PDA

Просмотр полной версии : Подготовка сценаристов


Бразил
28.07.2007, 19:18
Любой серьёзный разговор надо начинать с актуальности обсуждаемой проблемы.
Чтобы раскрыть актуальность принято ссылаться на мнения авторитетов в рассматриваемой области. Но, учитывая специфику, я позволил себе ссылаться на мнения участников форума. С этой целью я скомпилировал некоторые особенно яркие высказывание. Если кто-то из авторов высказываний не согласен с контекстом, в котором я их процитировал, сообщите мне, и я удалю неуместные реплики.

Как свидетельствуют сами вгиковцы, около 15-20% выпускников сценарного отделения становятся сценаристами (в некоторых случаях этот процент достигает 33). Хотя мы все видим, что рынок жаждет и требует сценарии, т.е. проблемы нехватки рабочих мест просто нет. Зато есть проблема профнепригодности и отсутствия желания идти в профессию. Да, действительно, есть вузы, в которых этот процент ещё ниже или вообще стремится к нулю. Но надо ли нам обращаться к их опыту? А если, например, сосед напивается и лупит свою жену, должен ли я следовать его примеру? Риторический вопрос. Давайте, например, посмотрим, по каким специальностям работают выпускники МГИМО и убедимся, что больше половины из них работает по той специальности, которой они обучались. Вот это пусть и будет ориентиром.
Многие выпускники сценарного отделения ВГИКа так и не становятся сценаристами. Т.е. существующавя ныне система не позволяет им овладеть ремеслом.
Система мастерских функционирует довольно давно, и, как и всё остальное, с годами устаревает. В современных условиях необходима реформа кинематографического образования.
Лала: "наша система образования вообще и кинематографическая в часности требует реформ и пересмотрения, иначе я не могу объяснить с чем связана острая не хватка кадров в киноиндустрии, при ежегодном выпуске обучившихся во ВГИКе".
Ещё они аспект связан, с тем, что Мастер - это "штучный товар".
Зелиг: "Всё зависит от конкретной мастерской".
А на штучном товаре нельзя строить процесс, слишком высоки риски. Это Вам экономисты лучше объяснят, а не я.
Ксения [про ГУКиТ]: "На последнем курсе наш мастер внезапно умирает, и мы доделываем дипломы сами. Выпускаемся еле-еле, потому что никому до нас больше нет дела, кроме второго педагога. Особенно институту, который никак не участвует больше в нашей судьбе."
Понятно, что это грустная иллюстрация - некий форс-мажор.
Кирилл Юдин: "Вот это, для тех, кто понимает, самое главное. Я это называю системой, позволяющей свести человеческий фактор к минимуму. Ну нет у нас, как я вижу, во ВГИКе единой стройной системы, позволяющей дать крепкое ремесло".
То есть единая и стройная система - является основой для подготовки крепких ремесленников, а такая система отсутствует.
Берам: "У каждого Мастера естественно свои представления о том какие задания надо давать и как их оценивать".
В любом деле, в любом ремесле очень важны критерии качества. Без знания этих критериев невозможно ни отличить качественное от некачественного, ни сотворить качественное (если только случайно не получится). Но некоторые выпускники мастерских в результате обучения так и не получают представления о критериях качества сценария.
Кирилл Юдин: "А вот настораживает, что практически все вгиковцы, с которыми я имел дело общаться, рассуждают как эти самые самоучки: раз я не понимаю, как оценить искусство, значит никто не понимает и вообще быть такого не может".
НИХИЛЪ: "на данном этапе нам нужны ремесленники хорошие, а не гении - искусстводелы. На искусстве нельзя делать бизнес (в кино, в России)".
Лала: "Получаю сценарий, автор гордо указывает, что закончил ВГИК, мастерская такая-то... читаю, охрениваю... я конечно понимаю, что структура сценария - эт наука для плебеев, что творец, он творит как перо пошло, не задумываясь ни о конфликте, ни о поворотных точках, главное, что б он сам наслождался своим сценарием, а если его остальные не понимают, не видят в них атмосферу, поэзию, то - искустство субъективно".
Берам: "Мой Мастер учил ремеслу".
Зелиг: "Во ВГИКе учат именно ремеслу".
Но, как показывает практика, ремеслом овладевают далеко не все.
Что в общем, неудивительно при отсутсвии единой системы подготовки, при отсутствии чётких критериев оцеки работ, при полнейшем непонимании составляющих этого ремесла, тем не менее в мастерских происходит обучение ремеслу, или, выражаясь точнее, попытки обучения ремеслу.

