Вход

Просмотр полной версии : Структура рождественской истории


Тал Талов
07.11.2010, 23:55
Вопрос чисто теоретический. Представьте себе рождественскую историю. По традиции, в этом жанре герой проходит три ступени - ад, мир и рай - образные, естественно. Ад воплощается в виде плохой стороны нашего мира, мир - как бы альтернативная реальность или возможность оказаться в любом уголке земли и взглянуть на современную жизнь другими глазами, рай - это хорошая сторона нашего мира. Теперь представьте, что герой должен попасть в три разных места, после каждого из которых он будет меняться. Суть вопроса, в каком порядке должны быть эти места: образный ад (плохое место, где не празднуют рождество и вообще происходят разные плохие вещи), образный мир (наш мир либо альтернативная реальность), образный рай (самое светлое место - по типу райского сада или северного полюса, где живет санта клаус с эльфами и много подарков, или большая рождественская елка на площади с праздничным представлением).

Вопрос, повторяюсь, чисто теоретический. Не будем вдаваться в подробности характеров героев, идеи и сюжетные перипетии. Просто ваше мнение, в каком порядке в рождественской истории должны следовать эти три места.

Телеплей
08.11.2010, 00:00
«Структура рождественской истории» — прям новый учебник. И сразу задел на серию.

Мария О
08.11.2010, 00:54
По традиции, в этом жанре герой проходит три ступени - ад, мир и рай - образные, естественноЛюбопытная теория.
, в каком порядке в рождественской истории должны следовать эти три места.Зависит от истории, от того, что вы хотите сказать. От того, какой путь герои проходят. Можно начать с рая - и выкинуть их в ад. Можно с ада - пусть тянутся к мечте о рае. Но я бы при любых раскладах заканчивала примирением с реальностью, обретением мира. Но это я. А кто-то может сделать по-другому.

Агния
08.11.2010, 01:01
Рождественская просто обязана иметь хэппи -энд.
Но он может быть неполным, например - ради кого-то совершается благо, там зона счастья. Но сам совершивший остается в зоне ада, но с раем в душе) Мне известны такие сюжеты.

Нора
08.11.2010, 01:05
Тал Талов, ну вы и завернули!
Опираясь на вашу теорию, я бы написала такую историю:
Мир-ад-рай-мир-ад-ад-ад-рай-рай-мир-мир-ад-ад-адддд-рай!

Тетя Ася
08.11.2010, 01:10
А кто-то может сделать по-другому.

Я бы закончила раем - обретением счастья.
Из мирной спокойной жизни попасть в ад и выйти победителем, а рай в качестве награды.
Можно начать с ада ( тоска, запой, невезуха) и тут представляется реальный счастливый шанс, который важно не упустить, но для этого надо выйти из ада, сделать первый шаг к победе над собой - это нормальная, мирная жизнь, от которой ГГ отвык, и опять таки рай= равно победа и награда.

Маняша
08.11.2010, 02:10
"В Рождество, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается" (из детства). Самое главное - не забывать о ЧУДЕ, которое вполне может случиться с ГГ.

Свен
08.11.2010, 07:16
Лучшая рождественнская история - "Silent Night, Deadly Night" (http://www.imdb.com/title/tt0088117/). Из ада - в инферно. Рая нет.

БариХан
08.11.2010, 10:10
в этом жанре герой проходит три ступени - ад, мир и рай - образные, естественно
Медные трубы. огонь, вода. Испытания должны быть. На стойкость чувств, желаний...
Я бы сделал так. ГГ хочет в Ад всеми своими помыслами, потому как нагрешил с лишком, а попадает в Рай. Пример: мужик детей бросил. Шесть раз женат, пьёт, курит и в карты балуется. А тут на новый год тоска неимоверная. Идёт перед всеми винится. Его все бьют, ругают, проклинают. В общем всем праздник испортил. Приходит к себе и голову в петельку. Тут одна из дочерей приходит. ГГ решает отложить самоубийство до тех пор пока дочь не уйдёт. Короче все приходят, празднуют, а мужик от разрыва сердца умирает. Хеппи энд.

Мария О
08.11.2010, 11:06
Я бы закончила раем - обретением счастья.
Тут мы касаемся вопроса философского и терминологического. :) Что считать высшим счастьем для человека живого, живущего здесь и сейчас? Условно говоря, рай на небесах - недостижимую мечту? Или счастье - это обретение мира на земле, в душе, в любви? (Собсно, я это имела в виду, когда говорила, что закончила бы "миром". Но не исключаю, что тетя Ася имеет в виду то же самое, говоря о рае. Так?)

