Граф Д
23.04.2010, 03:53
Я сегодня не выспался, поэтому разразился статьей, немного хаотичной, но симпатичной. Посвящена она комиксам. К этому жанру в России по-прежнему бытует скептическое, а иногда и откровенно презрительное отношение.
Адекватор, например, предположил, что отечественный читатель комиксов это «такой дядяка с узким лбом и маленькими глазками под толстыми надбровными дугами сидит и смотрит комикс, тыкает толстым пальцем в картинки и щерится желтыми крупными зубами».
Ужасная картина! Совсем не похож этот «дядяка» на тех апологетов духовности, что прозревают оную всю зиму на печи, потом слезают с нее, чтобы насажать картошки и почитать Достоевского. Но не буду растекаться мыслью в эту сторону (хотя именно пост адекватора и заставил меня написать эту заметку).
Поговорим о комиксах. Немного. Я не специалист, не знаток, я просто люблю хорошую графику, люблю лаконичный сценарный стиль в литературе и комиксы просто не могли не привлечь мое внимание. С мангой, впрочем, я знаком плохо, поэтому касаться ее не буду.
Хотя некоторые уверяют, что комиксы, которые я делал вместе с Романом Сурженко («вместе» не совсем точное слово – я писал первый вариант, потом он самостоятельно дописывал диалоги и рисовал, мы никогда не общались) - это манга. Но он с этим, судя по публикациям в прессе, не согласен, а я настаивать не буду.
Не буду и рассказывать долго о своем опыте сценариста комиксов, отмечу лишь, что писал сценарии к двум сериалам – один был о самураях, другой – фэнтезийный. Фэнтези, к сожалению, так и не вышло, хотя прекрасный художник Борис Аникин сделал изумительные иллюстрации и некоторые из них уже были раскрашены.
В комиксах процесс рисования разделен на несколько стадий, сначала создается и утверждается черно-белый рисунок, а затем раскрашивается (в наше время – с помощью компьютера), причем раскраской часто занимается уже другой художник.
Но все это было давно. Сейчас я только читатель и у меня колоссальная коллекция комиксов в электронном формате. Правда, далеко не все из них я прочел (как с фильмами – качаешь, качаешь, а посмотреть времени нет), но многие, так или иначе, привлекли мое внимание - графикой, атмосферой, сюжетом, персонажами. Комикс это только жанр, как кинематограф, музыка или литература. В нем есть свои вершины, свой ширпотреб, свои блокбастеры и своя контркультура. А их почитатели-читатели далеко не только прыщавые подростки.
Например, Федерико Феллини весьма ценил итальянского художника комиксов Мило Манару. Статью о последнем можно найти здесь http://jolita.livejournal.com/1853829.html
(эта статья была изначально размещена на www.castlerock.ru (http://www.castlerock.ru/) , но похоже, ее там не осталось, имени автора я не нашел).
Я приведу здесь небольшой отрывок:
"Внимание киномэтра Манара привлек своей фантазией, тягой к изменению реальности, эротическим артистизмом и, наконец, общей легкостью, непринужденностью творчества. Как известно некоторые замыслы Феллини так и не были осуществлены (важнейшие эпизоды из едва намеченных фильмов он безжалостно растаскивал по другим картинам) и, чтобы хоть в какой-то форме донести до аудитории свои невоплощенные идеи, Феллини доверяет Манара их материализацию в форме комиксов. Крупнейшие нереализованные фильмы режиссера – «Путешествие в Тулум» (почти документальный рассказ о поездке создателя «Ночей Кабирии» в Мексику к Кастанеде – событии, после которого человечество впервые убедилось, что автор «Дона Хуана» существует в реальности) и «Путешествие Масторны» отныне и навеки останутся в истории культуры в обличии комиксов Мило Мнанара".
Я не нашел в фильмографии Боба Рейфелсона фильма о котором говорится в этой статье - поставленного по комиксу Манары. «Клик» был экранизирован другим режиссером. Должно быть тут какая-то ошибка. Но в том, что касается дружбы Феллини и Манары нет никакой ошибки. Сам Феллини начинал когда-то как карикатурист и на протяжении всей жизни рисовал «на любом подвернувшемся листке». Здесь http://artpages.org.ua/interesnosti/pornokarikaturi-federiko-fellini.html
любопытная статья посвященная эротическим карикатурам Феллини (уйдем на минутку в сторону).
