PDA

Просмотр полной версии : Специальное обучение профессии личный опыт автора


Елена Цвентух
24.07.2007, 13:17
В названии ветки пропущена буковка "И". :)

Специальное обучение профессии И личный опыт автора, Роман в письмах
С согласия автора выношу на всеобщее обозрение нашу переписку. В ней я настаиваю на том, что профессия сценариста - требует такой же профессиональной подготовки, как и любая другая. Оговорюсь: это не обязательно спец. образование в спец. ВУзе. Это может быть и самообразование. Но самому сложней учиться, чем в спец. ВУЗе. Но можно.
Публикую по два последних письма с каждой стороны.

КОВАЛЕВСКИЙ.

Елена привет!

Благодарю за исчерпывающий профессиональный ответ по сценарному мастерству!

Только вот насчет литературы, я не знал, что писать книги тоже учат в ВУЗе.

В книге ведь автор передает свой накопленный годами жизненный опыт, как этому опыту можно научить в институте?

Константин Паустовский в повести «Золотая роза», которую я назвал бы учебником о писательском мастерстве, показал, как он стал писателем на личном примере.
В молодости он написал, по его мнению, «настоящий рассказ», который был под достоинству оценен редактором, рассказ приняли к публикации, и после этого Паустовский понял, что может сказать до обидного мало.
«Слишком небогат и узок был запас моих житейских наблюдений.
В то время книга стояла у меня над жизнью, а не жизнь над книгой. Нужно было напомнить себя жизнью до самых краев.
Поняв это, я совершенно бросил писать — на десять лет — и, как говорил Горький, «ушел в люди».

Вторит Паустовскому и Александр Солженицын.
На встрече со студентами и преподавательском составе в Ростовском университете в 1994 году он так ответил на вопрос: «Кто хочет стать писателем?» — Боже тебя упаси получать литературное образование и брать писательство специальностью. Погиб! Продашься и пойдешь по продажной дороге. И действительно, многие так продались. Да, может быть, литературное образование и полезно писателю, только не с него надо начинать. Потому что задавляет поток чужих примеров, поток правил, поток системы.

Ну что тут Солженицыну можно возразить?

«Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов».
Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи.
Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
Прежде всего — зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого», — написал в той же «Золотой розе» Константин Паустовский.

Наверное, потому что я вырос на его книгах, для меня в творчестве неприемлемо ремесло, и я отказался работать на конвейер, хотя Тарас Рыльский и убеждал меня, что деньги никогда не бывают лишними. Может быть, но зарабатывание денег ради денег — такую цель в своей жизни я себе не ставил.
Наоборот, все что я зарабатывал, к примеру, на высотных работах, а зарабатывали мы по советским меркам немало, порой от 100 до 200 рублей в день, я все тратил на поездки в горы и до 35 лет альпинизм был моим образом жизни.

Все, надо завершать это письмо. Я, наверное, итак вас уже утомил. Лена, извините меня, что отнимаю у Вас личное время. Просто мне хотелось открыть вам свою жизненную позицию, чтобы если Вам, как редактору, доведется работать над моим сценарием, нам легче было достичь полного взаимопонимания. А работать с таким творческим редактором как Вы — я счел бы для себя за честь.