Кстати, подумала сейчас. Вот "Бог есть любовь" применительно к драматургии: это о рае или о мире?

Юный сценарист
08.11.2010, 11:56
Позволю внести дополнения, исходя из собственного представления о рождественской истории. Вероятно, учитывая национальный аспект, необходимо присутствие юмора, в той, или иной степени. Тем более, что рождество, как таковое, заметно уступает в рейтинге Новому году. Примеров тому немало. Если интересно, могу скинуть свою историю, написанную некоторое время назад, в литературном изложении.

Граф Д
08.11.2010, 12:08
По традиции, в этом жанре герой проходит три ступени - ад, мир и рай - образные, естественно.
Можно узнать, что это за традиция такая? Я человек невежественный - три класса воскресной школа, матушка Аполлинария - злая старая лесбиянка, суп всегда был холодный, даже на праздники... но не будем об этом. Я хочу сказать, что знаю только одну традицию рождественских историю, заложенную Диккенсом в Рождественской песне - к скряге Скруджу приходят духи рождества и показывают ему, каким он был хорошим в детстве, как он очерствел и опошлился с возрастом и какой печальный финал ждет его, если он не изменится. И Скрудж все понимает и становится хорошим человеком.
"Жизнь прекрасна" Капры - по сути вариант этой истории, только герой - человек хороший, но отчаявшийся из-за неудач, добрый ангел показывает ему какой ужасной была бы жизнь его близких без него, герой все понимает и находит силы жить дальше.
Эти две истории - каноничны, их перепевают и пародируют постоянно. Даже Мейсону в Санта-Барбаре являлись духи рождества. Хотя лучший вариант, на мой взгляд - "Рождественская песнь Черной Гадюки", где персонажу Роуэна Аткинсона - доброму горожанину, осаждаемому под рождество вредными детьми и попрошайками является дух рождества (Робби Колтрейн) и показывает ему истории из жизни его предков - негодяев, которые были куда удачливее своего потомка. Аткинсон приходит к мысли, что быть "злым не так уж и плохо". "Технически, чисто технически! - бурчит дух, напоминает о том. что чистая совесть лучшая награда и берет с Аткинсона обещание вести себя и впредь хорошо. Аткинсон обещает, но проснувшись начинает гнать попрошаек и детей и третировать своего слугу.:)

А о чем вы говорите, я не знаю. Ад, рай, эльфы. Что это за традиция? Собственно, если вы пишите историю для детей, то какой там ад - детям этого не надо! А взрослым Санта Клаусы и прочие эльфы не нужны, это слишком наивно.

Ну я пойду пожалуй, надо еще отстегать себя с молитвой - уроки матушки Аполлинарии оставили неизгладимый след в моей детской психике, и дня прожить не могу без хлыста...

Тал Талов
08.11.2010, 14:23
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

полная статья в википедии: ссылка (http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ)

Нора
08.11.2010, 14:53
полная статья в википедии: ссылка (http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ)
Тал, вы не ссылки давайте, а примеры. Раз начали тему, не повторяйтесь, развивайте ее. :)

Тал Талов
08.11.2010, 15:40
Ссылку я дал для более подробного ознакомления всех желающих с жанром, и чтобы опровергнуть свое авторство. Кстати, там же есть и примеры.

Если же вас интересуют примеры фильмов, то это хотя бы "The Family Man" (Семьянин) и "Jingle all the way" (Подарок на Рождество). Кстати, не знаю, можно ли "Home Alone" (Один дома) считать по жанру Рождественской историей, по крайней мере, традиционной? Ведь чуда там не происходит, три уровня герой не проходит и т.д.

Граф Д
08.11.2010, 16:42
Тал Талов,
Что вы собираетесь писать? Сценарий? Тогда забудьте эту статью в википедии. Если вы собираетесь писать сценарии и вообще писать что-либо, то руководствоваться нужно не описанием структуры средневековых мистерий, а законами драматургии. И никакие рождественские рассказы не укладываются в структуру ад-мир-рай, они по-другому принципу строятся. А вообще рождественский рассказ с его наивностью давно себя изжил - еще в начале прошлого века и интересен очень ограниченному кругу зрителей.
Есть трехактная система. Завязка-кульминация-развязка. Есть законы драматургии. Именно на этой основе строится сюжет произведения будь то рождественская история или фильм ужасов. А как вы там разместите ад, рай и т.д. - уже дело вкуса.