Цитата:
"Художник комиксов Мило Манара вспоминал: "На семидесятилетие Феллини я подарил ему коробку фломастеров, его глаза блестели как у ребёнка. Это были хорошие фломастеры, которые не выцветают со временем, но я не говорил ему об этом, чтобы не озадачивать его. Он никогда не относился всерьёз к своим рисункам. Ему было непонятно то, с каким благоговением мы сохраняли ресторанные салфетки, на которых он рисовал".
Манара сотрудничал напрямую с другим великим режиссером – Алехандро Ходоровским, который был автором сценариев комиксов Манары, посвященных семейству Борджия.
Работы Манары можно без труда найти в интернете – это один из наиболее популярных художников комиксов (что неудивительно, учитывая, что большинство его работ связаны с эротикой). Я приведу лишь одну страничку из замечательного комикса по «Метаморфозам» Лукиана («Золотой осел»).
http://www.10pix.ru/img1/363281/1266266.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/363281/1266266/)
Кем бы еще забить баки скептикам? Вспомним Умберто Эко! Сей благородный муж признавался, что ему по вкусу творение Тициана Склави – многосерийный комикс о похождениях частного детектива, расследующего дела связанные с потусторонним. Комикс называется «Дилан Дог» (Dylan Dog) и его как раз не так-то просто найти.
http://www.10pix.ru/img1/1189/1266268.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/1189/1266268/)
Дело в том, что в США издателям его не удалось хорошо раскрутить, и он известен главным образом на родине, в Италии (у меня есть выпуски на итальянском и на польском). Комикс собирались переводить и на русский, но чем дело закончилось – я не в курсе. Дилан Дог, чей образ был откровенно срисован с Руперта Эверетта (художники комиксов нередко заимствуют у популярных актеров внешность для своих героев) стал также героем ряда компьютерных квестов, о которых, впрочем, мало кто ныне знает и помнит.
А в 1994 году выходит фильм «Делламорте Делламоре» по роману Склави. Эту картину Мартин Скорсезе назвал в числе наиболее интересных итальянских лент девяностых. Склави не изменил себе, главный герой романа и фильма – кладбищенский сторож, вынужденный регулярно сражаться с оживающими мертвецами. Но это не одномерный фильм ужасов о зомби, режиссеру Микеле Соави удалось создать мрачную сюрреалистическую ленту, выходящую за рамки жанра ужасов. Главную роль, кстати, исполнил Руперт Эверетт.
К комиксам это, само собой, имеет уже отдаленное отношение, но я рассказываю об этом фильме, чтобы показать связь между видами искусства – комикс, роман, фильм, все сплетено, понимаете? Все гармонично связано, и нет никаких границ, табу и рамок, кроме тех, которые накладывает наш вкус, наша способность к восприятию и наша способность к творчеству.
Посмотрите «Делламорте Делламоре», это достойное кино (не предназначенное, впрочем, для семейного просмотра).
Разумеется, я сейчас касался вершин жанра комикса, однако и мейнстрим часто предлагает очень качественные работы.
Вот, например, страница из первого выпуска «Восставшего из ада» (Hellraiser).
http://www.10pix.ru/img1/167578/1266257.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/167578/1266257/)
Эта серия комиксов была создана по мотивам произведений Клайва Баркера – одного из лучших писателей в жанре хоррор (и талантливого режиссера). Баркер не совсем мейнстрим, но Hellraiser - раскрученный бренд и можно было ожидать, что комиксы станут такой же халтурой, каким стал киносериал, после второго или третьего (мнения расходятся) фильма.
И действительно, далеко не все комиксы по Hellraiser достойны внимания, но вот эта страница… Это плохо, уважаемый доктор? (с) Это может оценить только питекантроп с узким лбом? Нет, я не сомневаюсь, что копатель картошки, вылезший из духовной берлоги под скулеж шансона скривит родную мосю в высокомерном презрении? Но…
Вы понимаете!
На самом деле, в России комиксы имеют небольшую, но преданную армию читателей, которая постоянно пополняется. Правда, чтобы насладиться тем же «Восставшим из ада», нужно уметь хотя бы бегло читать по-английски. С другой стороны, многие комиксы переведены и с каждым днем число переводов растет.
