PDA

Просмотр полной версии : Авторское право с другой стороны


Директо
17.07.2007, 15:08
Друзья!
Возник такой вопрос.
Если сценарий не оригинальный, а пишется по мотивам опубликованного рассказа начала 20 века - как предварительно установить - является ли рассказ чьей-либо собственностью?
Какой порядок действий?
Просто из-за российского раздолбайства, авторские права на рассказ могут всплыть и не сразу...Скажут - "рассказ никому не принадлежит" или даже бумагу выдадут, а потом окажется, что были не правы.
Поэтому хотел бы понять последовательно - как нужно действовать, чтобы не попасть в глупую историю. И главное - как все это сразу оформить правильно.
Спасибо!

screenwriter.ru
17.07.2007, 15:22
Директо
Годы жизни автора рассказа?

Соль
17.07.2007, 15:38
насколько я знаю, то через 70 лет после смерти автора, его произведение становится достоянием э... ну, типа культурного достояния общества или как-то так

Папесса
17.07.2007, 15:53
ГОды жизни автора 1889-1944. Рассказы-1912-1936.Правда, строго говоря, там не только рассказы. Интересно, а на газетные и журнальные публикации, фельетоны статьи, очерки авторские права распространяются? :doubt: по мотивам...

screenwriter.ru
17.07.2007, 15:55
ГОды жизни автора 1889-1944
1944 + 70 = 2014

Елена Цвентух
17.07.2007, 16:09
Директо
Обратитесь в издательство, которое издавало произведения интересующего Вас автора, они дадут полную информацию.

Елена Цвентух
17.07.2007, 16:10
Папесса ГОды жизни автора 1889-1944. Рассказы-1912-1936.Правда, строго говоря, там не только рассказы. Интересно, а на газетные и журнальные публикации, фельетоны статьи, очерки авторские права распространяются? по мотивам...

НА ЛЮБУЮ ПРОДУКЦИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ.

Директо
17.07.2007, 16:35
Лена*НеПродюсер
Мы живем не в СССР и издательства в том виде в котором оно было не сохранилось:(

screenwriter.ru
Существуют также наследники и тп. Как это узнать!? И кому принадлежит авторство если МЕНЬШЕ 70 лет?

Папесса
17.07.2007, 17:15
ДИРЕКТО.Лично у меня-издательство "Художественная литература", Москва, 1971г.
Но, полагаю, публикации были и в самом начале века, причем в самых разных издательствах, газетах, журналах и т.д. Их все искать?или только самое большое?
Вообще, есть мысль обратиться в ВААП иль как он там сейчас называется?
Ваще-то дальние-предальние наследники действительно могут всплыть в самый неподходящий момент! :doubt:

Папесса
17.07.2007, 17:31
МНЕ вообще не очень понятно, как при таких раскладах люди умудряются проводить конкурс экранизаций?
Как это выглядит технически? Я что, беру любое произведение, пишу экранизацию или...по мотивам...отправляю на конкурс и что?
А у меня прав на то, чтобы писать ЭТО вообще нет!Так?то есть даже для того, чтобы начать работать с чужим материалом, как выяснилось, даже со статьями и фельетонами, очерками и т.д.(не худ.произ.), тоже нужно найти наследников и уже потом,заручившись их согласием, взяться за работу?или как? Этими делами(правами) потом будет заниматься юридическая служба студии, если сценарий понравится?или юридическая служба этого фестиваля, если вдруг наследники "нарисуются"?
Кстати, если нет наследников, то наследник-государство, в смысле чиновники?