Всё вышесказанное, доказывает актуальность (т.е. необходимость и своевременность) рассмотрения альтернативы системе мастерских.

Предлагаю здесь спокойно и без наездов обсудить эту проблему.

Русалочка
28.07.2007, 20:01
Я из своего "опыта" скажу, артхаус написать не сложно, у нас многое из того что не возможно понять с легкостью назовую искусством, труднее написать блокбастер, который требует выверенной до слова драматургии и безупречного владения структурой.
Вопрос, где этому учат?

Бразил
28.07.2007, 20:11
Русалочка
Вопрос, где этому учат? Я не знаю. Но это можно узнать.
Для начала нужно выяснить, кто авторы сценариев к блокбастерам с "выверенной до слова драматургий" и "безупречной структурой". Признаться, я просто не знаю таких блокбастеров, сделанных в России. Может быть, кто-то подскажет.

Лала
28.07.2007, 22:46
Если тема действительно актуальна, можно попробовать следующее... Среди посетителей этого форума, наверняка, есть профессионалы, которые могут дать новичкам советы. Ведь проблема, как я понимаю, не в том, что люди не могут узнать чего-то... основы изложены в книгах. Не хватает опыта, как примянить это. А опыт ведь дело наживное... Давайте поделимся теми крупицами опыта, которые у нас, у каждого есть. И может в конечном итоге, что-то и сложится... :confuse:

Сами Насери
28.07.2007, 23:06
А если, например, сосед напивается и лупит свою жену, должен ли я следовать его примеру?

Вот это пусть и будет ориентиром

Не хватает опыта, как примянить это. А опыт ведь дело наживное...
:doubt:

Лала
28.07.2007, 23:11
Сами*Насери я так поняла вам это не интересно ногда не фиг эфир засорять. :shot:

Бразил
28.07.2007, 23:18
Лала
Есть масса веток, где профессионалы дают советы непрофессионалам. В этой ветке обсуждается другое.
Вот во ВГИКе и в других киновузах подготовка сценаристов осуществляется в мастерких по каким-то не совсем понятным методикам.
А как ещё можно их готовить?
Что нужно изменить в системе подготовки? Методы обучения? Формы организации? Стоимость и продолжительность обучения? Содержание обучения?
У меня есть кое-какие соображения, но я пока их попридержу, хотелось бы, чтобы высказались заинтересованные посетители форума.

Ксения
28.07.2007, 23:40
Я недавно попробовала дистанционное обучение, где задания давали и делали очень подробные разборы один из действующих главных редакторов телеканала(после мастерской Арабова) и один опытный писатель и кинодраматург. Мне это очень помогло разобраться в основах, хотя бы теоретически.
Кстати, увидела недавно на Ленфильме объявление о наборе на курсы "редакторов сценариев и фильмов" людей с высшим гуманитарным образованием. Обучение платное, четыре раза в неделю по вечерам.Кто-нибудь про это знает поподробнее? Среди предметов обучения также значится драматургия.

Бразил
28.07.2007, 23:46
Я недавно попробовала дистанционное обучениеА где, если не секрет? Я правильно понял, что это по сути мастерская, где общение осуществляется средствами Интернета?

И, кстати, о дистанционном обучении. Вроде бы Интерньюс вели такие курсы, но теперь в связи с обвинениями в адрес Асламазян, видимо, курсы отменены. Кто-нибудь в курсе, чем история закончилась?