Тал Талов
08.11.2010, 18:44
Я процитирую тему данного топика:

Вопрос, повторяюсь, чисто теоретический. Не будем вдаваться в подробности характеров героев, идеи и сюжетные перипетии. Просто ваше мнение, в каком порядке в рождественской истории должны следовать эти три места.

Граф Д
08.11.2010, 18:50
Просто ваше мнение, в каком порядке в рождественской истории должны следовать эти три места.
Мое мнение, что в рождественской истории не нужны эти три места. Там должны быть завязка, конфликт и счастливая развязка.

Вопрос, повторяюсь, чисто теоретический.
А зачем задаваться пустыми вопросами, которые не имеют никакого отношения к драматургии.

Нора
08.11.2010, 20:20
А кто-нибудь обратил внимание на метку этой темы? :)

Граф Д
08.11.2010, 20:53
А кто-нибудь обратил внимание на метку этой темы?
Я обратил, но ведь хочется наставить на путь истинный!:)

Тал Талов
09.11.2010, 11:07
Я же не выступаю против соблюдения основ драматургии, мой вопрос касается чисто жанровых рамок. В любом рассказе или сценарии должны быть три акта, конфликт и прочее, но в жанре "Рождественской истории" - классической, разумеется, - должны соблюдаться традиционные моменты, как в боевиках - перестрелки, погони и драки, в космической фантастике - полеты на звездолетах и пр. Причем не всякая история, связанная с рождеством обязательно попадает в жанр "Рождественской истории" (или "Святочной истории", если так понятнее), как не всякий фильм, где бьют морду - обязательно боевик, а где происходит убийство - детектив.

Так что, простите, что ваша миссия "наставить на путь истинный" никак не может завершиться успехом. Вот такие вот мы - новоявленные "митты" :)

p.s. Думаю, стоит еще раз повториться:

Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях...

Ссылку я дал для более подробного ознакомления всех желающих с жанром, и чтобы опровергнуть свое авторство.

Это ответ на следующие посты:

«Структура рождественской истории» — прям новый учебник.

Тал Талов, ну вы и завернули! Опираясь на вашу

теорию...

Можно узнать, что это за традиция такая?
...
Я хочу сказать, что знаю только одну традицию рождественских историю, заложенную

Диккенсом в Рождественской песне
...
А о чем вы говорите, я не знаю. Ад, рай, эльфы. Что это за традиция? Собственно,

если вы пишите историю для детей, то какой там ад - детям этого не надо! А

взрослым Санта Клаусы и прочие эльфы не нужны, это слишком наивно...

И на метку новоявленный "митта". Хотя последняя мне, безусловно, льстит :)

Граф Д
09.11.2010, 11:56
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях...
Я возьму на себя смелость ответить за всех - мы не понимаем, что вы от нас хотите услышать, мы не знаем, как пишутся рождественские рассказы, мы можем представить себе рождественскую историю, но каким образом к ней привязывается схема ад-мир-рай и почему они там непременно должны быть - мы не понимаем. Ваша ссылка на википедию нам не помогла понять, что вы хотите. Но и там сказано то, о чем всем давно известно - рождественский рассказ, как жанр давно себя изжил и ныне им занимаются только какие-то странные товарищи.
Концепция ад-мир-рай может пониматься в современной драматургии только как метафора. Вот у героя был ад (нагрянули психованные родственники, с семьей нелады) он наладил со всеми отношения в преддверии праздника - мир и все оказались более-менее счастливы (рай). Если не скатываться в патоку, то можно сделать что-нибудь забавное, вроде "Рождественских каникул" с Чеви Чейзом (не помню точно, как фильм называется). Это все. И это тоже трехактная структура - завязка-кульминация-развязка в рождественском антураже.
Суть вопроса, в каком порядке должны быть эти места: образный ад (плохое место, где не празднуют рождество и вообще происходят разные плохие вещи), образный мир (наш мир либо альтернативная реальность), образный рай (самое светлое место - по типу райского сада или северного полюса, где живет санта клаус с эльфами и много подарков, или большая рождественская елка на площади с праздничным представлением).
Да завязка в начале должна быть, тысяча дохлых эльфов! Конфликт. В аду или раю. Потом кульминация. И развязка. В рождественской истории она должна быть счастливой. Значит в конце санта-клаус с оленями.
А если нет конфликта, завязки-кульминации-развязки, а есть только иллюстрация - вот, детки плохой ад, где не празднуют рождество, а тут у нас рай, то это не рассказ и не сценарий, а не знаю что... Мистерия наверное. Средневековая. Тогда люди были доверчивыми, невежественными и им хватало примитивных иллюстраций.