С уважением, Александр

Лена НеПродюсер

Уважаемый Александр! Начнем с простого примера. Вы 35 лет занимаетесь альпинизмом. А я Вам сейчас скажу – "Да я вот немного поползаю по скалам, опыта наберусь и полезу покорять Эверест. Да что в этом такого?" При этом я, все – таки, понимаю, что, как минимум, надо немножко потренироваться. Писательство – это профессия. Это не только "жизненный опыт". Поймите, что Ваш жизненный опыт не интересен никому, кроме Вас, ваших близких и узких специалистов. Уметь писать – это уметь свой жизненный опыт совмещать с чужим жизненным опытом и строить на основе этого драматургическую ситуацию. Должно быть понимание профессии.
Вы же не пойдете доказывать теорему Ферма на том только основании, что в школе 10 лет математику изучали? Вы же не будете строить межпланетные корабли на основании опята, полученного, допустим, за 5 лет хождения в кружок авиамоделирования и ракетостроения?
Чему учат в ëписательскомû ВУЗе (о котором вы даже понятия не имели, что странно). Не только писать. Это целый комплекс дисциплин, включающий в себя изучение античной литературы, средневековой, эпохи Возрождения, 18 век (отдельно), 19 век (отдельно), 20 век. Изучается литература как зарубежная, так и Русская. На основе полученных знаний мы понимаем, как формировался и развивался писательский язык, откуда к нам пришла классическая драматургия, откуда пошли чистые жанры ("высокие" и "низкие". Мы, наконец, начинаем понимать, как сформировался наш современный литературный язык. Вы мне тут Паустовского в пример привели. Давайте вспомним годы его жизни. 1892-1968. И год, когда был напечатан его первый рассказ. Первый небольшой рассказ Паустовского "На воде", написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни" в 1912 году! А через 5 лет все рухнуло – революция. И язык. Современный тому времени, стал резко меняться и трансформироваться. И те, кто за ним не успевал или не хотел меняться – пострадали. Как минимум, они вынуждены были уехать в эмиграцию, как максимум – жили в проголодь, потому что их не печатали. Потому что основными потребителями литературы стали не интеллигенты – дворяне и ученые, а несколько другие слои населения. До определенного времени происходило накопление языкового писательского опыта. Паустовский не только смог измениться, потому что он был у истоков зарождения нового языка, но и сумел удовлетворить тягу к прекрасному простых людей, их тягу к романтике того, что они не знали, но чувстовали. Теория языкоизложения формировалась, росла и развивалась. До Менделеева знали некие химические элементы, но только он додумался выстроить их в периодическую таблицу, которая является теоретической основы для всех химиков – от школьников до профессионалов. Сейчас мы имеем теорию как драматургии, так и кинодраматургии – есть учебники. Их можно найти в библиотеках спецВУЗов или заказать в обычной библиотеке. В кино за 100 с лишним лет его существования накопилось достаточное количество необходимых расхожих штампов, которые не нужно уже штамповать из картины в картину. Достаточно намекнуть на них и у зрителя уже возникнет нужная нам ассоциация. Но чтобы намекнуть, эти штампы НУЖНО ЗНАТЬ! Их немного, но их изучают в спецВУЗах. Тот язык, которым Вы пишите сейчас – это некая компеляция из произведений любимых Вами классиков и Ваших личных впечатлений человека, который воспитывался на классике. А у Вас должен быть Ваш личный язык, современный, но присущий только Вам. Это как в живописи – мы никогда не спутаем картины современников – Рафаэля и Микелянжело. И всегда отличим работы импрессионистов от работы художников эпохи Возрождения. Хотя, первые учились у вторых и тоже рисовали красками. Как мы пользуемся теми же словами, которыми пользовались писатели начала 20-го века, но у нас уже другое мышление. А, значит, надо уметь подавать мысль и изображение так, чтобы это было понятно и современно. Даже если мы пишем на историческую тему. Только тогда ëисторическаяû картина будет нам интересна, если она будет созвучна тому, что происходит с нами сейчас. Если мы будем понимать, что и 200, 300, 500 лет назад людей мучило и интересовало то же, что и нас сейчас мучает и интересует. Если мы сумеем это показать и нас поняли, несмотря на то, что знание о прошлых эпохах мы подчерпнем из исторических книг и от консультантов – мы в профессии.

КОВАЛЕВСКИЙ

Елена, приветствую Вас!

Я не возражаю, если Вы вынесете нашу дискуссию на форум. Только скрывать меня не надо, я привык выступать с открытым забралом.

Что касается того что, цитирую вас:
«Поймите, что Ваш жизненный опыт не интересен никому, кроме Вас, ваших близких и узких специалистов. Уметь писать – это уметь свой жизненный опыт совмещать с чужим жизненным опытом и строить на основе этого драматургическую ситуацию. Должно быть понимание профессии».