Например, вот очень своеобразный комикс о преисподней, населенной вампирами. «Реквием: Рыцарь-Вампир» (Requiem Chevalier Vampire). http://rus-bd.com/everything/35-bdarticlescategory/75-requiem-by-olivier-ledroit-a-pat-mills.html
Это очень мрачная история, главный герой которой - офицер вермахта, убитый в России - оказывается в преисподней, где ему суждено присоединиться к клану вампиров-аристократов. В плане графики - любопытный сплав кича и барочных изысканных фантазий.
И, наконец, для сценариста комиксы это возможность воплотить свои фантазии, на которые у нашего кинематографа просто нет денег и еще долго не будет. Если у сценариста есть, конечно, талант художника (или же знакомый художник).
Впрочем, и в США был как минимум один случай, когда сценарист не смог пристроить сценарий полного метра и превратил его в комикс. А когда тот завоевал популярность – студия дала добро на экранизацию. Это произошло со сценарием фильма «30 дней ночи».
http://www.cult-cinema.ru/reviews/digits/30_days_of_night/
Впрочем, всем известно что «там» комиксы экранизируют регулярно. С разным результатом. Но нередко этот результат оказывается весьма достойным. Комиксы легли в основу не только «Бэтмана» и «Супермена» (впрочем, последние Бэтманы были почти серьезным кино). По комиксам поставлены «Проклятый путь» с Томом Хэнксом, «Маска» с Джимом Кэрри, неоднозначные, но далеко неглупые «Хранители», «Город грехов» и многие другие картины. Стэн Ли, Алан Мур, Фрэнк Миллер – как бы вы не относились к фильмам, которые сняты по их произведениям (очень разным, бесспорно), но без этих фильмов и их творцов невозможно себе представить современный жанровый кинематограф.
А вот фильм «Ультрафиолет», который многие считают поставленным по комиксам, на самом деле, экранизацией не является. Сценарист и режиссер Курт Уиммер мистифицировал зрителей, разместив в начале фильма обложки выпусков несуществующего комикса. Я, кстати, сразу догадался, что это фикция - по одной из этих обложек. Она была на русском, и я остановил кадр, чтобы прочитать, что там написано - надписи были сделаны с ошибками!
В свою очередь сюжеты удачных фильмов становятся основой для комиксов. Одни из них просто пересказывают содержание картины (здесь стоит отметить «Армию тьмы» - комикс по фильму вышел мрачнее самого фильма и мне показался заслуживающим внимания, при том что я картину видел раз двадцать), другие представляют собой самостоятельные истории.
Обладая куда большей творческой свободой, создатели комиксов часто создают такие продолжения популярных фильмов, которые вряд ли могли бы быть вообще сняты.
Например, по сайтам посвященным ужасам долгое время ходил слух о том, что следующим фильмом после «Фредди против Джейсона» станет «Фредди против Джейсона и Эша» (Эш – главный герой знаменитой трилогии «Зловещие мертвецы»). Впрочем, мало кто верил, что такое кино когда-нибудь появится. А вот комиксы такие есть и довольно мрачненькие, хотя от высокого искусства они, конечно, далеки.
Другой комикс из этой серии (я недавно прочел его на ночь) – «Джейсон против Кожаного лица» (Jason vs. Leatherface) - где Джейсон из "Пятницы, 13" встречается с героями "Техасской резни бензопилой". Сценарий написала Нэнси Коллинз (http://lib.rus.ec/a/6072), автор ряда вампирских романов, в комиксе стандартная графика, но при этом авторам удалось создать изумительную болезненную атмосферу (и пролить целые реки крови))).
Хотя это, конечно, все мейнстрим.
А вот Emily the Strange это уже контркультура и черный юмор.
