/51c3fe96-a2b7-4646-95c7-7379d6b7ff9b/b30df7b8-a6c2-48d5-acc8-1d8e002dde72/1280x720/match/image.jpg
http://www.anenglishmaninsandiego.com/wp-content/uploads/2017/08/image-Carnival-Row-A-Killing-On-Carnival-Row-original-concept-art-03.jpg

Крыс
12.08.2019, 20:54
Не одни, еще экшенВ сегодняшних российских кинах, особенно фестивальных, часто дай бог хоть какое-то действие увидеть, и не уснуть. Какие уж там драки с погонями :)

Пс: сжимайте плз картинки как-нибудь, растягивают сильно страницы.

Сергофан
12.08.2019, 21:00
Которая просто введение в атмосферу, даже не пролог истории.
Ну, скажем начало истории. Грубо говоря, 1 акт делится на две необязательно равные части - до инициирующего инцидента и после.
2 акт начинается тогда, когда герой отправляется в полноценное путешествие по истории. Герой осознает, что столкнулся с проблемой и уже начинает полным ходом ее решать. Этот переход отчетливо просматривается в большинстве фильмов.

4 акт. Финальная битва.
Которая длится минут 5,
Необязательно 5 минут. Грубо говоря, в конце предпоследнего акта ситуация достигает критической точки, а в финальном акте она разрешается.

В большинстве фильмов выделяются все эти акты. Мне кажется, эта базовая структура уже на неосознанном уровне воспринимается.

хочется
12.08.2019, 21:03
Крыс, экшен - это любое действие. Встал с кровати, почесал затылок... Если в фильме весь экшен вот прям такой, то пусть фестивальщики сами им наслаждаются. :)

Сергофан
12.08.2019, 21:04
Вот, кстати, подход к структуре от Крэйга Мазина.

https://zen.yandex.ru/media/id/5af200a1799d9ddc1ed562c1/scenarist-chernobylia-kreig-meizin--kak-pisat-kino-5d39ddae80879d00ad20e13a?fbclid=IwAR3nHfUc9DtDdbYy jfq8Gzw5Y_JB00J6yoMpi8fF434Mf6wYve5BkmXf1N0

Крыс
12.08.2019, 21:05
Ну, скажем начало истории.Может вообще не иметь к собственно сюжету никакого отношения. Просто автору хочется настроить зрителя на определённую частоту, и он пихает в начало вид морского прибоя, или ветки деревьев и пение птиц. А дальше уже начинается собственно завязка - коей экспозиция не является, это вообще разные вещи, которые путать нельзя. Вот завязка и будет реальным началом, а не та хня, что мы всунули в первый кадр от балды))

Крыс, экшен - это любое действиеНу я не сторонник таких обобщений. Понимаю этот термин совершенно конкретно - динамичные сцены с элементами боевика.

то пусть фестивальщики сами им наслаждаютсяА оно так и есть, и в больших количествах. Что не мешает мэтрам свои творения снимать, благо казна фонда кино бездонна, как космос :)

хочется
12.08.2019, 21:23
Ну я не сторонник таких обобщений. Понимаю этот термин совершенно конкретно - динамичные сцены с элементами боевика.
Не стоит путать термины, обозначающие действие (дословный перевод) и жанр - это удел необразованных ВГИКовских преподов (если еще такие остались). Слово на английском одно, но значения разные.

Крыс
12.08.2019, 21:39
Не стоит путать термины, обозначающие действие (дословный перевод) и жанрПри чём тут жанры? Ну понимайте всё дословно, что с американий натащили в проф. терминологию, ок :happy:

Вот, кстати, подход к структуре от Крэйга Мазина.
Структура — это признак отношений героя с центральным драматическим вопросом.

Кто бы это перевёл на понятный, человеческий язык? :doubt:

Ни один великий сценарий не был написан по структурным шаблонам.

Были, и им несть числа. Ну и так далее. Только бегло пробежавшись по тексту статьи, уже понимаю, что подозрения были не беспочвенны - примерно такого склада авторы и пишут шедевры, подобные энбэошному "Чернобылю"))

Сергофан
12.08.2019, 22:15
Структура — это признак отношений героя с центральным драматическим вопросом.
Кажется, в оригинале у Мазина было "центральный драматический аргумент".
Только бегло пробежавшись по тексту статьи,
Это выжимка из подкаста Мазина. В подкасте он был гораздо более эмоционален и категоричен. Полная текстовая версия подкаста доступна на английском.

примерно такого склада авторы и пишут шедевры, подобные энбэошному "Чернобылю"
У Мазина очень высокий статус в индустрии. Он писал много блокбастеров. Его часто привлекали в качестве скрипт-доктора. Он довольно компетентен. Но он ремесленник.

Крыс
12.08.2019, 22:41
Кажется, в оригинале у Мазина было "центральный драматический аргумент".Туда же)

Полная текстовая версия подкаста доступна на английском.Не владею инглишем, так что могу только через гугл-переводчик общий смысл понять. Но обычно мне и этого достаточно))

У Мазина очень высокий статус в индустрии. Он писал много блокбастеровУвы, в наше время это отнюдь не показатель высокого профессионализма...

Но он ремесленник.В этом ничего плохого, кстати, нет. В художнеки-интеллектуалы обычно записываются бездари и тупицы, или же наоборот - хитрые и циничные дельцы, которым на искусство на самом деле покласть. Я за золотую середину в этом вопросе.

Лучше хороший ремесленник, чем нахватавшийся по верхам "философ", не способный создать ничего мало-мальски вменяемого.

Иван Афонин
13.08.2019, 14:12
Чтобы понять сериал, его, в теории, можно слушать и/или смотреть краем глаза на экране телефона. Чтобы понять и оценить ПМ, его нужно смотреть на большом экране с хорошим звуком
Я, обычно, фильмы скачиваю, записываю на флэшку и смотрю на телевизоре.
С сериалами я поступаю точно так- же

А так-то все, что нужно для написания ПМа написано в миллионе книг. Полному метру посвещено раз в десять больше чем сериалам
У меня уйма книг по сценариям полных метров, а по сценариям сериалов только книга Памэллы Дуглас.))
А так-то все, что нужно для написания ПМа написано в миллионе книг. Полному метру посвещено раз в десять больше чем сериалам