Если бы он был так уж неинтересен, моя первая книга «Разорванный круг», во многом автобиографическая, не была бы названа на международном книжном фестивале Книгой года в номинации «Символ времени». И ее не переиздали бы за последних шесть лет три раза на русском языке, причем каждый раз в новой авторской редакции, и в 2004-ои одно издание вышло на украинском языке

И та же «Фемида», которая была написана на основе милицейского опыта, буквально на коленях, когда я работал в дежурной части, не стала бы бестселлером «Клуба семейного досуга», который объединяет в Украине более 2 млн. семей, и еще есть филиал Клуба в России (Белгород).

В принципе, я понимаю ваше отношение ко мне. Какой-то мент, подполковник милиции в отставке, что-то там написал и мнит себя писателем, не имея специального литературного образования.

Между тем моими учителями, как будущего автора детективов, хотя я в своих интервью всегда подчеркиваю, что детективный сюжет для меня лишь фон на котором я хочу показать современные реалии, были все те писатели, которых я прочитал в своей жизни.

А у моих родителей — покойного отца — физика-ядерщика, автора более 20 запатентованных научных работ, кандидата физико-технических наук, и мамы, которая и сегодня преподает высшую математику в ХПИ, была отличная библиотека, и любовь к литературе у меня возникла с детства.

Кстати, технический ВУЗ я закончил с красным дипломом. В общем, выражаясь просторечно, я не на помойке себя нашел. И десять изданных, с учетом переизданий книг, думаю, это не так уж плохо для автора, не имеющего специального литературного образования.

С уважением, Александр

Лена НеПродюсер

Александр, извините, если я Вас чем-то невольно обидела. Когда я писала, что Ваш жизненный опыт не интересен никому, кроме Вас, ваших близких и узких специалистов, я постаралась жестко объяснить Вам, что нельзя только на своем жизненном опыте строить сценарную работу.

"В принципе, я понимаю ваше отношение ко мне. Какой-то мент, подполковник милиции в отставке, что-то там написал и мнит себя писателем, не имея специального литературного образования. "

У меня есть хороший приятель - мент :), майор, правда. Он отлично и интересно пишет сценарии. Кстати, не основываясь только на своем личном опыте. Я, кстати, поработав в "Фонарях", стала с еще большим уважением к нашей милиции относиться. :) А уж как они меня залюбили, когда я раскрыла маленькую кражу в течении 2 часов. Кража мобильника у моей дочери. :) Ее посчитали "глухарем", о чем мне немедленно сообщили. Когда я через 2 часа позвонила им снова и попросила забрать меня вместе с укравшим и тем самым мобильником из одной из скупок - было забавно. Ну да ладно.
Я хочу, чтоб Вы поняли - если бы я не относилась к Вам с уважением, как к автору и не видела бы перспектив общения с Вами, как с автором - я бы не стала так долго и нудно все это Вам объяснять и рассказывать. Поймите, Ваши достижения - это начало. Хорошее, но начало. Как сценарист - вы еще юны. :) На Вашем месте я бы этому радовалась. :) Надо учиться. Вот и все. Нодо с одной стороны чувствовать себя профессионалом, а с другой забить про все регалии. Надо смотреть современное кино, читать современные сценарии и сценарии, которые уже классика. Не надо гнушаться работать в разных жанрах и с заказухой. Это развивает. Вы можете открыть для себя новые пристрастия, Вы сами себе удивитесь, раздвинув свои собственные рамки.
Еще раз -
удачи Вам.


ПЕРЕПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Бразил
24.07.2007, 13:34
КОВАЛЕВСКИЙ, :friends:

Елена Цвентух
24.07.2007, 14:21
КОВАЛЕВСКИЙ
Елена, приветствую Вас!

Я Вам очень благодарен за фактически уроки сценарного мастерства и признателен Вам за потраченное на меня время.

Я уже писал Вам, что долго не решался написать сценарий по своим книгам.