Директо
17.07.2007, 18:03
Вот и у меня ТЕ же вопросы.
К кому последовательно обращаться?
Хочется все правильно юридически оформить: с издательством, наследниками, условным ВААП и тд.
Заранее спасибо

Кирилл Юдин
17.07.2007, 18:18
Интересно, а на газетные и журнальные публикации, На информационные статьи - не распространяется. На фельетоны, что-то сугубо авторское, что ляжет в основу сценария - да.
Существуют также наследники и тп. Как это узнать!? И кому принадлежит авторство если МЕНЬШЕ 70 лет?
А фиг его знает. Тут надо смекалку проявлять в каждом конкретном случае варианты посика могут быть разными.
Подождите ещё семь лет и в путь. :pleased: Кстати, если нет наследников, то наследник-государство, в смысле чиновники?
Да.МНЕ вообще не очень понятно, как при таких раскладах люди умудряются проводить конкурс экранизаций? мне тоже. Но конкурс, по большому счёту, ни к чему не обязывает. Даже перове место, а значит и первую премию, давать не обязательно, судя по неоднократному опыту. А уж чего там организаторы хотят - только им ведомо. По мне - так глупость какая-то, но могут быть и другие мнения (я подозреваю).

Директо
17.07.2007, 18:32
А кто владеет информацией об авторских правах?
Что-то никакого ВААП не могу найти...

Неужели это и есть РАО?
Некоторую настороженность вызывает то, что данное агенство "ищет и не может найти"(!), скажем Гошу Куценко или группу "Токио", гонорары которым лежат в РАО:)))
http://rao.ru/orao/avtorpoisk.htm

Если сложно найти ....Гошу Куценко, то какие же сложности будут при нахождении прав на автора рассказов более чем 60и летней давности...

Папесса
17.07.2007, 23:00
ДИРЕКТО.Думаю, что ВААП превратился в РАО. :pipe:

Директо
18.07.2007, 04:09
Сообщение от screenwriter.ru@17.07.2007 - 14:55
1944 + 70 = 2014
screenwriter.ru - Вы не совсем правы в расчетах;) Далее, я расскажу главную сенсацию авторского права, но обо всем по порядку.

Первое. РАО действительно теперь вместо ВААП
Второе и ВАЖНЕЙШЕЕ!!!
Из закона от 2004 года:
"В п. 1 ст. 27 Закона РФ об АП сказано, что "Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей". Этот срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Изменение срока охраны авторских прав с 50-ти на 70 лет относится к произведениям, 50-летний срок действия авторского права для которых не истек на день вступления в силу упомянутого выше федерального закона N 72-ФЗ. Это значит, что авторское право в отношении произведений авторов, которые умерли до 1 января 1954 года, в общем случае перестало действовать с 1 января 2004г. В то же время для авторов, умерших после 1 января 1954 года срок действия авторского права продляется еще на 20 лет."
То есть в формуле 1944 действует + 50(!) = 1994 год! То есть, данное произведение УЖЕ общественное достояние.

Но далее. ОЧЕНЬ существенный пункт!
"Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право на такое произведение действует в течение 70 лет после его выпуска"

В связи с чем возникает вопрос! Если автор умер в 1939м, а произведение впервые напечатали, скажем, в 1940м году, то все-таки 70 лет или 50 действует?

вот ссылка на закон:
http://www.trizland.ru/archive/is/051.php
Также прошу обратить внимание на авторское право юридических лиц. Я так понимаю, это может быть и издательство...И опять подвох - с какого момента считать 70 лет!?

Кирилл Юдин
18.07.2007, 09:54
То есть в формуле 1944 действует + 50(!) = 1994 год! То есть, данное произведение УЖЕ общественное достояние.
Браво! :friends: В связи с чем возникает вопрос! Если автор умер в 1939м, а произведение впервые напечатали, скажем, в 1940м году, то все-таки 70 лет или 50 действует?
апечатали в 1940-м, тада:
40+50=90 - в 90 году срок истёк. Я так понимаю, это может быть и издательство...И опять подвох - с какого момента считать 70 лет!?
Юридическое лицо само по себе не может создать никакого объекта авторского права. То есть Юрлицо приобретает исключительные авторские права у автора. Различается лишь способ приобретения: по заданию юрлица или приобретается готовое.
В нашем случае, нас не интересует "по заданию", ведь нам интересны художественные литературные произведения, а они под такую формулировку не попадают. Поэтому можно не заморачиваться. То есть смотрим либо годы жизни автора, либо дату первой публикации, если опубликовано после смерти автора.

