Просмотр полной версии : Проблемы прототипов
Добрый день!
У меня вопрос к опытным сценаристам. Если вы берёте в свой сценарий историю из реальной жизни - оповещаете ли прототипов персонажей о своих намерениях?
Я понимаю, что в сценарии многое изменится и домыслится, а всё же гнетёт - ну как опознают себя изображённые?:blush:
В какой степени вы чувствуете себя вправе поведать миру о переплётах судьбы своих знакомых?
Вячеслав Киреев
02.10.2012, 12:09
1. Нет.
2. Нет.
3. В высшей.
Спасибо, а на чём основано второе "нет"? Из реала как раз стоит брать очень оригинальные и специфические сюжеты. И персонажи могут быть под стать. Да ещё, допустим, требуется географию сохранить, профессию прототипа.
Спасибо, а на чём основано второе "нет"? Из реала как раз стоит брать очень оригинальные и специфические сюжеты. И персонажи могут быть под стать. Да ещё, допустим, требуется географию сохранить, профессию прототипа.
Ежели человек плохой, то пусть на себя пеняет, а хорошему должно быть приятно, что про него кино снимут. Чего ж тут гнетущего!
Валерий-М
02.10.2012, 13:13
В какой степени вы чувствуете себя вправе поведать миру о переплётах судьбы своих знакомых?
Это не такой простой вопрос, как может показаться.
Если вы передаете только суть ситуации, изменяя при этом фамилии, то можите писать, что хотите. Даже если ваши знакомые узнают коллизию и поймут, что это про них, ответ вы будете держать только перед ними. А вам виднее, какие последуют реакции. Вам решать. Это ваше личное дело.
Если вы сохраняете имена, то появляется теоритическая возможность подать на вас в суд за распространение порочащих человека сведений. Если он сможет доказать, что узнаваем в вашем произведении, и что это произведение его компрометирует, то могут быть соответствующие санкции.
Но поскольку суды у нас работают плохо, и у народа нет привычки туда обращаться, гораздо более нужно опасаться реакции работодателя.
Во многих проектах запрещено использовать сюжеты, содержащие какие-то аллюзии. По условию, все герои и ситуации должны быть вымышленными.
Если у вас в фильме будут похождения на стороне президента большой фирмы, а любовницей его будет известная гимнастка, то очень скоро на студию позвонят... И вам в конечном счете не поздоровится.
Александр Червинский в своей знаменитой книге пишет: "Экранизация реальной истории подразумевает, что вы должны договориться с участниками событий о приобретении прав на экранизацию истории их жизни, так же как вы поступили бы в случае приобретения прав на литературное произведение". Конечно, на Западе, конкретно в США, такая практика есть. Существует ли в России практика договора о приобретении прав с реальными участниками событий?
Ежели человек плохой, то пусть на себя пеняет, а хорошему должно быть приятно, что про него кино снимут. Чего ж тут гнетущего!
Так весь цимес в том, что люди хорошие, а кой-какие поступки партнёра или нюансы того, как их видят со стороны, могут быть полнейшей неожиданностью.
Меня заботит не юридическая сторона. Ясно, что надобно придать фантазийный флер, изменить имена.
Моральный аспект. Смотрят друзья детства вечером телек и узнают о себе и друг друге много нового...
Кто-нибудь сталкивался с претензиями своих знакомых?
Меня заботит не юридическая сторона.
Хм, тогда в чем вопрос?
Моральный аспект.
?
Если вы не будете поступать как Марк Цукерберг, то и... не будет у вас миллиардов долларов. Только и всего!
Валерий-М
02.10.2012, 14:05
Моральный аспект. Смотрят друзья детства вечером телек и узнают о себе и друг друге много нового...
Действительно, а что вы тогда у нас спрашиваете? Вам виднее, как прореагируют ваши друзья, и какие будут для вас последствия. Вы же не спрашиваете у посторонних, стоит ли сообщить жене друга, где он вчера был и с кем целовался. Сами как-то решаете.
Ко мне были претензии. От бывших коллег, например. Но там не только суть ситуации была передана, но и имена мной оставлены, хотя фамилии изменены. Но мне была безразлична их реакция.
Другой знакомый предъявил претензии за то, что я использовал его очень редкую смачную фамилию. А герой был не слишком привлекательный, хотя совершенно не похожий на прототип.
Есть, кстати, такое развлечение. Давать имена и фамилии своих недругов отрицательным героям фильма, и соответствующим образом с ними по ходу сюжета разбираться.
Я, правда, этим не занимался.