Ивёле, например, я ответил на ее комментарий к выставленному здесь моему сценарию:

«Собственно благодаря совету не учить оператора снимать, а актеров играть, я и решился начать работу над сценарием по своим книгам.

Первый сценарий, который я прочитал, как пример, был киносценарий А. Солженицына «Знают истину танки!».

В этом сценарии Солженицын подробно описывает, что и как снимать оператору, что давать КРУПНО (Парень наклонился над миской, весь ушел в жеванье голого рыбьего скелетика, свисающего у него изо рта), что рекомендует ВО ВЕСЬ ЭКРАН (Невозмутимо пилит смычком одутловатый скрипач С-213).
ЗАТЕМНЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ.
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ КРУПНО.
= На алом восходном небе - черный силуэт зоны: вышки черные по
краям экрана Ворота - выше забора. Они - двойные во всю их высоту. Простые,
деревянные. Но что-то готическое в них. Что-то безысходное.
ПО ВСЕМУ ЭКРАНУ
(сверху вниз начинают сыпаться струйки желтого песка. Сперва
тонкие, отдельные, потом все шире и оплошней...)

Такая глубокая проработка сценария, в которой пошагово описан каждый кадр на экране, мне не под силу, и потому я начал искать профессионального сценариста.

Ознакомившись же с рекомендациями той же Ольги Смирновой и других авторов, щедро поделившихся секретами сценарного мастерства, понял, что сценаристу писать подробную инструкцию для оператора и режиссера не только не нужно, но и нежелательно. Зачем сковывать творческую инициативу профессионалов, которые лучше вас знают, как снимать кино?»


Лена НеПродюсер

Маленький разбор.


В этом сценарии Солженицын подробно описывает, что и как снимать оператору, что давать КРУПНО (Парень наклонился над миской, весь ушел в жеванье голого рыбьего скелетика, свисающего у него изо рта), что рекомендует ВО ВЕСЬ ЭКРАН (Невозмутимо пилит смычком одутловатый скрипач С-213).

Это литературная лирика. :) Все-таки, Солженицын больше писатель, чем сценарист. :) И писатель прорывается вперед.:)

ЗАТЕМНЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ.
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ КРУПНО.
= На алом восходном небе - черный силуэт зоны: вышки черные по
краям экрана Ворота - выше забора. Они - двойные во всю их высоту. Простые,
деревянные. Но что-то готическое в них. Что-то безысходное.

Последние слова - ЭТО ТОЖЕ ЛИТЕРАТУРА. :) Попытка передать то, что чувствовал сам. Это мы в титрах не напишем. Как это снять - работа режиссера и оператора. Автор может это откомментировать в пожеланиях.

ПО ВСЕМУ ЭКРАНУ
(сверху вниз начинают сыпаться струйки желтого песка. Сперва
тонкие, отдельные, потом все шире и оплошней...)

Нормально. Это уже сценарно-киношно. Зримо и красиво.

Сценарист должен довольно подробно писать сценарий, он обязан описать все, что должно быть на экране. Т.е., режиссер должен изначально понимать географию событий и логику передвижений персонажей. Другое дело, что когда найден объект или построена декорация, что-то может оказаться нелогичным. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Но это не страшно. Все дорабатывается. Бывает, что красивый диалог, достаточно краткий и емкий на бумаге вырастает в невероятную по длине сцену после съемок. Тогда начинаются сокращения в процессе монтажа. И все становится тоньше и яснее. Но это все - работа, нормальная работа.

Главное, чтоб была ясна сама история.

Татьяна Гудкова
24.07.2007, 14:28
Мне нравится учение о пассионариях :) Можно научить придавать форму полученному откуда-то нечту, но слышать нечто... вряд ли :) Это должно само включиться, у кого-то сразу, у кого-то после пережитого, то есть с опытом.