Кто-нибудь про это знает поподробнее?Заходил вчера на Ленфильм, но не видел даже объявления :doubt: Но это не удивительно, я вообще ничего вокруг не замечаю :cry:
Если узнаете подробности, поделитесь, пожалуйста.

Ксения
28.07.2007, 23:48
Бразил
это были как раз курсы Интерньюс
С сентября, возможно, будет возобновлена их работа, но на базе Высшей школы журналистики

Ксения
28.07.2007, 23:51
Объявление висит на первом и втором этажах
Если интересно, могу прислать их телефон, но звонить только в понедельник получится.

Ксения
28.07.2007, 23:56
Сообщение от Бразил@28.07.2007 - 23:46
А где, если не секрет? Я правильно понял, что это по сути Вроде бы Интерньюс вели такие курсы, но теперь в связи с обвинениями в адрес Асламазян, видимо, курсы отменены. Кто-нибудь в курсе, чем история закончилась?
История закончилась. Интерньюс, а теперь Фонд Образованные Медиа самоликвидировался , так как его работа была полностью парализована. Были изъяты все сервера и документы. Манана Асламазян за границей. Учебный отдел перебрался на другую базу. Пока все новости.

Бразил
29.07.2007, 00:03
Ксения
Если интересно, могу прислать их телефон
Если не трудно, пришлите.
Хотя я там в понедельник буду, но могу опять пролететь мимо :yes:
Чёрт, только сейчас подумал, ведь у меня даже образования гуманитарного нету :cry:
С сентября, возможно, будет возобновлена их работа, но на базе Высшей школы журналистики Какая-то там мутная и неприятная история. Надеюсь, про слушателей своих они не забудут.
Они до этого, года три тому назад проводили очные курсы. Народ неплохо о них отзывался, причём, один мой знакомый учился там бесплатно.

Ксения
29.07.2007, 00:10
Бразил , шлю
3268285

Лала
29.07.2007, 00:12
Бразил я поняла, другой альтернативы у меня к сожалению нет... есть идея... но пока не знаю, что из этого получиться.

Бразил
29.07.2007, 00:21
Ксения :friends:
Лала, если идея созреет, поделитесь, пожалуйста.

Лала
29.07.2007, 01:37
Бразил идея проста и стара как мир. Я редактор, я задолбалась перлы читать, компания растет, нужны нормальные сценарии, которые мне не нужно дорабатывать. Рано или поздно дозреет мысль о наборе штатных сценаристов. А где их взять? Само собой напрашивается логическая мысль - предложить открыть при компании некие курсы, как сейчас делает Амедия, или предложить тому же Митте провести специлизированны курсы с предоставлением вакансий на коркусной основе.
Но кроме этого... есть еще одно... мое личное наблюдение - пишут многие, но есть что сказать не всем. Иногда читаешь и думаешь, блин, ну о чем говорят герои, им что больше говорить не о чем... ну и всяко такое... это говорит о том, что люди берущиеся за перо, чато имеют некую внутреннюю огранниченность. Не мешало бы в купе с профпредметом ввести психологию, что б понимать как думают разные типы людей, как они действуют в разных ситуациях. Наверное, я б ввела еще этику, эстетику...

Анастасия
29.07.2007, 02:32
Сообщение от Лала@29.07.2007 - 00:37
Наверное, я б ввела еще этику, эстетику...
на сколько мне изветно - эстетика преподается в гумунитарных ВУЗах всегда, это же минимум...