Действительно, а что вы тогда у нас спрашиваете?
Ну, вдруг есть капитальная отмазка? Хотелось бы на эти вопросы отвечать решительно, вот как Вячеслав Киреев. Но пока рефлексирую.
Я графоманствую с недавних пор, а уже какой-то рассказ мужу не хочется показывать, другой - брату...
Вы же не спрашиваете у посторонних, стоит ли сообщить жене друга, где он вчера был и с кем целовался. Сами как-то решаете.
Так то в жизни...
Вот, к примеру, позвоню я подруге - Маш, а я хочу сценарий написать про твои мытарства в браке с Петей. И что? Уже никакой свободки творческой.
В общем, извините, коли вопрос праздный.
Вячеслав Киреев
02.10.2012, 14:40
Существует ли в России практика договора о приобретении прав с реальными участниками событий?
Если хотите сохранить ФИО и дату рождения прототипа, или прототип слишком известен, например маршал Жуков, тогда надо договариваться. Если нет - то события и факты по нашим законам не являются объектами авторского права.
Меня заботит не юридическая сторона. Ясно, что надобно придать фантазийный флер, изменить имена. Моральный аспект. Смотрят друзья детства вечером телек и узнают о себе и друг друге много нового... Кто-нибудь сталкивался с претензиями своих знакомых?
Оказия, сколько вы видели моих серий в сериалах? Уверен, что ни одной. Все мои знакомые тоже ни одной серии не видели просто потому что они не смотрят телевизор или сериалы. Если прототипы очень известны, то они тем более смотреть сериалы не будут.
Если прототипы очень известны, то они тем более смотреть сериалы не будут.
Так им донесут доброжелатели.
А вообще, спасибо! Действительно, волков бояться - в лес не ходить.
Оказия, знаете притчу про "спину сломаешь?"
Сидят у кибитки цыган и цыганенок.
Цыган курит трубку, мечтательно пускает дым в небо и говорит:
-Вот пойду я завтра в поле, встречу табун и украду коня. Потом пойду снова и украду кобылицу. И родится у них жеребенок вороной да резвый...
Цыганенок радостно:
-А я на нем кататься буду!
Цыган берет плеть и больно стегает цыганенка.
Цыганенок:
-За что, батя?
Цыган:
-Спину сломаешь!
Это к вопросу о том, что пока ваш скрипт (если я правильно понимаю) еще не куплен и не экранизирован, то беспокоиться о том, кто себя узнает в будущем фильме, мягко говоря преждевременно. Лучше потратить время и силы на шлифовку сценария, чем решать несуществующие пока проблемы (ИМХО) :)
Пантелеймон
02.10.2012, 15:56
Не совсем понял до конца.
Замена ФИО полностью освобождает от какой-либо ответственности или необходима ещё какая-то преамбула что "все имена, события, персонажи вымышлены и всё такое"?
Если преамбула нужна, есть ли какой-то стнандарт на эту фразу или вольное написание?
Заранее спасибо.
Тетя Ася
02.10.2012, 16:08
Замена ФИО полностью освобождает от какой-либо ответственности или необходима ещё какая-то преамбула что "все имена, события, персонажи вымышлены и всё такое"?
Можно, но не обязательно. Написание вольное. Используется обычно в том случае, если за основу берется событие имевшее большой общественный резонанс. В других случаях будет просто лишним.
пока ваш скрипт (если я правильно понимаю) еще не куплен и не экранизирован, то беспокоиться о том, кто себя узнает в будущем фильме, мягко говоря преждевременно.
Когда напишешь, да ещё и пристроишь, так уж недосуг будет моральными вопросами париться.
Просто я, как начинающий автор, почитала форумы и думаю, что начинать надо с запуска конвейера по производству синопсисов и заявок. На ход ноги есть как раз реальная история с живыми вполне прототипами. Актуальная, к ней если чего выдумывать, так только портить. Отсюда и раздумья.
Валерий-М
02.10.2012, 16:17
Замена ФИО полностью освобождает от какой-либо ответственности или необходима ещё какая-то преамбула что "все имена, события, персонажи вымышлены и всё такое"?
Человеку достаточно доказать, что в произведении есть какие-то моменты, однозначно указывающие именно на него. И что это произведение его как-то оскорбляет.
Не будучи юристом, не знаю, насколько спасает эта фраза в титрах. Ее сейчас используют многие студии.
Например. чтобы сейчас продавать фотографии на западном рынке, нужно предоставить модель-релизы от всех людей, которых можно опознать на фото.