4433
Готичная девочка Эмили для своих 13 лет чертовски независима, чертовски цинична и чертовски обаятельна. Она любит своих кошек и знает толк в реанимации мертвецов и тому подобных готичных проделках. Мультипликационный фильм об Эмили обещают выпустить в этом году http://www.imdb.com/title/tt0482500/
, а в марте этого же года вышел второй роман (не графический) об этой прекрасной (без всяких шуток – я бы на ней женился… когда она подрастет, конечно) девушке - Emily the Strange: Stranger and Stranger. Первый вышел в 2009 и назывался Lost Days. Как я говорил – все связано. Некоторые комиксы об Эмили (на английском) есть на торренте, я не буду уверять, что это искусство высокой пробы, но циничные вампиры, вроде меня, непременно найдут среди этих историй что-нибудь себе по вкусу. Мне, например, понравился короткий комикс, где Эмили залезла на небо - чтобы найти того, кто спрятал все «хорошие облака» в виде драконов и горящих зданий, и выпустил вместо них на небо какие-то скучные улыбающиеся рожи.
Это был краткий обзор, комиксы это необъятная тема, и говорить о них можно долго. Я мог бы, к примеру, вспомнить о том, что Кевин Смит продал свою коллекцию комиксов чтобы снять своих бесподобных «Клерков», а потом выкупил ее обратно… Да, в общем-то я уже это вспомнил! Но я мог бы еще набрать цитат знаменитостей, рассказать про Нила Геймана и Стивена Кинга… Однако делать этого не буду, ибо надеюсь, что мне уже вполне удалось донести до вас свою мысль.
Я не предлагаю всем немедленно начать скачивать комиксы, изучать программу для их просмотра (о ней чуть ниже) и вполне допускаю, что даже творения Манары и Ходоровского кого-то оставят вполне равнодушными.
То, что я хотел сказать, это то, что жанр комиксов, как и любой другой жанр искусства имеет право на существование и уважение. А многочисленный ширпотреб и халтура которые, конечно же, составляют в нем, как и везде, большую часть продукции - не могут дискредитировать жанр целиком, как не могут дискредитировать кинематограф и литературу бездарные книжки и паршивые фильмы.
Примечание:
Комиксы обычно распространяются либо в pdf, либо в cbr или cbz – последние два формата это переименованные архивы rar и zip, которые можно либо переименовать обратно и распаковать, либо смотреть с помощью бесплатной и маленькой программы CDisplay, для которой они собственно и предназначены. Программка удобная, но некоторые не могут к ней привыкнуть.
Дмитрий Губаревский
23.04.10
4434
Адекватор, например, предположил, что отечественный читатель комиксов это «такой дядяка с узким лбом и маленькими глазками под толстыми надбровными дугами сидит и смотрит комикс, тыкает толстым пальцем в картинки и щерится желтыми крупными зубами».
Ужасная картина! Совсем не похож этот «дядяка» на тех апологетов духовности, что прозревают оную всю зиму на печи, потом слезают с нее, чтобы насажать картошки и почитать Достоевского. Но не буду растекаться мыслью в эту сторону (хотя именно пост адекватора и заставил меня написать эту заметку).
Поговорим о комиксах. Немного. Я не специалист, не знаток, я просто люблю хорошую графику, люблю лаконичный сценарный стиль в литературе и комиксы просто не могли не привлечь мое внимание. С мангой, впрочем, я знаком плохо, поэтому касаться ее не буду.
Хотя некоторые уверяют, что комиксы, которые я делал вместе с Романом Сурженко («вместе» не совсем точное слово – я писал первый вариант, потом он самостоятельно дописывал диалоги и рисовал, мы никогда не общались) - это манга. Но он с этим, судя по публикациям в прессе, не согласен, а я настаивать не буду.
Не буду и рассказывать долго о своем опыте сценариста комиксов, отмечу лишь, что писал сценарии к двум сериалам – один был о самураях, другой – фэнтезийный. Фэнтези, к сожалению, так и не вышло, хотя прекрасный художник Борис Аникин сделал изумительные иллюстрации и некоторые из них уже были раскрашены.
В комиксах процесс рисования разделен на несколько стадий, сначала создается и утверждается черно-белый рисунок, а затем раскрашивается (в наше время – с помощью компьютера), причем раскраской часто занимается уже другой художник.