По-поводу мастерских - то это, на мой взгляд, лучшее что может быть, а по поводу тошо сколько народу выпускается профи то...в семье не без урода, а двое - это уже хорошо, если уитывать что мастерская, как правило, 7-9 человек... :blush: Во всяком случае так мне кажется...я не жалуюсь :)

Юрата
29.07.2007, 02:34
Лала, :friends: хорошая мысль... еще бы достучаться с ней до начальства... :doubt: А то ведь они рассуждают наверное так... ведь каждый год выпускается ___ сценаристов, хоть кто-нить из них чо-нить гениальное да наваяет... вот пусть редакторы и ловят эти крупицы...
:console: бедные, бедные редакторы... :cry:

Бразил
29.07.2007, 09:06
Лала
Штатные сценаристы. Так или иначе это практикуется. Например, на сайте Черепахи легко обнаружить, что чуть ли не треть фильмов снимается по сценариям Никиты Питерского. В Пирамиде, где фильмов производится побольше, тоже есть авторы, засветившиеся с несколькими сценариями. Да и вообще в каждой кинокомпании уж как минимум списочек толковых сценаристов имеется.
Мастер-классы по типу Амедии. Не знаю. Например, педагоги (не из вузов) должны проходить курсы повышения квалификафии каждые 5 лет, государство им такие условия всячески создаёт. Вузовские преподаватели вообще кмждый год в своих индивидуальных планах фиксируют повышение квалификации. Многие крупные компании организуют для своих сотрудников тренинги и мастер-классы. Такова практика. И это очень логично, и это отвечает требованиям рынка. Сценаристы же либо не повышают квалификацию вообще, либо это происходит несистемно и за свой счёт. А чаще, как в Советские времена писали в графе "повышение квалификации": читал труды классиков марксизма-ленинизма. То есть нужно системное решение проблемы повышения квалификации сценаристов. Эту проблемы можно было бы решить, например, за счёт профсоюза, но... Где этот профсоюз?

По поводу содержания образования. Соглашусь, что нужна психология, этика и эстетика. И другие дисциплины тоже нужны.
После долгих поисков я нашёл, чему же должны всё-таки сценаристов учить в киновузе.
Вот, что написано в стандарте специальности "Кинодраматургия".
По общепрофессиональным дисциплинам специалист должен:
- владеть общими навыками литературной работы;
- знать методологию и технологию создания сценария как специфического вида литературного творчества;
- обладать знаниями основных закономерностей развития литературы и искусства, быть осведомленным в их современных достижениях;
- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своей профессии, так и в смежных областях художественного творчества;
- понимать специфику выразительных средств различных видов искусств;
- обладать знаниями в области общих основ истории и теории кино, телевидения и других экранных искусств, театра;
- уметь анализировать произведения смежных видов искусства и использовать их в практической профессиональной деятельности;
- обладать знаниями методов организации творческого процесса;
- владеть психологическими знаниями, способствующими прогнозированию восприятия сценария читательской и зрительской аудиторией;
- понимать главные принципы коллективного творчества и уметь работать в съемочной группе.

И это только по общепрофессиональным. Как известно есть ещё и специальные дисциплины, и дисциплины специализации. По ним стандарт не конкретизирует.

Так что, по стандарту, Лала, выпускники ВГИКа владеют психологическими знаниями, спешу Вас обрадовать :pleased:. Да и этика с эстетикой в учебных планах представлены, как заметила Анастасия :yes:

Но как уже отмечалось, есть проблема - несоответствие целей обучения и результатов этого обучения. То есть по стандарту владеть должны, а на деле кукиш. Вот это несоответствие целей и результатов и показывает неэффективность.

Анастасия
По-поводу мастерских - то это, на мой взгляд, лучшее что может бытьСпасибо за мнение, я для себя отметил. А какие ещё формы обучения Вы пробовали, кроме мастерских. Вам есть с чем сравнить? Или это просто Ваше ощущение?
а по поводу тошо сколько народу выпускается профи то...в семье не без урода, а двое - это уже хорошо, если уитывать что мастерская, как правило, 7-9 человек... Хм. В семье не без урода, это когда из 7-9 человек, 1 "урод", а когда "уродов" 5-7 - нужно подбирать другую пословицу.

Например, я полагаю, что если 7-9 человек на протяжении 5 лет будут упорно заниматься самообразованием (книги, общение, написание сценариев, разбор фильмов и т.д. и т.п.), сходят пару раз, например, на курсы Митты, то и из этих 7-9 человек двое станут профи. А, может, и больше, чем двое. А некоторые могут стать профи и вовсе не прикладывая каких-то сверхусилий.