Папесса
18.07.2007, 10:03
ДИРЕКТО. А я где-то читала еще о каких-то изменениях и авторском праве, которое внесли то ли в прошлом, то ли в этом году. Там появились уточнения и ужесточения.
и как бы вновь возникла цифра70 лет! :doubt:

Бразил
18.07.2007, 10:11
Есть юридические казусы. Например, авторские права на произведения Николая Степановича Гумилева будут действовать 136 лет после его смерти. Дело в том, что для репрессированных (и впоследствии реабилитированных) писателей 70 лет считаются с момента реабилитации (у Гумилёва это 1987 год).
Кстати, библиотека Мошкова выделяет произведения общественного достояния в отдельном разделе: http://www.lib.ru/LITRA/
Если произведение есть в этом разделе, можно быть уверенным (ну, уверенным настолько, насколько вообще наши законы позволяют чувтсвовать себя уверенно), что авторские права уже перестали действовать.

Директо
18.07.2007, 14:56
Бразил
А на основании какого закона так происходит? Вроде смотрел и не нашел про репрессии. У Вас есть ссылка на закон полностью?
Спасибо
И еще. Интересный вопрос.
Если писать сценарий по мотивам произведения кого-то - как регистрируется авторское право? Ведь в сценарии по сути, использованы отрывки из уже имеющегося авторского текста?

Кирилл Юдин
18.07.2007, 15:15
Если писать сценарий по мотивам произведения кого-то - как регистрируется авторское право? Ведь в сценарии по сути, использованы отрывки из уже имеющегося авторского текста?
Так же как и всегда. Вы ведь создали творческим трудом новое произведение. Тут вопрос будет стоять не как регистрировать, а как использовать это самое Ваше право без нарушения права другого.

Бразил
18.07.2007, 15:17
Директо
А на основании какого закона так происходит? Думаю, что на основании Закона "О реабилитации жертв политических репрессий ". Ведь этот закон восстанавливает права репрессированных. А раз права восстановлены...
Не знаю, я не юрист и не буду тут сочинять. Просто сообщил об известном мне прецеденте.

Кирилл Юдин
18.07.2007, 15:18
А на основании какого закона так происходит? Вроде смотрел и не нашел про репрессии. У Вас есть ссылка на закон полностью?
(в ред. Федерального закона
ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ
от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
"В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации."
(Ст27.п.5)

Бразил
18.07.2007, 15:19
Кирилл*Юдин, :friends:

Кирилл Юдин
18.07.2007, 15:20
:confuse:

Папесса
18.07.2007, 15:27
Так на чем остановились, товарищи? 1944+50? или 1944+70?
И еще. А чья это головная боль-сценариста, продюсера, кинокомпании? Или, если объявится наследник в неподходящий момент, всё свалят на бедного сценариста? :doubt: мол, надо было раньше выяснять и т.д.

Директо
18.07.2007, 16:17
Папесса
Остановились на 1944+50 (так сказано в законе).
Оговорки -
а) если произведение было впервые НАПЕЧАТАНО после смерти автора и дата публикации - 1954 год и позднее. Тогда 70 лет!
б) если автор был репрессирован (см. выше)

Все это - головная боль сценариста, если он сам пишет сценарий. Ведь есть вероятность, что он представил Студии готовый материал с нарушением чьих-то авторских прав!!!

Разумеется, если ситуация обратная (то есть, Вам поручила данную работу студия), то тогда она берет на себя все юридические вопросы. Но предварительно в Вашем договоре это должно быть учтено! Ведь возможен вариант, что Студия ничего заранее не выяснит, а потом попытается лишить Вас честно заработанных денег.
В любом случае - надо все сразу правильно оформлять.

Директо
18.07.2007, 16:19
Еще один вопрос.
Что такое РОПАС при СК России? И можно ли там регистрировать произведения? Чем это отличается от РАО и каковы гарантии защищенности?

Кирилл Юдин
18.07.2007, 16:32
Директо, не заню, но знаю точно, что Вам, если Вы только сценарист, это совершенно не нужно. Это больше для богемного понту или если Вы композитор.
Подробнее я писал о РАО в статье о защите авторских прав. Она есть на этом сайте. На главной странице должна быть закладка/кнопка.