Но все это было давно. Сейчас я только читатель и у меня колоссальная коллекция комиксов в электронном формате. Правда, далеко не все из них я прочел (как с фильмами – качаешь, качаешь, а посмотреть времени нет), но многие, так или иначе, привлекли мое внимание - графикой, атмосферой, сюжетом, персонажами. Комикс это только жанр, как кинематограф, музыка или литература. В нем есть свои вершины, свой ширпотреб, свои блокбастеры и своя контркультура. А их почитатели-читатели далеко не только прыщавые подростки.
Например, Федерико Феллини весьма ценил итальянского художника комиксов Мило Манару. Статью о последнем можно найти здесь http://jolita.livejournal.com/1853829.html
(эта статья была изначально размещена на www.castlerock.ru (http://www.castlerock.ru/) , но похоже, ее там не осталось, имени автора я не нашел).
Я приведу здесь небольшой отрывок:
"Внимание киномэтра Манара привлек своей фантазией, тягой к изменению реальности, эротическим артистизмом и, наконец, общей легкостью, непринужденностью творчества. Как известно некоторые замыслы Феллини так и не были осуществлены (важнейшие эпизоды из едва намеченных фильмов он безжалостно растаскивал по другим картинам) и, чтобы хоть в какой-то форме донести до аудитории свои невоплощенные идеи, Феллини доверяет Манара их материализацию в форме комиксов. Крупнейшие нереализованные фильмы режиссера – «Путешествие в Тулум» (почти документальный рассказ о поездке создателя «Ночей Кабирии» в Мексику к Кастанеде – событии, после которого человечество впервые убедилось, что автор «Дона Хуана» существует в реальности) и «Путешествие Масторны» отныне и навеки останутся в истории культуры в обличии комиксов Мило Мнанара".
Я не нашел в фильмографии Боба Рейфелсона фильма о котором говорится в этой статье - поставленного по комиксу Манары. «Клик» был экранизирован другим режиссером. Должно быть тут какая-то ошибка. Но в том, что касается дружбы Феллини и Манары нет никакой ошибки. Сам Феллини начинал когда-то как карикатурист и на протяжении всей жизни рисовал «на любом подвернувшемся листке». Здесь http://artpages.org.ua/interesnosti/pornokarikaturi-federiko-fellini.html
любопытная статья посвященная эротическим карикатурам Феллини (уйдем на минутку в сторону).
Цитата:
"Художник комиксов Мило Манара вспоминал: "На семидесятилетие Феллини я подарил ему коробку фломастеров, его глаза блестели как у ребёнка. Это были хорошие фломастеры, которые не выцветают со временем, но я не говорил ему об этом, чтобы не озадачивать его. Он никогда не относился всерьёз к своим рисункам. Ему было непонятно то, с каким благоговением мы сохраняли ресторанные салфетки, на которых он рисовал".
Манара сотрудничал напрямую с другим великим режиссером – Алехандро Ходоровским, который был автором сценариев комиксов Манары, посвященных семейству Борджия.
Работы Манары можно без труда найти в интернете – это один из наиболее популярных художников комиксов (что неудивительно, учитывая, что большинство его работ связаны с эротикой). Я приведу лишь одну страничку из замечательного комикса по «Метаморфозам» Лукиана («Золотой осел»).
http://www.10pix.ru/img1/363281/1266266.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/363281/1266266/)
Кем бы еще забить баки скептикам? Вспомним Умберто Эко! Сей благородный муж признавался, что ему по вкусу творение Тициана Склави – многосерийный комикс о похождениях частного детектива, расследующего дела связанные с потусторонним. Комикс называется «Дилан Дог» (Dylan Dog) и его как раз не так-то просто найти.
http://www.10pix.ru/img1/1189/1266268.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/1189/1266268/)
Дело в том, что в США издателям его не удалось хорошо раскрутить, и он известен главным образом на родине, в Италии (у меня есть выпуски на итальянском и на польском). Комикс собирались переводить и на русский, но чем дело закончилось – я не в курсе. Дилан Дог, чей образ был откровенно срисован с Руперта Эверетта (художники комиксов нередко заимствуют у популярных актеров внешность для своих героев) стал также героем ряда компьютерных квестов, о которых, впрочем, мало кто ныне знает и помнит.