Папесса
29.07.2007, 14:28
В этом вопросе, как никогда актуальна поговорка "Новое-это хорошо забытое старое".
В Советском Союзе на всех киностудиях в штате были свои сценаристы.Ими и написаны большинство сценариев к фильмам тех лет. Они получали ежемесячную зарплату, потом гонорар и еще какие-то отчисления -потиражные(точно не знаю, врать не буду).Уж на "Мосфильме"и "Ленфильме" точно были.

Клара
20.08.2007, 16:57
Цитата
В какой-то ветке читала (кажется даже, что это была ветка Бразила), что во ВГИКе изучают психологию зрительского восприятия

Мою ветку никто не поддержал, и таких разговоров там не было.
:) А вот эти разговоры были о чем?:
Бразил
Лала, если идея созреет, поделитесь, пожалуйста.
Лала
это говорит о том, что люди берущиеся за перо, чато имеют некую внутреннюю огранниченность. Не мешало бы в купе с профпредметом ввести психологию, что б понимать как думают разные типы людей, как они действуют в разных ситуациях. Наверное, я б ввела еще этику, эстетику...
Бразил
По поводу содержания образования. Соглашусь, что нужна психология, этика и эстетика. И другие дисциплины тоже нужны.
После долгих поисков я нашёл, чему же должны всё-таки сценаристов учить в киновузе.
Вот, что написано в стандарте специальности "Кинодраматургия".
...
- владеть психологическими знаниями, способствующими прогнозированию восприятия сценария читательской и зрительской аудиторией;

Бразил
20.08.2007, 17:00
А вот эти разговоры были о чем?:Ни о чём. :pipe:
Я тут не вижу какого-то разговора.

Эгле
20.08.2007, 18:53
Сообщение от Бразил@29.07.2007 - 09:06
Штатные сценаристы. Так или иначе это практикуется. Например, на сайте Черепахи легко обнаружить, что чуть ли не треть фильмов снимается по сценариям Никиты Питерского. В Пирамиде, где фильмов производится побольше, тоже есть авторы, засветившиеся с несколькими сценариями. Да и вообще в каждой кинокомпании уж как минимум списочек толковых сценаристов имеется.
.
Ну все-таки штатные авторы и проверенные авторы - несколько разные вещи. Мне, например, в двух местах уже предлагали стать штатным авторов и писать под заказ компаний, но я не хочу. Это ограничивает мою творческую деятельность и свободу. Я бы предпочла стать "любимым" автором, для какой-нибудь кинокомпании, чтобы они просто внимательнее относились именно к моим "творениям".

Бразил
20.08.2007, 18:55
Ну все-таки штатные авторы и проверенные авторы - несколько разные вещи. В чём различия?

Клара
20.08.2007, 19:59
Я тут не вижу какого-то разговора.

Бразил, это ваша особенность вести беседу. Чем-то напоминает игру в пинг-понг: главное отразить удар. Поэтому ветка и заглохла. А тема хорошая, между прочим. :pipe:

Бразил
20.08.2007, 20:05
Клара, так и не надо перекидывать ко мне мячик, я же всё равно отобью.
Если тема хорошая, так, может, стоит написать что-нибудь по теме, вместо того, чтобы выделять мои особенности ведения беседы?