Фантоцци
24.07.2007, 14:45
Интересная переписка. Ждём продолжения. А я старюсь учиться на хороших фильмах. Смотрю на экран и комментирую мысленно. Как правило, успеваю. Это то, что касается формы, а сюжет, повороты, интриги и т.п. - это приходится решать интуитивно. Можно очень профессионально описать картинку, дать нужные планы, грамотные диалоги. А смотреть-то всё равно не интересно :doubt:

кузькин отец
24.07.2007, 16:21
Сколько терпения. Я в восхищении.

Улыбка
24.07.2007, 20:04
Жизненный опыт - это прекрасно. :pipe:
Но: если если предположить, что сценарист имеет право писать только о своем жизненном опыте (а я слыхала и такие, гм, мнения), то... :doubt:

При чем здесь жизненный опыт, вообще ума не приложу. Это хорошо, когда он есть, так же хорошо, как быть здоровым и красивым. :yes:

Но профессия сценариста подразумевает умение интересно, кинематографично рассказать любую историю, любую, не имеющую с самим сценаристом, порой, никаких точек соприкосновения и никакого отношения к его личному жизненному опыту! :director:

Так, сейчас, наверное, долго придется объясняться, что значит "кинематографично рассказать"... :confuse:

Ксения
24.07.2007, 20:34
Сообщение от Улыбка@24.07.2007 - 20:04
Но профессия сценариста подразумевает умение интересно, кинематографично рассказать любую историю, любую, не имеющую с самим сценаристом, порой, никаких точек соприкосновения и никакого отношения к его личному жизненному опыту! :director:
Не согласна. Правдиво получается, если то, о чем пишешь, имеет к тебе непосредственное отношение. А если это услышанная, подсмотренная история, то все равно она уже твоя. Потому что ты именно ее выделил. Следовательно, -твоя ТЕМА или твоя БОЛЬ. :heart:

Улыбка
24.07.2007, 20:43
Вот намедни пересмотрела с огромным удовольствием фильм "Люди в черном".
Вопрос: какая боль терзала авторов, какой их личный опыт заложен в основу сценария? :horror:
Безуспешная борьба с тараканами? :scary:

(Ксения, это я в порядке свободной дискусии, пожалуйста, не принимайте на свой личный счет как наезд :no: :confuse: )

Ковалевский
25.07.2007, 18:19
Сообщение от Ксения@24.07.2007 - 19:34
Не согласна. Правдиво получается, если то, о чем пишешь, имеет к тебе непосредственное отношение. А если это услышанная, подсмотренная история, то все равно она уже твоя. Потому что ты именно ее выделил. Следовательно, -твоя ТЕМА или твоя БОЛЬ. :heart:
И яркий пример тому шедевры мировой литературы: «Тихий Дон» Шолохова; во многом автобиографичные произведения Михаила Булгакова; «Один день Ивана Денисовича», «В кругу первом», «Раковый корпус» Солженицына и этот список можно продолжать и продолжать...

НИХИЛЪ
25.07.2007, 18:29
Быть хорошим рассказчиком - вот что важно! Совсем неважно про что и как: интуитивно или за счет владения ремеслом. А законы интересного рассказа - они все равно оди и те же: хоть ты про пережитое пишешь, хоть про космических тараканов.

Ковалевский
25.07.2007, 19:18
Сообщение от НИХИЛЪ@25.07.2007 - 17:29
Быть хорошим рассказчиком - вот что важно! Совсем неважно про что и как: интуитивно или за счет владения ремеслом. А законы интересного рассказа - они все равно оди и те же: хоть ты про пережитое пишешь, хоть про космических тараканов.
Быть хорошим рассказчиком — этого мало.

Помните, роман Мопассана «Милый друг». Главному герою романа Жоржу Дюруа предложили изложить свои захватывающие воспоминания об Алжире на бумаге. Прекрасному рассказчику Дюруа кроме гениального: «Алжир — город весь белый…» — больше ничего выдавить из себя не удалось.

Улыбка
25.07.2007, 19:38
Сообщение от НИХИЛЪ@25.07.2007 - 17:29
Быть хорошим рассказчиком - вот что важно! Совсем неважно про что и как: интуитивно или за счет владения ремеслом. А законы интересного рассказа - они все равно оди и те же: хоть ты про пережитое пишешь, хоть про космических тараканов.
НИХИЛЪ, :friends:
Я об этом же.