А в 1994 году выходит фильм «Делламорте Делламоре» по роману Склави. Эту картину Мартин Скорсезе назвал в числе наиболее интересных итальянских лент девяностых. Склави не изменил себе, главный герой романа и фильма – кладбищенский сторож, вынужденный регулярно сражаться с оживающими мертвецами. Но это не одномерный фильм ужасов о зомби, режиссеру Микеле Соави удалось создать мрачную сюрреалистическую ленту, выходящую за рамки жанра ужасов. Главную роль, кстати, исполнил Руперт Эверетт.
К комиксам это, само собой, имеет уже отдаленное отношение, но я рассказываю об этом фильме, чтобы показать связь между видами искусства – комикс, роман, фильм, все сплетено, понимаете? Все гармонично связано, и нет никаких границ, табу и рамок, кроме тех, которые накладывает наш вкус, наша способность к восприятию и наша способность к творчеству.
Посмотрите «Делламорте Делламоре», это достойное кино (не предназначенное, впрочем, для семейного просмотра).
Разумеется, я сейчас касался вершин жанра комикса, однако и мейнстрим часто предлагает очень качественные работы.
Вот, например, страница из первого выпуска «Восставшего из ада» (Hellraiser).
http://www.10pix.ru/img1/167578/1266257.th.jpg (http://www.10pix.ru/view/167578/1266257/)
Эта серия комиксов была создана по мотивам произведений Клайва Баркера – одного из лучших писателей в жанре хоррор (и талантливого режиссера). Баркер не совсем мейнстрим, но Hellraiser - раскрученный бренд и можно было ожидать, что комиксы станут такой же халтурой, каким стал киносериал, после второго или третьего (мнения расходятся) фильма.
И действительно, далеко не все комиксы по Hellraiser достойны внимания, но вот эта страница… Это плохо, уважаемый доктор? (с) Это может оценить только питекантроп с узким лбом? Нет, я не сомневаюсь, что копатель картошки, вылезший из духовной берлоги под скулеж шансона скривит родную мосю в высокомерном презрении? Но…
Вы понимаете!
На самом деле, в России комиксы имеют небольшую, но преданную армию читателей, которая постоянно пополняется. Правда, чтобы насладиться тем же «Восставшим из ада», нужно уметь хотя бы бегло читать по-английски. С другой стороны, многие комиксы переведены и с каждым днем число переводов растет.
Например, вот очень своеобразный комикс о преисподней, населенной вампирами. «Реквием: Рыцарь-Вампир» (Requiem Chevalier Vampire). http://rus-bd.com/everything/35-bdarticlescategory/75-requiem-by-olivier-ledroit-a-pat-mills.html
Это очень мрачная история, главный герой которой - офицер вермахта, убитый в России - оказывается в преисподней, где ему суждено присоединиться к клану вампиров-аристократов. В плане графики - любопытный сплав кича и барочных изысканных фантазий.
И, наконец, для сценариста комиксы это возможность воплотить свои фантазии, на которые у нашего кинематографа просто нет денег и еще долго не будет. Если у сценариста есть, конечно, талант художника (или же знакомый художник).
Впрочем, и в США был как минимум один случай, когда сценарист не смог пристроить сценарий полного метра и превратил его в комикс. А когда тот завоевал популярность – студия дала добро на экранизацию. Это произошло со сценарием фильма «30 дней ночи».
http://www.cult-cinema.ru/reviews/digits/30_days_of_night/
Впрочем, всем известно что «там» комиксы экранизируют регулярно. С разным результатом. Но нередко этот результат оказывается весьма достойным. Комиксы легли в основу не только «Бэтмана» и «Супермена» (впрочем, последние Бэтманы были почти серьезным кино). По комиксам поставлены «Проклятый путь» с Томом Хэнксом, «Маска» с Джимом Кэрри, неоднозначные, но далеко неглупые «Хранители», «Город грехов» и многие другие картины. Стэн Ли, Алан Мур, Фрэнк Миллер – как бы вы не относились к фильмам, которые сняты по их произведениям (очень разным, бесспорно), но без этих фильмов и их творцов невозможно себе представить современный жанровый кинематограф.
А вот фильм «Ультрафиолет», который многие считают поставленным по комиксам, на самом деле, экранизацией не является. Сценарист и режиссер Курт Уиммер мистифицировал зрителей, разместив в начале фильма обложки выпусков несуществующего комикса. Я, кстати, сразу догадался, что это фикция - по одной из этих обложек. Она была на русском, и я остановил кадр, чтобы прочитать, что там написано - надписи были сделаны с ошибками!