Клара
20.08.2007, 21:02
У меня была мысль на примере лекции какого-нибудь известного мэтра (и доступного всем желающим - в рамблере) сделать разбор полетов. Я даже пересмотрела одно такое выступление - в рамках лаборатории "Против потока". Вернее, сделала попытку пересмотреть, но не смогла - жалко убивать два часа времени ни на что. Но вот это «ни на что», как мне кажется, и является камнем преткновения в нашем образовании вообще и во вгиковском в частности. Знания даются в каком-то чересчур разжиженном виде: разговоры ни о чем, разговоры по душам, разговоры о фильмах, снятых по сценариям мэтра, чуть-чуть о формате… И все это так неспешно, заунывно, продираясь сквозь дрёму слушателей. И как-то все это… ну, несистемно, что ли. Вот у Митты есть система, и это чувствуется. Он не сбивается (а если и делает это, то осознанно, разряжая атмосферу) на ностальгические воспоминания, на третьестепенные вещи и т.д.
Так вот, в результате я поняла, что именно меня так достает, когда речь идет об обучении: как само обучение, так и разговоры о нем сводятся, как правило, к обсуждению заезженных и набивших оскомину прописных истин, общих мест, к пережевыванию одного и того же, к поверхностному обсуждению поверхностных проблем. Вот поэтому и нет прорыва, поэтому такой низкий КПД обучения. Как, собственно, и всяких попыток что-либо изменить. Чтобы создать эффективные обучающие программы, наверное, изначально нужно другое мышление, другие подходы, другая методология.
А мы так, в пинг-понг играем. :confuse:

Бразил
20.08.2007, 22:54
Чтобы создать эффективные обучающие программы, наверное, изначально нужно другое мышление, другие подходы, другая методология.Так любая попытка создать что-то новая встречает отпор. Даже на этом сайте вчерашние и сегодняшние вгиковцы в штыки воспринимают даже саму мысль о новых подходах. Где уж там донести эту мысль в такое консервативное сообщество как преподаватели.
На мой взгляд нужно полностью менять методическую систему обучения кинодраматургии. То есть менять все компоненты это системы, а таких компонентов всего 5: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Хотя я сомневаюсь, что на текущий момент вообще существует сколь бы то ни было серьёзная педагогическая разработка по методической системе обучения кинодраматургов. Я не встречал такую.

Эгле
21.08.2007, 13:18
Сообщение от Бразил@20.08.2007 - 18:55
В чём различия?
Я думала, что штатные сценаристы - это те, которые состоят в штате компании и работают по их заказу. А проверенные - это просто "любимые" авторы, которым повезло пристроить несколько своих творений в этой компании. Нет?

Бразил
21.08.2007, 13:50
С точки зрения редактора всё равно, что там у сценариста в трудовой книжке написано, и штатный он или внештатный, главное, что он не со стороны, а проверенный, редактор знает, чего ожидать от такого автора. Поэтому особых различий между просто проверенными и штатными проверенными я не вижу. Правда, просто проверенный может быть занят на другом проекте, ну, так и штатный тоже может быть занят. Просто не понятно, зачем кинокомпании держать в штате сценариста, работа-то всё равно сдельная.

Клара
21.08.2007, 17:18
Так любая попытка создать что-то новая встречает отпор. Даже на этом сайте вчерашние и сегодняшние вгиковцы в штыки воспринимают даже саму мысль о новых подходах. Где уж там донести эту мысль в такое консервативное сообщество как преподаватели.
На мой взгляд нужно полностью менять методическую систему обучения кинодраматургии.
Бразил, чтобы полностью сменить методическую систему обучения кинодраматургии, нужно, чтобы это было кому-то нужно. Кому? Консервативному сообществу преподавателей вряд ли. А кто вообще разрабатывает подобные системы? Кто находится НАД преподавателями?
Вы нацелились создать свою собственную киношколу? Колитесь.

Хотя я сомневаюсь, что на текущий момент вообще существует сколь бы то ни было серьёзная педагогическая разработка по методической системе обучения кинодраматургов. Я не встречал такую.
Похоже, каждый мэтр преподает как Бог на душу положит.
кстати, а есть хотя бы учебник по сценарному делу? Только не каких-то там 60-ых лохматых, а новый?