как не всякий фильм, где бьют морду - обязательно боевик, а где происходит убийство - детектив.
Да, и ваши вопросы звучат примерно так же, как если бы вы хотели узнать - что должно быть сначала в боевике - убийство, погоня, драка и перестрелка. Это все антураж. Он не имеет значения в отрыве от идеи и сюжета.

И вы не ответили на мой вопрос - откуда взялась традиция "ад-мир-рай". Нет, понимаете в литературной традиции такой схемы. Если и есть такие рассказы, то это не литература, то есть не то, о чем можно говорить серьезно. И мистерии это уже давно не традиция, а история.

Граф Д
09.11.2010, 11:59
Кстати и Диккенс с "Рождественской песнью" тоже уже морально устарел. Чтобы герой изменился нужно нечто большее, чем просто шоу с воспоминаниями и счастливыми бедняками, празднующими рождество.

Скай
09.11.2010, 18:58
По традиции, в этом жанре герой проходит три ступени - ад, мир и рай - образные, естественно.
Тал, спасибо за ссылку. :) Как-то не акцентировала раньше своего интереса на рождественских историях. Любопытно было прочитать.
Вопрос к Вам: почему заменили "земля" на "мир"? В статье - трехуровневая организация пространства: ад - земля - рай. Ад, естественно, под землей. Рай - над землей. Герой совершает восхождение из Ада в Рай. Обратный процесс бессмысленен. )) Это ж все-таки рождественская история. :)
Выражаясь драматургически ))) Ад - это исходная драматическая ситуация. Герой в полной заднице, да и сам тоже... хм... так сказать, ее продукт. )))
Все, что выходит из задницы, должно так или иначе попасть на землю. ))
Что такое "земля" с точки зрения "рождественской драматургии"? Это поле битвы - Добро и Зло борются в душе героя за эту самую душу его... Основной конфликт, то бишь, разворачивается... ))
В итоге, естественно, побеждает Добро. И душа героя, катарсически очищенная, устремляется в Рай. Ведь Рай - это такое место, в котором нету места для того, что является задничным продуктом, коим герой теперь уже ни в коем случае не является... )))

Если же вас интересуют примеры фильмов, то это хотя бы "The Family Man" (Семьянин) и "Jingle all the way" (Подарок на Рождество). Кстати, не знаю, можно ли "Home Alone" (Один дома) считать по жанру Рождественской историей, по крайней мере, традиционной? Ведь чуда там не происходит, три уровня герой не проходит и т.д.
хм... :doubt: на мой взгляд, в "Один дома" герой как раз проходит все три уровня. В начале этого чудесного кина он - маленький засранец (Светлейший, не обидитесь, если я маленько попользую Вашу изысканную терминологию?))) ... да, так вот, маленький засранец, погруженный в конфликты со всем своим семейством, только и мечтающий о том, чтоб все они сгинули куда-нибудь на веки вечные. И о чудо! - его желание исполняется! )) Он остается один на земле... Одному быть сначала хорошо... но потом страшно... Чудища рождественские под окнами ходят... Под конец маленький засранец побеждает свой страх и чудищ... а главное - понимает, как на самом деле НЕ хорошо быть одному. Его маленькое отважное сердечко наполняется Большой Любовью к потерянной им семье - и, естественно, он автоматом перестает быть засранцем. Ведь Большая Любовь нечеловечески очищает... ))) И заслуживает награды - семья возвращается, и душа нашего героя погружается в райское блаженство...
Так оно мне мыслится, Тал... :)

Граф Д
09.11.2010, 21:31
(Светлейший, не обидитесь, если я маленько попользую Вашу изысканную терминологию?)))
Нет, очень рад вас видеть.

Кстати, я терпеть не могу Маколея Калкина :)

Скай
09.11.2010, 21:36
очень рад вас видеть.

Взаимно, Светлейший. :kiss:

Кстати, я терпеть не могу Маколея Калкина :)
Бедный мальчик. )))

Скай
13.11.2010, 09:45
Вот думаю, чего упустила. ))

"Жизнь прекрасна" Капры - по сути вариант этой истории, только герой - человек хороший, но отчаявшийся из-за неудач, добрый ангел показывает ему какой ужасной была бы жизнь его близких без него, герой все понимает и находит силы жить дальше.

Перечитала. Да, этот фильм. Не совсем укладывается в мою "теорию". )) Главный герой - светлая личность с самого начала. ))
Однако тоже погружен в свой персональный Ад - отчаяние, уныние, являющееся смертным грехом. И должен из него выбраться на протяжении истории...

Кочетков Илья
14.11.2010, 18:01
В жизни людей должен быть праздник - это рай для грешников. Тем же кто ни в чём не виноват праздник доставляет их нацеленность на результат и от того как она воплощается можно судить по праздничности в их душах. Сюжет рождества никогда бы не был так заманчив, если бы кто-то его знал. Отсюда вечная выгода его непредсказуемости. Если нужно увидеть рождество на земле между небом и чем-то ещё - то прошу всех на праздник со всеми атрибутами трёх стихий, а кто мешает прошу дождаться своего рая.

Граф Д
14.11.2010, 18:09
В жизни людей должен быть праздник - это рай для грешников. Тем же кто ни в чём не виноват праздник доставляет их нацеленность на результат и от того как она воплощается можно судить по праздничности в их душах. Сюжет рождества никогда бы не был так заманчив, если бы кто-то его знал. Отсюда вечная выгода его непредсказуемости. Если нужно увидеть рождество на земле между небом и чем-то ещё - то прошу всех на праздник со всеми атрибутами трёх стихий, а кто мешает прошу дождаться своего рая.
Дьявольщина какая-то, вроде все слова знакомые, но о чем речь - не понимаю.

Тетя Ася
14.11.2010, 19:21
Кочетков Илья, не моглим бы Вы пояснить свою точку зрения более развернуто, с кинематографическими примерами. Как это ни прискорбно, но я тоже не въехала - что конкретно Вы имели в виду?

Кочетков Илья
14.11.2010, 20:13
С кинематографической? Знал бы я что это такое. Я вот написал какую-то формулу, а вы уже насторожились.

"В жизни людей должен быть праздник - это рай для грешников". - Ну здесь я хотел показать своё отношение к злодеям, что как бы не был плох поступок, всё таки не надо лишать человека права на возможность быть как все и радоваться со всеми, пусть рай будет и этим бедолагам, а уж с кинематрографического угла зрения -добро побеждает зло или хотя бы сжаливается над ним, такое было.

"Тем же кто ни в чём не виноват праздник доставляет их нацеленность на результат и от того как она воплощается можно судить по праздничности в их душах". - чего не надо думаю объяснять как основная идея всей голивудской схемы жизни- человек работает с утра до поздней ночи, покупает всё необходимое, устраивает свою личную жизнь, меньше работает, больше отдыхает и от того ему и радостно и всем кто с ним.

"Сюжет рождества никогда бы не был так заманчив, если бы кто-то его знал." - да я не знаю что это за праздник и откуда он взялся, а если вы знаете наверно, тогда мне сомневающемуся даже в таких вещах как бог, религия и их силе трудно будет что-то объяснить.И не мало примеров в кино, когда под этот праздник всякие теории подкладываются, вроде, да фиг знает...
"Отсюда вечная выгода его непредсказуемости." - а что невыгодного каждый год сколько всего устраивается, сколько людей в этом принимают участие, только одни кафе да рестораны какую выручку имеют, ничё так я развернулся ни слишком.

"Если нужно увидеть рождество на земле между небом и чем-то ещё - то прошу всех на праздник со всеми атрибутами трёх стихий, а кто мешает прошу дождаться своего рая". - ну здесь общие слова о том, что в фильме будет задействованы персонажи от земных до космических или там не знаю фантастических. А последнюю реплику не берите в голову это завязка с первой, для целостности.
Фу всё

Тетя Ася
14.11.2010, 20:25
С кинематографической? Знал бы я что это такое.


Кочетков Илья, простите, а кто Вы профессии?

Кочетков Илья
14.11.2010, 20:48
Бездельник, если такая существует, но работаю уже три месяца технологом на машиностроительном заводе