Директо
18.07.2007, 17:31
Кирилл*Юдин
Понимаете, там раньше была разница в цене на регистрацию произведения в 10 раз(!) НЕ в пользу РАО. Отсюда и вопрос.

И еще.
Если канал к примеру снял фильм "Печорин" по произведению Лермонтова, они могут законодательно утвердить за собой право быть единственной экранизацией на какой-то срок?
Или произведения, являющиеся общественным достоянием не могут быть закреплены за конкретным производителем ни при каком случае?
Спасибо.

Кирилл Юдин
18.07.2007, 18:01
Если канал к примеру снял фильм "Печорин" по произведению Лермонтова, они могут законодательно утвердить за собой право быть единственной экранизацией на какой-то срок?
Нет, если не покажут документ, где Лермонтов не позднее 1954 года им права на экранизацию продал. :pleased: Или произведения, являющиеся общественным достоянием не могут быть закреплены за конкретным производителем ни при каком случае? Нет, конечно. Гипотетически можно предположить такую ситуацию, что при экранизации автор, например, ввёл в сценарий какого-то своего персонажа, яркого, запоминающегося, самобытного. То автором персонажа будет такой сценарист, и права на него будут за ним (грубо говря, Печёрин стреляется с Бетменом).
Но это почти невероятный случай. Тем более невероятен случай, когда этот персонаж будет так необходим другому экранизатору.

Директо
18.07.2007, 18:28
Кирилл*Юдин
Печорин стреляется с Бетменом....
КИРИЛЛ!!!! Вот так вот запросто Вы отдаете на растерзание ФЕЕРИЧЕСКИЕ ИДЕИ!!!
Представьте:
недавний фильм "Герой нашего времени", снятый для ТВ: долгие панорамы, скрупулезно подобранные детали, все неспешно движется к своему логическому финалу, как вдруг "дым рассеялся" и вместо Грушницкого....на площадке появляется БЭТМЕН!!!!!!!
Мама моя:)))) Я бы умер у экрана ТВ. Рейтинг бы попер выше чем у "ЛОСТ":))))

Директо
18.07.2007, 18:36
Возникли еще вопросы:
1.Если права на сценарий еще не зарегистрированы и его необходимо отослать обычной (не электронной почтой), что впоследствии может явиться косвенным подтверждением авторства?
Например, штемпель, дата отправления, чек, полученный от курьера!? Или к примеру, несколько рукописных страниц, написанных почерком автора?

2.Если сценарий сделан по мотивам литературного произведения, легко нарваться на кражу, так как Компания может ВСЕГДА сослаться на то, что сделала СВОЙ вариант... НЕ ОПИРАЯСЬ на твою работу. Просто - "параллельно возник подобный текст".
Как в таком случае отстаивать авторское право и доказать, что был факт плагиата?
Спасибо

Папесса
18.07.2007, 19:06
ДИРЕКТО.Класс! :happy: :friends: Печорин и Бэтмен! :pipe:

Папесса
18.07.2007, 19:08
КИРИЛЛ ЮДИН. Да! :doubt: идейка -то была классная... :pipe: теперь, считай, упорхнула!!! :missyou: Теперь кто-то другой будет умирать у экрана ТВ! :rage:

Кирилл Юдин
19.07.2007, 10:03
1.Если права на сценарий еще не зарегистрированы и его необходимо отослать обычной (не электронной почтой), что впоследствии может явиться косвенным подтверждением авторства?
Например, штемпель, дата отправления, чек, полученный от курьера!? Или к примеру, несколько рукописных страниц, написанных почерком автора?
На самом деле Вы сможете дать ответы на свои вопросы просто подключив логику, а опрные точки такие:
1) Никакая регистрация, ни в каком обществе не даёт гарантии и не является доказательством авторства. Запомните это раз и навсегда.
2) Регистрация своих произведений в обществах по защите авторских прав реально даёт лишь одно - подтверждает дату регистрации Вами своего произведения (но не авторство - никто не может знать сами Вы написали сценарий или украли, но в регистрации не откажут).