Улыбка
25.07.2007, 19:40
Прекрасному рассказчику Дюруа кроме гениального: «Алжир — город весь белый…» — больше ничего выдавить из себя не удалось.
Имеется ввиду не умение болтать, а излагать в письменной форме. Это разные умения. :pipe:

Ковалевский
25.07.2007, 19:52
Сообщение от Улыбка@25.07.2007 - 18:40
Имеется ввиду не умение болтать, а излагать в письменной форме. Это разные умения. :pipe:
Обычно хорошим рассказчиком называют мастеров устного рассказа.

Улыбка
25.07.2007, 20:14
Обычно хорошим рассказчиком называют мастеров устного рассказа.
О нет! Я стольких знаю, которые языком молоть горазды, а на бумаге двух слов связать не могут... :confuse: И наоборот.

А если Вы о значении слова, то рассказывать - не значит говорить. Рассказывать ровно также можно и письменно. Отсюда "Рассказ". :tongue_ulcer:

Ковалевский
26.07.2007, 19:31
Возвращаясь к теме литературы и жизненного опыта, надо, наверное, обратить внимание на такой немаловажный момент, что часто порывом к творчеству бывает охватившая автора любовь, причем любовь, как правило, неразделенная, чтобы автор сполна помучился, и эти муки вылились впоследствии в муки творчества. Так, во всяком случае, начался мой путь в литературу, который я описал в очерке «О вдохновении и любви» http://www.hw.net.ua/story/25392/

А классический пример — это Иоганн Вольфганг Гете. Предметом его поклонения стала замужняя женщина, дочь его знакомой. Чтобы избавиться от вспыхнувшей страсти к ней, Гете, полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели пишет «Страдания юного Вертера», ставшее первым значительным произведением новой немецкой литературы.

Улыбка
26.07.2007, 19:35
Любовь - это такой опыт, который никого не минует... Но не все становятся писателями, тем более - сценаристами... :pipe:

Ковалевский
26.07.2007, 19:47
Сообщение от Улыбка@26.07.2007 - 18:35
Любовь - это такой опыт, который никого не минует... Но не все становятся писателями, тем более - сценаристами... :pipe:
Ну да. Некоторые, например, вообще никем не становятся — режут себе вены от неразделенной любви или лезут в петлю…

Тот же Гете, познакомившись с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, страстно влюбляется в нее, и после безнадежных любовных терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга, В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.

На Гете это известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Гете переживает новое увлечение, которое и вылилось в его роман в письмах «Страдания юного Вертера».

Улыбка
26.07.2007, 19:55
Некоторые, например, вообще никем не становятся — режут себе вены от неразделенной любви или лезут в петлю…
Так какая связь между личным опытом и профессиональной деятельностью? :doubt:
Личный жизненный опыт есть у ВСЕХ без исключения.
Сценарному делу нужно учиться (не обязательно в ВУЗе, можно и самостоятельно, и обязательно на практике), как и любой другой профессии.

Меркурианец
26.07.2007, 19:56
Сообщение от Улыбка@26.07.2007 - 18:55
Личный жизненный опыт есть у ВСЕХ без исключения.
Опыт, опыту рознь :yes:

Улыбка
26.07.2007, 20:02
Опыт, опыту рознь
Безусловно. И что? :doubt:
Напоминаю, в этой ветке устанавливается взаимосвязь и взаимозависимость между жизненным опытом и мастерством сценариста.

Дмтр Мешко
26.07.2007, 20:29
Но: если если предположить, что сценарист имеет право писать только о своем жизненном опыте (а я слыхала и такие, гм, мнения), то...
Интересно, а как иначе писать? Ведь в любом случае, личные суждения и мнения любой человек, в том числе и сценарист, выносит опираясь именно НА личный опыт.
"Опираясь НА" и "О" личном опыте - это всеж разные вещи!

Лала
26.07.2007, 20:43
Интересно был ли у Уэльса личный опыт перемещения во времени? :confuse: :happy:

Ковалевский
26.07.2007, 21:02
Сообщение от Лала@26.07.2007 - 19:43
Интересно был ли у Уэльса личный опыт перемещения во времени? :confuse: :happy:
Я говорил о жизненном опыте, как одной из составляющих.
Елена здесь опубликовала не всю нашу переписку, а между тем я писал ей и о фантазии, и художественном воображении.

Приведу это письмо, с которого, собственно, и зашел наш спор «физиков и лириков»:

Елена, приветствую Вас!

Мне трудно с Вами согласиться, что «писать книги и писать сценарии - это два типа мышления».
Я конечно, «чайник» среди профессиональных сценаристов, но мое мнение, что и при написании книги, и сценария, автор должен обладать определенным жизненным опытом, иметь фантазию и художественное воображение, обязан чувствовать своих героев, фактически перевоплощаясь в них, и соответственно строить диалоги так, чтобы герои не говорили одним авторским языком.

Насколько я, как новичок-сценарист, понял, диалоги — это главное в сценарии, а поскольку и в книгах, и в сценариях диалоги они и есть диалоги, то особых различий в типе мышления писателя и сценариста я не вижу.

Буду Вам признателен, если Вы поправите меня, если я в чем-то неправ.

С уважением, Александр

Дмтр Мешко
26.07.2007, 21:06
Интересно был ли у Уэльса личный опыт перемещения во времени?
Был конечно!

Дмтр Мешко
26.07.2007, 21:09
Насколько я, как новичок-сценарист, понял, диалоги — это главное в сценарии
А мне кажется - в кино главное - действие. Иногда, правда, бывает, что и диалог - как действие, но кино без движения смотреть не интересно!

Ковалевский
26.07.2007, 21:10
Пожалуй, приведу и свое последнее письмо в этом «Романе в письмах»:

Елена, приветствую Вас!

Полностью согласен с вами!

Я написал в комментарии к своему сценарию, что «кино — это коллективное творчество сценариста, режиссера, операторов и актеров, которые вполне могут отойти от авторского текста и перекроить или добавить какие-то реплики от себя. Так я, во всяком случае, вижу кинопроцесс».

Недавно смотрел документальный фильм о Краско, он возмущался по поводу написанных сценаристами диалогов, что живые люди так не говорят и ему приходилось на ходу что-то придумывать.
Безусловно, когда актер воплощается в роль, он находится в преимущественном положении, чем сценарист, который один пишет реплики за многих, и потому они не всегда совершенны.

Ну а то, что в воплощении сценария на экран сценаристу помогает редактор, это вообще замечательно.
К примеру, книга, перед тем как ее запускают в печать, проходит минимум две редакторские вычитки, затем рукопись уже с редакторскими правками вычитывает автор, потом над ней работает корректор, корректорские правки затем просматривает автор и согласовывает их с редактором. И только после этого рукопись отдают в верстку, которую опять вычитывает редактор с корректором.

Если так же относиться к сценарному материалу, то на выходе получится качественный продукт.

С уважением, Александр

Ковалевский
02.08.2008, 14:27
Сообщение от Лена НеПродюсер@24.07.2007 - 13:17
Лена НеПродюсер: "Писательство – это профессия. Это не только "жизненный опыт". Поймите, что Ваш жизненный опыт не интересен никому, кроме Вас, ваших близких и узких специалистов. Уметь писать – это уметь свой жизненный опыт совмещать с чужим жизненным опытом и строить на основе этого драматургическую ситуацию. Должно быть понимание профессии".
Фазиль Искандер: «Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. Таким образом, писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. Написанное его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества. Дальше можно только дописывать.

Писатель не только, как и всякий человек, создает в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. Ничего другого он воспроизвести не может. Все другое — ходули или чужая чернильница. Это сразу видно, и мы говорим — это не художник.

Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит свое миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью. И другого источника энергии у писателя просто нет».