Бразил
21.08.2007, 19:57
А кто вообще разрабатывает подобные системы? Кто находится НАД преподавателями?Более мелкие методические системы обучения разрабатываются на уровне кандидатской диссертации по педагогике. Например, методическая система обучения кинодраматургов по психологии.
В целом же система создаётся группой учёных, потом обобщается, проходит апробацию. Как правило это происходит в местах скопления таких учёных, например в УМО (учебно-методическое объединение) по соответствующей специальности.
Вы нацелились создать свою собственную киношколу? Колитесь.Собственная киношкола - это куча геморроя. А из меня абсолютно никудышный предприниматель, скажу я Вам. :cry:
Похоже, каждый мэтр преподает как Бог на душу положит.У меня такое же впечатление.
кстати, а есть хотя бы учебник по сценарному делу? Только не каких-то там 60-ых лохматых, а новый? Строго говоря, вузовский "учебник по сценарному делу" невозможен. Дисциплина эта называется
Такой дисциплины нет. Если книга охватывает все разделы (дидактические единицы) этой дисциплины, обозначенные в ГОС ВПО специальности, значит, эту книгу можно утвердить в УМО, как учебник. Если в книге лишь часть разделов дисциплины, то книга может получить статус учебного пособия.
В стандарте я обнаружил 2 дисциплины, которые можно назвать "сценарным делом": "Мастерство кинодраматурга" и "Теория кинодраматургии". Вот и нужно узнавать, есть ли учебники по этим дисциплинам.
Для справки приведу описания этих дисциплин из стандарта.

Мастерство кинодраматурга
Специфика сценария: литературная образность и экранная пластика. Немые и звуковые этюды. Оформление замысла: заявка и либретто. Короткометражная и полнометражная экранизация литературного произведения; концепция писателя и концепция кинодраматурга; различные типы экранизаций; уточнение конфликта и сюжета; поэпизодный план как метод работы над композицией; написание сценариев короткометражной и полнометражной экранизации. Создание оригинального сценария короткометражного игрового фильма (киноновеллы). Разработка характеров действующих лиц; фабула и сюжет сценария; ремарка и диалог. Различные формы записи сценария, используемые в практике мирового кинематографа. Творческие дневники: их роль для создания художественных произведений. Заявка на сценарий полнометражного фильма. Понятия “жанрового” и “авторского” кинематографа; осмысление жанра задуманного произведения; характеры и обстоятельства; принципы изображения действующих лиц и различные типы диалога, свойственные разным жанрам; структурирование пространства и времени в сценарии. Развитие и разрешение драматического конфликта как выражение авторской концепции. Написание оригинального сценария полнометражного фильма.

Теория кинодраматургии
Своеобразие киноискусства и творчество кинодраматурга. Сценарий как основа фильма и как литературное произведение. Формирование экранной образности на стадии сценария. Материал, тема, идея произведения кинодраматургии. Драматический конфликт в сценарии и фильме. Понятия фабулы и сюжета сценария. Композиция сценария и фильма, ее элементы и ее разновидности. Различные формы сюжетосложения. Характер в сценарии; различные способы изображения персонажей в кинодраматургии. Виды и жанры сценария. Оригинальный сценарий и экранизация литературных произведений. История формирования современного сценария. Кинодраматургия – новая область литературы. Особенности кинодраматургии как вида литературы. Экранизация литературных произведений. Виды и жанры сценария. Литературная стилистика сценария. Киноискусство и художественное мышление. Своеобразие киноискусства и творчество кинодраматурга. Кинодраматургия в ряду компонентов фильма. Формирование образности сценария фильма. Сценарий – фильм – восприятие.

Вгиковцам виднее, какова сейчас ситуация с учебной литературой. Но тут некоторые из них на Туркина 70летней давности ссылаются. По моему это свидетельствует о некоторой нехватке новых учебников.

Клара
22.08.2007, 14:00
Строго говоря, вузовский "учебник по сценарному делу" невозможен. Дисциплина эта называется
Такой дисциплины нет.
Ну пусть не учебник. Написал же Ричард Уолтер "Сценарное мастерство". Что мешает нашим маститым кинодраматургам написать что-нибудь подобное? Реально доступны только Митта и Червинский, бедных уже зачитали до дыр :missyou: Нехватка подобной литературы чувствуется, что ни говори.
"Мастерство кинодраматурга" и "Теория кинодраматургии". Вот и нужно узнавать, есть ли учебники по этим дисциплинам.
Для справки приведу описания этих дисциплин из стандарта.
Набор нехилый. Но - одно дело обозначить, и совсем другое - наполнить все это содержательно. Так вот с наполнением достаточно все тухло, ИМХО.
Взять те же самые диалоги, как мне кажется, одно из самых слабых мест современных наших фильмов. Ну и что, что написано в стандарте: принципы изображения действующих лиц и различные типы диалога, свойственные разным жанрам;
Даже в обозначении присутствует усеченность: а что, только в разных жанрах диалоги различаются? А внутри одного жанра непринципиально?
Кажется, Бубу задавалась вопросом, есть ли какие-то материалы по написанию диалогов. На тот момент я ничего не могла вспомнить. После этого стала обращать внимание, действительно, про диалоги практически нигде ничего нет. А ведь это одна из самых главных составляющих сценария. Только малюсенькую главку у Р.Уолтера нашла и чуть-чуть у Джеймса Н.Фрея в его "Как написать гениальный роман". Заметьте, авторы не из наших. Чего уж удивляться, что в наших фильмах такие корявые диалоги (во ВГИКе, похоже, с этим тоже напряженка).
Это, конечно, частный случай. Просто я хочу сказать, что да, во многом проблема низкого КПД обучения интересующей нас специальности - это в недостаточной методической базе. А ее недостаточность - наверное, в отсутствии желания и способностей субъектов этого самого обучения осмысливать творческий процесс вообще и свой опыт в частности.
Есть очень хорошее понятие - рефлексия, который, как и многое другое в СССР, стало ругательным словом. А зря. Кажется, наша творческая интеллигенция напрочь утратило эту способность - рефлексировать. :scary:

Бразил
22.08.2007, 14:26
Зотов Н.Н. Об основных особенностях диалога в сценарии художественного фильма. - М.: 1960

Фантоцци
22.08.2007, 14:38
Читал опубликованные в интернете сценарии выпускников ВШРС и ВГИК - жалкий бред. :no: Нет такой профессии. Бухгалтер, инженер, физик, водитель, режиссер, продавец - это да.

Клара
22.08.2007, 14:57
Нет такой профессии.
К ней перестали относиться как к профессии. Посмотрела программу учебной дисциплины "Кинодраматургия" на сайте Государственого университета управления, так там в прилагаемых списках литературы самая новая - книга Червинского 1993 года издания. А в основном - 60-80-е годы. Ну и Туркин, конечно, 38-ой год прошлого столетия :happy:
Нет новых учебников, значит, нет современного осмысления этого вида деятельности, нет специалистов, разрабатывающих эту сферу. Грустно, господа. :missyou:

Бразил
22.08.2007, 14:58
Вадим*Пэ, известно, что Тарковский утверждал, то нет такой професии "сценарист". Повторять за ним это, да ещё подкрепляя сказанное фразочкой "я читал в Интеренете" - жалкий эпатаж.
Есть такая профессия - "кинодраматург", что бы там ни говорили.

Бразил
22.08.2007, 15:07
Нет новых учебников, значит, нет современного осмысления этого вида деятельности, нет специалистов, разрабатывающих эту сферу.Есть специалисты - например, действующие преподаватели ВГИКа и ВКСР. Статьи, например, Арабова или Павла Финна (замечательный конспект лекции в сборнике, выпущенном ВКСР пару лет назад) свидетельствуют об их отношении к профессии. Ну и Митта, конечно. Или, например, труды недавнего именинника Кончаловского, тоже весьма небесполезное чтиво. В последние годы появились переводы Уолтера, Сегер (правда, какой-то нелегальный) и Скипа Пресса. А ещё скольких мы не знаем (типа, перевод Филда, которых бродит по Амедии). Есть там какая-то деятельность, не такая бурная как в 60-ые, конечно, но есть.