Бывают забавные судебные процессы, когда изображенный со спины человек умудряется доказать, что на нем футболка собственного пошива, какой не может быть на других людях. И выигрывает процесс, получая немалые деньги.
Людей в кадре фотобанки бояться, как огня.
Когда напишешь, да ещё и пристроишь, так уж недосуг будет моральными вопросами париться
Ну, в этом случае радость от экранизации должна компенсировать угрызения совести :))))
А если серьезно, то ответить на этот вопрос в данной конкретной ситуации можете только вы, поскольку знаете этих людей лично, знаете историю, которую хотите рассказать и можете примерно предугадать реакцию. Не думаю, что существует универсальный "моральный" (ведь вас он интересует в первую очередь) выход из такой ситуации.
Не думаю, что существует универсальный "моральный" (ведь вас он интересует в первую очередь) выход из такой ситуации.
Спасибо, вы правы. :yes:
Дмитрий Игоревич
03.10.2012, 00:49
Я графоманствую с недавних пор, а уже какой-то рассказ мужу не хочется показывать, другой - брату...
Так то в жизни...
Вот, к примеру, позвоню я подруге - Маш, а я хочу сценарий написать про твои мытарства в браке с Петей. И что? Уже никакой свободки творческой.
В общем, извините, коли вопрос праздный.
Не бойтесь, на графоманов жалуются только редакторы:)
Боитесь, что свою историю узнают ваши знакомые? это вы зря.
1. Они ее по-своему видят, не так, как вы со стороны.
2. Неужели все "по нотам сыграете", то есть напишите один в один, ничего от себя не добавив? Такая история интересная у Маше с Петей, что добавить нечего?
3.Много историй похожих, не должны узнать.
4. Сценаристы специально берут псевдоним, спасаясь от друзей, которые упорно ищут, кто расписал их семейную тайну.:)
Ну про смену ФИО реальных героев, и других их данных, которые не влияют на историю вы и так знаете.
5. Если вы продадите еще не написанный сценарий, исправления, по требованию редактора, его перелопатят так, что не только ваши друзья, но и вы сами не узнаете его:)
Валерий-М
03.10.2012, 02:16
Если вы продадите еще не написанный сценарий, исправления, по требованию редактора, его перелопатят так, что не только ваши друзья, но и вы сами не узнаете его
Это точно! Недавно закончил сценарий про сумасшедшего пенсионера, в то время как в синопсисе у меня был хулиганистый подросток.
Много историй похожих, не должны узнать.
Какой смысл тащить на экран историю, похожую на многие прочие?
Сценаристы специально берут псевдоним, спасаясь от друзей, которые упорно ищут, кто расписал их семейную тайну.:)
Вот отличная мысль!
Кстати, хотела запостить рецензию на конкурсные сценарии и вижу - все под своими именами, а не под никами. Под никами нельзя что ли?
Если вы продадите еще не написанный сценарий, исправления, по требованию редактора, его перелопатят так, что не только ваши друзья, но и вы сами не узнаете его:)
Скорей всего.:doubt:
Кирилл Юдин
03.10.2012, 11:12
Под никами нельзя что ли?В Конкурсной Заявке вместе с реальным именем укажете свой ник, как псевдоним (на титульном листе тоже псевдоним), под ним и будет выставлен Ваш сценарий на Конкурсе, если прочие условия будут Вами соблюдены.
В Конкурсной Заявке вместе с реальным именем укажете свой ник, как псевдоним (на титульном листе тоже псевдоним), под ним и будет выставлен Ваш сценарий на Конкурсе, если прочие условия будут Вами соблюдены.
Спасибо. Значит, и рецензии можно писать под никами? Ведь утром рецензии, вечером конкурсная заявка? Я правильно поняла, что у всех конкурсантов спрашивают - где ваши рецензии?
Кирилл Юдин
03.10.2012, 12:00
утром рецензии, вечером конкурсная заявка? Я правильно поняла, что у всех конкурсантов спрашивают - где ваши рецензии?Да.
Недавно закончил сценарий про сумасшедшего пенсионера, в то время как в синопсисе у меня был хулиганистый подросток.
Пока правили сценарий хулиганистый подросток состарился.
Валерий-М
03.10.2012, 14:12
Пока правили сценарий хулиганистый подросток состарился.
Почти.
Редактор - шеф-редактор - креативный продюсер студии - продюсер канала.
Три круга по этой цепочке, а в конце еще режиссер.
За месяц общими усилиями изменили замысел до неузнаваемости.
Powered by vBulletin