В свою очередь сюжеты удачных фильмов становятся основой для комиксов. Одни из них просто пересказывают содержание картины (здесь стоит отметить «Армию тьмы» - комикс по фильму вышел мрачнее самого фильма и мне показался заслуживающим внимания, при том что я картину видел раз двадцать), другие представляют собой самостоятельные истории.
Обладая куда большей творческой свободой, создатели комиксов часто создают такие продолжения популярных фильмов, которые вряд ли могли бы быть вообще сняты.
Например, по сайтам посвященным ужасам долгое время ходил слух о том, что следующим фильмом после «Фредди против Джейсона» станет «Фредди против Джейсона и Эша» (Эш – главный герой знаменитой трилогии «Зловещие мертвецы»). Впрочем, мало кто верил, что такое кино когда-нибудь появится. А вот комиксы такие есть и довольно мрачненькие, хотя от высокого искусства они, конечно, далеки.
Другой комикс из этой серии (я недавно прочел его на ночь) – «Джейсон против Кожаного лица» (Jason vs. Leatherface) - где Джейсон из "Пятницы, 13" встречается с героями "Техасской резни бензопилой". Сценарий написала Нэнси Коллинз (http://lib.rus.ec/a/6072), автор ряда вампирских романов, в комиксе стандартная графика, но при этом авторам удалось создать изумительную болезненную атмосферу (и пролить целые реки крови))).
Хотя это, конечно, все мейнстрим.
А вот Emily the Strange это уже контркультура и черный юмор.
4433
Готичная девочка Эмили для своих 13 лет чертовски независима, чертовски цинична и чертовски обаятельна. Она любит своих кошек и знает толк в реанимации мертвецов и тому подобных готичных проделках. Мультипликационный фильм об Эмили обещают выпустить в этом году http://www.imdb.com/title/tt0482500/
, а в марте этого же года вышел второй роман (не графический) об этой прекрасной (без всяких шуток – я бы на ней женился… когда она подрастет, конечно) девушке - Emily the Strange: Stranger and Stranger. Первый вышел в 2009 и назывался Lost Days. Как я говорил – все связано. Некоторые комиксы об Эмили (на английском) есть на торренте, я не буду уверять, что это искусство высокой пробы, но циничные вампиры, вроде меня, непременно найдут среди этих историй что-нибудь себе по вкусу. Мне, например, понравился короткий комикс, где Эмили залезла на небо - чтобы найти того, кто спрятал все «хорошие облака» в виде драконов и горящих зданий, и выпустил вместо них на небо какие-то скучные улыбающиеся рожи.
Это был краткий обзор, комиксы это необъятная тема, и говорить о них можно долго. Я мог бы, к примеру, вспомнить о том, что Кевин Смит продал свою коллекцию комиксов чтобы снять своих бесподобных «Клерков», а потом выкупил ее обратно… Да, в общем-то я уже это вспомнил! Но я мог бы еще набрать цитат знаменитостей, рассказать про Нила Геймана и Стивена Кинга… Однако делать этого не буду, ибо надеюсь, что мне уже вполне удалось донести до вас свою мысль.
Я не предлагаю всем немедленно начать скачивать комиксы, изучать программу для их просмотра (о ней чуть ниже) и вполне допускаю, что даже творения Манары и Ходоровского кого-то оставят вполне равнодушными.
То, что я хотел сказать, это то, что жанр комиксов, как и любой другой жанр искусства имеет право на существование и уважение. А многочисленный ширпотреб и халтура которые, конечно же, составляют в нем, как и везде, большую часть продукции - не могут дискредитировать жанр целиком, как не могут дискредитировать кинематограф и литературу бездарные книжки и паршивые фильмы.
Примечание:
Комиксы обычно распространяются либо в pdf, либо в cbr или cbz – последние два формата это переименованные архивы rar и zip, которые можно либо переименовать обратно и распаковать, либо смотреть с помощью бесплатной и маленькой программы CDisplay, для которой они собственно и предназначены. Программка удобная, но некоторые не могут к ней привыкнуть.
Дмитрий Губаревский
23.04.10
4434