Таким образом, в данном случае, нам важно зафиксировать ДАТУ! Теперь смотрите: Вы отправили сценарий простым письмом (не электронно). Штемпель Почты РФ у Вас есть (он имеет юридическую значимость), но как Вы докажете, что отсылали именно сценарий, являющимся предметом авторского спора?
Поэтому и рекомендуют "Кулибины" отсылать первым делом заказным письмом распечатку сценария себе самим. и не вскрывать конверт. Дёшево, сердито, и не менее эфективно, чем даже нотариус или регистрация в РАО и т.п.

Соответсвтенно, как Вы докажете, что несколько рукописных страниц были написаны именно такого-то числа? Если сможете - то да, это тоже будет одним из доказательсва авторства. Но я с трудом себе это представляю.2.Если сценарий сделан по мотивам литературного произведения, легко нарваться на кражу, так как Компания может ВСЕГДА сослаться на то, что сделала СВОЙ вариант... НЕ ОПИРАЯСЬ на твою работу. Просто - "параллельно возник подобный текст".
Как в таком случае отстаивать авторское право и доказать, что был факт плагиата? А никак. Описываемая ситуация из рода фантастики. Во-первых, зачем это им нужно? Когда крадут, то пытаются хоть как-то закамуфлировать плагиат, что-то изменить до неузнаваемости и т.д. Если пишут экранизацию, то и так изменяют под себя первоисточник. Красть экранизацию - красть текст слово в слово, а такую кражу легко доказать используя всё тот же конверт с запечатанным заказным письмом.

А вообще, друзья, мой искренний совет - пишите экранизации только тогда, когда вам её заказывает покупатель. Гораздо приятнее создавать свой сюжет, своих героев. И мороки меньше. И удовлетворения больше. И пристроить легче.

Папесса
19.07.2007, 10:28
КИРИЛЛ ЮДИН. Ага,здорово как ! Понятно, что если "украдут"(допустим), то изменят первоисточник под себя. :rage: только тогда зачем я выкапываю малоизвестного и давно забытого автора?парюсь, работаю, пишу сценарий и что в результете?кормлю группу "компиляторов"?Какая это для меня радость!
Я не знаю, о каком варианте пишет Директо-возможно у него-другой случай.
:missyou:
В моеем случае-все равно такого варианта, как взять рассказ, повесть, роман и "экранизировать"в традиционном понимании этого слова не получится. Не тот исходный материал!Да и не интересно это будет!Фактически, мне придется придумать половину сценария и ввести своих героев+ добавить материал этого автора.И вот я готовый сценарий посылаю на конкурс(допустим, что посылаю!)или в кинокомпанию, а мне оттуда что ответят? Спасибо, навели на мысль!А теперь мы тут без вас без вас обойдемся?
Вот чё обидно-то! хочется рвать и метать!:shot:

Папесса
19.07.2007, 10:29
КИРИЛЛ ЮДИН. С последним абзацем согласна полностью! :friends:
но иногда такой интересный и "забытый"материал под руку попадется, вот и загоришься... :pipe:

Директо
19.07.2007, 12:23
Папесса
Вы абсолютно правы. "Спасибо, что навели на мысль" - очень распространенный способ кражи. Но, Кирилл тоже прав в том, что данный факт абсолютно недоказуем:( А уж если произведение является общественным достоянием - тем более.
Спасибо за прояснение всех вопросов!! Если возможно, я бы попросил администрацию сайта вынести нашу дискуссию на главную страницу сайта в той части, где мы касались проблемы 50 или 70 лет! Посетители должны быть подкованы в данных юридических тонкостях.
С уважением. Вы мне действительно ОЧЕНЬ помогли!!

Кирилл Юдин
19.07.2007, 12:23
но иногда такой интересный и "забытый"материал под руку попадется, вот и загоришься...
Пишите "по мотивам", причём сильно по мотивам. Тогда не украдут. :pleased:

Папесса
19.07.2007, 17:43
КИРИЛЛ Ю.СИЛЬНО по мотивам-сильно сказано. :happy: :pleased: